Паспорт проектной работы
1. Название проекта: «Литературный медиа альманах»
2. Руководитель проекта: Галаева Марина Анатольевна.
3. Вид проекта: внутриклассный, индивидуально-групповой, среднесрочный.
4. Возраст учащихся: 10-11 лет.
5. Состав проектной группы:
Алексанян Мариам
Алиева Алина
Волчанский Александр
Газаралиев Шамиль
Гришин Михаил
Евстифеев Андрей
Зарубина Екатерина
Кидалов Роман
Кулиш Илья
Ли Мария
Негадова Анна
Николаева Варвара
Павликов Андрей
Пестова Дарья
Ревазян Давид
Седова Анастасия
Шафеев Александр
6. Тип проекта: творческий, межпредметный.
7. Цели проекта:
создать условия для вовлечения каждого ученика в активную познавательно-творческую деятельность при составлении литературного медиа альманаха;
учить представлять свой труд в виде медиапрезентации, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов;
8. Задачи проекта:
создать условия для развития творческих способностей, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимой информации;
способствовать формированию навыков исследовательской деятельности, умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта – медиа-презентации литературного произведения;
развивать у детей интерес к организации уроков литературного чтения, к творческому взаимодействию при совместной работе..
9. Вопросы проекта:
10. Оборудование: мультимедийное оборудование, сеть Интернет, энциклопедии, компьютер, принтер или МФУ, бумага, фотоаппарат.
11. Аннотация.
Актуальность проекта.
Ни для кого не секрет, что за последние годы снизился процент читающего населения нашей планеты. Очень важно отметить, что с раннего возраста дети теряют интерес к чтению литературных произведений. Круг чтения максимум ограничивается перечнем произведений, входящих в школьный программный материал (в лучшем случае). Это связано в первую очередь с появлением новых средств получения информации: радио, ТВ, Интернет. Особенно Интернет.
Формирование читательских интересов проходит под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение. Одним из направлений работы на уроках литературного чтения является создание условий для развития читательского интереса у младших школьников.
Работу по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде схемы:
Планируя урок литературного чтения, учитель старается сделать его максимально интересным для каждого ребенка – задания различного уровня сложности, дополнительные задания «для любознательных», проведение уроков-путешествий, уроков-сказок, игровых уроков, а так же уроков с применением ИКТ.
Именно применение ИКТ мы и поставили во главе данной проектной работы. Наша задача показать, как разнообразить работу обучающегося над содержанием литературного произведения.
Значимость проекта.
Материалы данного проекта, а также его продукт могут быть использованы учителями начальных классов на уроках литературного чтения, во внеурочной деятельности и при подготовке внеклассных мероприятий.
Личностная ориентация.
В процессе работы над проектом у обучающихся формируются следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение с помощью учителя генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение с помощью учителя выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с партнером;
умения взаимопомощи в группе;
навыки делового партнерского общения.
5. Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать с помощью учителя или родителей процесс (продукт);
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
7. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать средства наглядности при
выступлении.
Воспитательный аспект.
При выполнении этого проекта у учителя появится возможность создать условия для формирования сознания ценности и значимости представления литературного произведения для развития интереса к чтению; для расширения кругозора обучающихся при работе с ИКТ, развития их способностей, наклонностей и увлечений; для развитие интереса детей к исследовательской деятельности; для формирования эстетических качеств личности.
Краткое содержание проекта.
