VII «Операционный логист» 1. Паспорт программы профессиональной пробы
Профессиональная среда: Комфортная среда
Наименование профессионального направления: Операционный логист
Автор программы: Болярских Наталья Александровна, преподаватель.
Контакты автора: Тюменская обл., г.Тюмень, e-mail [email protected], телефон 8922-001-5836.
Вид | Формат проведения | Время проведения | Возрастная категория | Доступность для участников с ОВЗ |
Ознакомитель- ный | Очный | 45 минут | 8-11 классы | Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА) |
2. Содержание программы
Введение (5 мин)
1. Краткое описание профессионального направления. Операционный логист – это специалист, который должен решать вопросы, связанные с оптимизацией различных рабочих процессов (снабжения, складирования, распределения, транспортировки), организует и координирует доставку товаров от производства до точек реализации. Одной из главных задач логиста является оптимизация пути перемещения товара, т.е. максимально при этом сэкономить. В список обязанностей логиста входят также закупки, движения финансов, распределение информационных и человеческих потоков.
2. Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира. Логист в современном понимании — это не просто диспетчер грузоперевозок. Это человек, который разрабатывает наиболее выгодную схему поставок, ищет надежных партнеров, проводит расчеты, занимается анализом рынка и готовит все необходимые документы. Одним словом — незаменимый на предприятии человек, будь то склад, производство или торговый отдел крупного ретейлера.
Профессия логист сегодня всё больше набирает популярность, ведь в нашей стране с ее огромной территорией, объёмами импорта и экспорта, она крайне востребована. Для молодых людей, которые ещё только определяются с выбором специальности это прекрасная альтернатива перенасыщенному рынку экономических профессий
3. Необходимые навыки и знания для овладения профессией. В зависимости от сложности решаемых задач обязанности операционных логистов реализуют специалисты разного уровня подготовки – это и специалисты со средним профессиональным образованием (колледжи), и специалисты с высшим образованием (бакалавры или магистры). Логисты отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.
4. 1-2 интересных факта о профессиональном направлении. Самые первые упоминания о логистике относятся к самым давним временам. Еще в четвертом веке до нашей эры его активно использовали греки и римляне. В этот период времени под этим термином подразумевалось вполне конкретное искусство счета. Древние греки, находящиеся на должности государственных контролеров, часто назывались логистами и должны были отслеживать в первую очередь движения финансовых потоков. Римляне использовали логистов для распределения продуктов питания. Данный процесс подчинялся определенным правилам, сформировавшимися в результате точных и сложных расчетов. В древней истории понятие логистики было в ходу и у византийцев. Однако в этот период ему придали немного иной смысл и стали применять в контексте военного искусства. Впервые в письменных источниках термин был упомянут приблизительно в девятом веке нашей эры. В трактате византийского императора описывалась концепция логистики, согласно которой формировался рацион питания военных и распределялся продуктовый паек.
В истории России логистика как термин тоже встречается нередко. Однако пришло определение на наши земли с легкой руки французского военного специалиста Жомини только в девятнадцатом веке. Естественно, что и в России история логистики была тесно связана с армейскими буднями. Эта наука полностью занималась всеми перемещениями войск: на своей территории, в тылу врага. Кроме этого обеспечивала армию продуктами, инструментами, необходимой техникой и тому подобными предметами. Если говорить об истории логистики кратко, то нужно отметить, что в нашей стране данный термин использовался вплоть до революции 1917 года. В начале двадцатого века он стал применяться все реже и вовсе вышел из обихода к двадцатым годам прошлого столетия. Однако как таковая логистика никуда не исчезла. Советские специалисты, занимающиеся обеспечением армии, стали называться снабженцами.
Описывая историю развития логистики кратко, можно отметить, что с древних времен до наших дней сохранились две основные трактовки термина. Первая является довольно специфической и используется в математических вычислениях. Ее ввел в обиход известный немецкий математик, подразумевая под ней определенную логику. Вторая трактовка прочно переплелась с военной отраслью. Ведь в истории развития логистики в России и других странах она в большей степени использовалась именно в качестве прикладной науки управления армией и действующими войсками в военное время (круг вопросов, находящийся в сфере деятельности логистики, сложно описать кратко).
5. Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью. Логистика - это и практическое и научное направление, которое изучает методы оптимизации транспортировки товаров и людей. Задача каждого процесса транспортировки, какой бы он длинный ни был, сделать так, чтобы товары или пассажиры были доставлены:
✎ в нужное время
✎ в нужное место
✎ в нужном количестве
✎ с заявленным качеством и сервисом
✎ при наименьших затратах.
Постановка задачи (5 мин)
1. Постановка цели и задачи в рамках пробы. Участнику программы профессиональной пробы необходимо решить ситуационные задачи в области логистики для понимания сущности профессии операционный логист.
2. Демонстрация итогового результата, продукта. Участником необходимо рассчитать стоимость доставки различными видами транспорта и составить маршрут перевозки.
Выполнение задания (30 мин)
1. Подробная инструкция по выполнению задания:
1) Назовите виды транспорта, с помощь которых можно перевозить различные грузы;
2) Определите преимущества и недостатки различных видов транспорта;
3) Определение столиц стран и денежных знаков;
4) Рассчитайте стоимость доставки груза различными видами транспорта;
5) Определите этапы перевозки груза;
6) Определение транспортной тары, в соответствии с особенностями груза;
7) Выбор маршрута перевозки груза.
2. Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания. Каждый участник работает индивидуально. Все расчеты производятся на калькуляторе.
При возникновении вопросов или при неверном исполнении оказать помощь в выполнении задания.
Контроль, оценка и рефлексия (10 мин)
1. Критерии успешного выполнения задания:
- правильно названы виды транспорта;
- правильно определены преимущества и недостатки различных видов транспорта;
- правильно определены столицы стран и денежные знаки;
- правильно рассчитана стоимость доставки груза различными видами транспорта;
- правильно определены этапы перевозки груза;
- правильно определена транспортная тара;
- правильно выбран маршрут перевозки груза.
2. Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки. В момент выполнения задания наставник внимательно следит за выполнением задания участником. По итогам прохождения профессиональной пробы могут выставляться баллы.
Низкий уровень. Обучающийся практически не выполнил задание профессиональной пробы, либо выполнил его с большими ошибками. Не проявлял инициативу и интерес к заданной деятельности, отвлекался во время выполнения задания. По результатам не смог сформировать правильный вывод.
Средний уровень. Обучающийся выполнил задание профессиональной пробы с небольшим количеством ошибок. При выполнении задания обращался за помощью к наставнику (преподавателю). Проявлял инициативу и интерес к заданной деятельности, не отвлекался во время выполнения задания. По результатам смог сформировать правильный вывод.
Высокий уровень. Обучающийся выполнил задание профессиональной пробы самостоятельно, без ошибок. Проявлял инициативу и большой интерес к заданной деятельности, не отвлекался во время выполнения задания. Задавал множество вопросов по профессии и теме профессиональной пробы. По результатам сформировал правильный вывод.
3. Вопросы для рефлексии учащихся:
- почему логистика не теряет своей актуальности?
- что было самым сложным?
- какой этап работы вызывал наибольшие трудности?
- какой этап показался вам самым важным?
- хотели бы вы работать в сфере логистики?
3. Инфраструктурный лист
Наименование | Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями | Кол-во | На группу/ на 1 чел. |
Компьютер (с монитором) | Intel core i5, 3400 мгЦ, 8ГБ , DDR-4. SSD-500 Гб; c установленным пакетом Apache OpenOffice и подключением в сети Интернет | 1 | На группу |
Компьютерная мышь и коврик для мыши | | 1 | На группу |
Клавиатура | | 1 | На группу |
Проектор | | 1 | На группу |
Экран для проектора | Настенный, стационарный | 1 | На группу |
Ручка шариковая | Синяя | 1 | На 1 чел. |
Бумага формат А4 | | 1 | На 1 чел. |
Калькулятор | | 1 | На 1 чел |