Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
ПАСПОРТ проектной работы
Геометрия и искусство
Microsoft
Руководитель проекта: Парыгина И.А.
Учебный предмет: математика
Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8 - 11 класс
Состав проектной группы: Ковальчук Т., 10 класс, Куранова К., 10 класс.
Тип проекта: информационный
Геометрия и искусство
Актуальность исследования
В настоящее время искусство и наука живут в различных сферах деятельности и стремятся разойтись всё дальше друг от друга. Бытует мнение, что геометрия – это “сухой” предмет, развивающий только ум и логику, а искусство воздействует лишь на духовную сферу человека, следовательно, геометрия и искусство – это “лед и пламень”. Мы развеем этот миф и ответим на вопрос: есть ли точки соприкосновения геометрии с искусством, а также поможем вам понять законы природы и раскрыть её совершенство.
Цель: изучить законы геометрии для восприятия красоты и гармонии в искусстве, найти практическое значение геометрии в искусстве.
Задачи:
исследовать роль симметрии в искусстве;
найти области применения в искусстве принципа пропорций;
изучить значение перспективы в искусстве.
Введение
Окружающий нас мир – это мир геометрии. Она играет важную роль в современном мире с его чудесами технических сооружений. Но геометрия не только школа логического мышления, это еще и источник образов. Мы взглянем на геометрию как на неотъемлемый элемент общей культуры, поэтому наш лозунг звучит так: «Ищите геометрию в искусстве».
I. Теоретическая часть
Геометрия – это наука о пространстве, а точнее – наука о формах, размерах и границах тех частей пространства, которые в нем занимают вещественные тела.
Искусство — это разновидность культурной деятельности, в которой посредством творчества элементы духовного мира человека переносятся на доступный восприятию художественный образ.
Связь математических закономерностей с искусством
Для изучения взаимосвязи геометрии с искусством мы ограничились следующими разновидностями и разделами художественной деятельности: архитектурой, живописью, скульптурой, и науками: симметрией и перспективой. Такой выбор сделан ввиду наиболее ярких предпосылок участия этих математических закономерностей в осуществлении гармонии с представителями области искусства.
Живопись – это один из видов изобразительного искусства, воспроизведимый при помощи красок «видимой реальности».
(картины: Винсент ванн Гог “Интерьер ресторана”, Леонардо да Винчи «Мона Лиза»).
Архитектура – область человеческой деятельности, в которой тесно переплетены и строго уравновешены наука, техника и искусство.
(картины: Пагода в городе Нара, Баптистерий. Калат– Семан, Сирия).
Скульптура (от латинского “sculpture” — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.
(картины: Венера Милосская, Жан Антуан Гудон. Вольтер).
II. Практическая часть
Симметрия – понятие, отражающее существующий в природе порядок, пропорциональность и соразмерность между элементами какой-либо системы или объекта природы, упорядоченность, равновесие, устойчивость, т.е. если хотите, некий элемент гармонии.
Асимметрия – нарушение равновесия, связанное с изменением, развитием и динамичностью системы.
Элементы симметрии можно увидеть в общих планах зданий.
(картины: Церковь Покрова Богородицы на Нерли, Кижи. Церковь Преображения).
На мозаике апсиды собора Св. Софии в Киеве присутствует зеркально-симметричное раздвоение фигуры Христа: одна причащает хлебом, другая – вином.
«Чувашия – страна ста тысяч слов, ста тысяч песен, ста тысяч узоров». Эти слова принадлежат известному чувашскому просветителю И. Я. Яковлеву.
С древних времен у чувашей распространены резьба по дереву и вышивка. То и другое отличается богатством узоров, которые создаются с помощью симметрии.
(картины: Старинный наряд невесты, Старинный мужской наряд, Современные национальные костюмы невесты и её подруг, Герб и флаг Чувашской республики).
Асимметричная композиция архитектуры гармонична, подчинена закономерностям, создана по принципу гармонического единства архитектурных форм, несимметрично расположенных в пространстве.
Примером удивительного сочетания симметрии и асимметрии является Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.
Египетские пирамиды – величайшие творения древнего архитектурного искусства. В их пропорциях находили число «Пи», золотую пропорцию, число дней в году, расстояние до Солнца, диаметр Земли и т. д., но в дальнейшем эти математические данные не подтверждались.
(картины пирамид)
Перспектива (от франц. perspective, от лат. perspicere – смотреть сквозь, проникать взором) – это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком, геометрический способ изображения художественного пространства.
– изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик, в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства.
– вид перспективы, рассчитанный на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана).
– вид перспективы, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, а картина имеет несколько горизонтов и точек зрения.
– вид перспективы, характеризующийся исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя, при этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета.
– вид перспективы, при которой предметы переднего плана яснее по цвету, световым контрастам, деталям, нежели предметы дальних планов постановки, где контуры несколько утрачивают свою четкость, а насыщенность цвета относительно слабее.
Исследовательская деятельность
Проведенное нами исследование с представлением и объяснением значительного количества фактов участия математических закономерностей в искусстве даёт основание признать выдвинутую гипотезу полностью подтверждённой.
В ходе исследовательской работы мы взглянули на геометрию как на неотъемлемый элемент изобразительного искусства и архитектуры, увидели их практическую связь и взаимозависимость.
После проведенной нами работы мы можем с уверенностью сказать: да, между геометрией и искусством существуют тесные и многообразные связи.
Список использованной литературы:
М.К. Эсхер. “Проблемы симметрии в периодических рисунках”. 1938 г.
Математика в школе 8/2001 год
Настольный справочник школьника Г. Якушева
Толковый словарь математических терминов Монтуров О. В., Солнцев Ю. К., Соркин Ю. И., Федин Н. Г.
Интернет-ресурсы:
1. http://kvant.mccme.ru
2. http://rusnauka.narod.ru/lib/phisic/ugeom/ungeomet.html
3. http://www.abc-people.com/idea/zolotsech/whatzs-txt.htm (14.01.09)
4. http://pyrkovve.narod.ru/Publish.html (15.01.09)
5. http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/2/2103.html (15.01.09)
6. http://www.matburo.ru/st_subject.php?p=ag (15.01.09)
7. http://irinmorozova.narod.ru/ (15.01.09)http://inc.istu.ru/linc/e-pub/1831/ep1831.pdf