в старшей группе компенсирующей направленности с ЗПР «Цветочный город».
Проблема | У детей нет знаний о зимующих птицах, населяющих Южный Урал. Дети с задержкой психического развития имеют недостаточные представления об образе жизни, повадках, питании и жилищах птиц наших лесов; о том, почему они не улетают в теплые края. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать птиц. Участие детей в проекте, позволит обогатить их знания и представления о зимующих птицах, их птенцах, об особенностях жизни; развить связную речь, творческие способности. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. |
Полное наименование проекта | «Зимующие птицы Южного Урала». |
Тип проекта | Групповой, исследовательский, познавательный, творческий. |
Цель проекта | Цель: Знакомство детей с зимующими птицами; формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы; накопление знаний о зимующих птицах Южного Урала; создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Задачи: 1)Познакомить детей с тем, как человек влияет на природу; 2)Дать представления о зимующих птицах Южного Урала: образ жизни, питание, жилище, способы передвижения, защита от врагов; 3)Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы; 4)Углубить знания детей о мире зимующих птиц через чтение произведений о птицах; 5)Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику и речи; 6)Обогащать и активизировать словарь по теме проекта; 7)Развивать связную речь через составление описательного рассказа о зимующих птицах; 8)Развивать творческое мышление и воображение посредством продуктивной деятельности; 9)Воспитывать интерес к живой природе, любознательность; 10)Формировать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; 11)Активизировать совместную деятельность детей и родителей. |
Образовательные области | Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. |
Период (продолжительность) и этапы реализации проекта | Краткосрочный С 11.12 по 22.12.23 г. |
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели: Для детей Для педагогов Для родителей | ДЛЯ ДЕТЕЙ: Получение знаний о зимующих птицах, активизация словаря, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие бережного отношения к птицам. ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: Повышение профессионального уровня. Создание информационной базы. Создание оптимальных и необходимых условий для организации совместной деятельности педагога с детьми. ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Заинтересовать родителей в получении дополнительной информации о птицах. Получение родителями опыта и некоторых навыков продуктивной деятельности совместно с детьми. |
Участники проекта | Педагоги: Дети с ОВЗ старшей группы, родители. |
Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная) | I этап(подготовительный) – определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, определение содержания деятельности всех участников проекта. II этап(основной) – организация исследовательской деятельности детей. Проведение серий познавательных бесед. Проведение занятий и дидактических игр. Индивидуальная работа. Оформление результатов с помощью создания рисунков, выставок в свободной и совместной художественно-творческой деятельности. III этап (заключи тельный) – подведение итогов работы над проектом, выставка творческих работ детей, презентация проекта. |
Презентация проекта | 1. Коллективная поделка «Зимующие птицы» (Макет). 2.Презентация проекта «Зимующие птицы Южного Урала». |
Вид деятельности | Образовательная область | Содержание деятельности | Взаимодействие с родителями |
1.Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская Проектная Коммуникативная | Беседа: «Зимующие птицы – кто они?»; «Птицы- наши друзья», «Чем птицы отличаются от животных», «Почему птицы остаются зимовать», «Что мы знаем о птицах», «Берегите птиц». НОД «Зимующие птицы»; НОД «Как устроены перья»; «Почему птицы не мерзнут зимой»; НОД «Расскажи о птице». Рассматривание «Красной книги», энциклопедий, альбомов, фотографий по теме; прослушивание голосов птиц в аудиозаписи (звуки птиц в природе); Просмотр презентаций о зимующих птицах. Дидактические игры: «Перелётные - зимующие», «Сколько птиц на картинке» (наложенное изображение), «Четвертый лишний», «Назови зимующих птиц», «Чей домик?», «Домино» (птицы), «Птицы и птенчики», «Сложи картинку», «Кого не стало?», «Узнай по тени», «Найди различия», «Кто где живет?», «Путаница», «Узнай по описанию», «Сравни птиц», «Логическая цепочка» (место проживания, птенцы, питание), «Добавь слово», «Чего не хватает?». Разучивание загадок по теме. Математические игры «Посчитай и обведи цифру» (счёт зимующих птиц), «Сложи птицу» (закрепление геометрических фигур), «Определи по контуру» (развитие логического мышления), «Посчитай птиц». | Консультация «Всё о зимующих птицах» Семейная викторина «Животные и птицы зимой»; Наблюдение за птицами, кормление. |
| | Опыт 1: «Как же устроено перо?». Опыт 2: «Что тяжелее: перо или камень?». Опыт 3: «Почему птицы не мерзнут». Разучивание пальчиковых гимнастик «Птенчики в гнезде», «Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц», «Сколько птиц в кормушке нашей», «Птичка крылышками машет», «Мы кормушку смастерили» и т.д. | |
2. Социально-коммуникативное развитие | Игровая Познавательная | Сюжетно-ролевые игры: «Доктор Айболит», «Зоопарк»; Д/и «Хорошо- плохо» (польза-вред от птиц для человека и природы), «Кто чем питается?» (подобрать корм). Обсуждение проблемной ситуации «Как помочь птицам», «Почему снегири и синички прилетают в город?». Изготовление коллективной поделки «Зимующие птицы» (Макет). | |
3. Речевое развитие | Коммуникативная Познавательная. | Д/и: «Назови зимующих птиц», «Назови птенцов зимующих птиц», «Ай да птица, что за птица!», «Кто как голос подает?», «Чей хвост?», «Чей клюв?», «Скажи какой, какая?», «Скажи одним словом», «Определи первый - последний звук в названиях птиц»; «Кто у кого?», «Сделай схему слова». Чтение стихов русских поэтов и загадок о зимующих птицах. Составление рассказов по алгоритму. Чтение рассказов: В. Бианки «Кто чем поет?», «Чей нос лучше», «Синичкин календарь. Зима», Л. Н. Толстой «Воробей и ласточка», Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка». | Совместное выполнение с детьми домашних заданий по теме проекта. Привлечение родителей к поиску и разучиванию стихов о птицах, загадок, иллюстрации. |
4. Художественно- эстетическое развитие. | Изобразительная Продуктивная | Лепка «Вот какая птичка прилетела к нам» (коллективная работа). Оригами «Птицы». Аппликация «Снегири». Рисование «Воробей», «Сказочная птица» Разучивание песен. Прослушивание фонограммы «Птичьи голоса». | |
5.Физическое развитие | Двигательная Игровая | «Птичка на дереве», «Совушка», «Птица без гнезда», «Ласточка», «Птица», «Гуси-лебеди», «Птицелов». «Покажи птицу», «Узнай меня, я - птица…». «Птичка», «Десять птичек - стайка, «Семья». | Разучивание с детьми пальчиковых игр: «Птичка», «Десять птичек - стайка, «Семья». |