№ | Этапы | Содержание работы |
1. | Мотивационный | «…Как привлечь внимание и интерес к литературным произведениям, с которым мы знакомимся на уроках?...» Учитель создаёт положительный мотивационный настрой, объясняет цель проекта, наблюдает за обсуждением задания детьми. |
2. | Планирование деятельности по выполнению проекта | На занятии «Учимся работать вместе» дети формируют тему, цели и задачи проекта, определяют главные вопросы, уточняют источники информации; создают рабочие группы, распределяют роли в группе, согласовываются способы совместной деятельности; распределяют литературные произведения из программного материала; вырабатывают план действий, устанавливают критерии оценки результата и процесса. Каждый ребёнок в порядке жребия получает своё литературное произведение, с которым он будет работать. Кроме этого каждая группа получает свои задачи. 1 группа: «Социологи» - проводят социологический опрос среди обучающихся начальных классов; 2 группа: «Аналитики»: - проводят анализ данных опроса; 3 группа: «Консультанты» - помогают (консультируют) ребятам, у которых возникли трудности, в создании медиапрезентации. Учитель направляет и координирует работу обучающихся, наблюдает, помогает в случае затруднения и недостатка информации. |
3. | Информацион-ный | Группы обучающихся за недельный срок проводят свои исследования – собирают материал, работают с литературой и другими источниками. На занятии делятся информацией, подводят итоги проведённым исследованиям. Все обучающиеся находят информацию об авторе своего литературного произведения, оформляют доклад, выбирают самые необходимые факты для оформления слайда. На внеурочном занятии «Учимся работать вместе» обращаемся к консультанту-специалисту – учителю информатики Лебедевой М.В., которая даёт короткий мастер-класс по изготовлению презентации. Разрабатываем последовательное содержание слайдов. Учитель координирует действия каждой группы; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества детей; сам является источником информации; наблюдает. |
4. | Операционный | Индивидуально каждый ребёнок дома выполняет работу над продуктом проекта. С помощью учителя оформляют проект; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты. Учитель координирует действия каждого обучающегося; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; оказывает содействие процессу творчества детей; сам является источником информации – представляет варианты оформления продуктов проекта. |
5. | Рефлексивно-оценочный | На очередном занятии «Учимся работать вместе» обучающиеся представляют свои продукты на экспертизу своим одноклассникам. На заключительном занятии по проекту участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную самооценку; рефлексируют. В дальнейшем готовятся к презентации проекта на школьном фестивале ученических проектов. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности; координирует действия обучающихся при защите проекта; способствует адекватной рефлексивной деятельности обучающихся. |
12. Продукт проекта: диски с презентациями «Литературные медиа альманах».
13. Этапы работы над проектом:
№ | Этап | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Форма | Продолжительность и место работы |
1. | Мотиваци-онный | Обсуждают задание, предлагают собственные идеи. | Создаёт положительный мотивационный настрой, объясняет цель проекта, наблюдает. | Урок литературного чтения | |
2. | Планирование деятельности по выполнению проекта | Формируют тему, цели и задачи проекта, определяют главные вопросы, уточняют источники информации; создают рабочие группы, распределяют роли в группе, согласовываются способы совместной деятельности; распределяют литературные произведения из программного материала; вырабатывают план действий, устанавливают критерии оценки результата и процесса. | Направляет и координирует работу обучающихся, наблюдает, помогает в случае затруднения и недостатка информации. | Внеурочное занятие «Учимся работать вместе» | 1 занятие; школа. |
3. | Информационный | Собирают материал, работают с литературой и другими источниками; проводят исследования (опросы среди обучающихся); делятся информацией, подводят итоги проведённым исследованиям; обращаемся к консультанту-специалисту; разрабатываем последовательное содержание слайдов. | Координирует действия каждой группы; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества детей; сам является источником информации; наблюдает. | Индивидуальная деятельность, внеурочное занятие «Учимся работать вместе», урок литературного чтения. | Неделя + 2 занятия; школа, библиотека, работа с родителями, работа в сети Интернет. |
4. | Операционный | Разрабатывают продукт, технологию изготовления презентации; непосредственно выполняют работу над продуктом проекта; оформляют проект; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты. | Координирует действия каждого обучающегося; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; оказывает содействие процессу творчества детей; сам является источником информации; наблюдает. | Индивидуальная деятельность, внеурочное занятие «Учимся работать вместе». | Неделя + 1 занятие; школа, работа с родителями дома. |
5. | Рефлексивно-оценочный | Представляют проекты на экспертизу; защищают проект; участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную самооценку; рефлексируют. | Выступает участником коллективной оценочной деятельности; координирует действия обучающихся при защите проекта; способствует адекватной рефлексивной деятельности обучающихся. | Внеурочное занятие «Учимся работать вместе», презентация проекта. | Неделя; школа. |
Выход:
1. Диски с презентациями «Литературные медиа альманах».
2. Участие в школьном фестивале ученических проектов.
14. Распределение ролей в проектной группе.
1 группа: «Социологи» - проводят социологический опрос среди обучающихся начальных классов.
2 группа: «Аналитики»: - проводят анализ данных опроса.
3 группа: «Консультанты» - помогают (консультируют) ребятам, у которых возникли трудности, в создании медиапрезентации.