Просмотр содержимого документа
«Паспорт урока русского языка в 6 кл. "Повторение по теме Местоимение"»
Паспорт урока русского языка в 6-а классе
Тема урока: | Повторение по теме «Местоимение» |
Учитель | Измайлова Светлана Николаевна |
Образовательная цель | Повторение и обобщение знаний о части речи – местоимении; знание грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении и правописания; совершенствование использования в речи имен и местоимений |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: ЛР-1: Потребность в самовыражении через слово; ЛР-2: устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; ЛР-3:потребность в чтении; ЛР-4:стремление к развитию и совершенствованию собственной речи; ЛР-5: любовь и уважение к Отечеству, его языку ПУД-1: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; ПУД-2: развивать связную устную и письменную речь; ПУД-3: искать и выделять необходимую информацию; КУД-1: совершенствование видов речевой деятельности КУД-2: расширение и систематизацию научных знаний о языке РУД-1: самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; РУД-2: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность ПР-1: расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; ПР-2: освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; ПР-3: обогащение активного и потенциального словарного запаса |
Программные требования к образовательным результатам раздела «Местоимение» | Ученик научится: -определять общее грамматическое значение местоимения; -правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями речевого этикета; -соблюдать нормы правописания местоимений; -распознавать местоимения; -использовать толковые словари Ученик получит возможность научиться: -самостоятельно определять цели своего обучения; -ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности |
Программное содержание | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды, особенности склонения |
Мировоззренческая идея | Умение правильно опознавать часть речи в совокупности с теоретическими знаниями морфологииспособствует формированию языковой культуры личности |
Ценностно-смысловые ориентиры | Культура. Язык. Речь. |
План изучения учебного материала | 1.Повторение теории: разряды местоимений, образование неопределённых и отрицательных местоимений, морфологические и синтаксические особенности местоимений 2.Выполнение практических заданий 3.Итоговое обобщение |
Основные понятия | Местоимение. Разряды местоимений. |
Тип урока | урок систематизации и обобщения знаний и умений |
Форма урока | урок-путешествие |
Образовательная технология | технология развивающего обучения |
Оснащение урока | Мультимедийная презентация |
Мизансцена урока | Традиционная |
Предварительная подготовка к уроку учащихся | Не требуется |
Домашнее задание | 1. Повторить параграфы 76-87. 2.На выбор: -подобрать пословицы и поговорки с местоимениями разных разрядов -составить кроссворд по теме «Местоимение» -составить синквейн «Местоимение» |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР |
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин.) |
Приветствие. Проверка отсутствующих и готовности к уроку. Психологический настрой на урок: - Кого можно назвать хорошим учеником? (Хороший ученик это тот, кто хочет, любит и умеет учиться) | Стоя Дежурный Слайд | |
II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10-12 мин.) |
-Какой важный праздник мы будем с вами отмечать 12 апреля? (День космонавтики) -Сегодня мы совершим космическое путешествие по загадочной планете. Чтобы узнать, как она называется, нужно выполнить задание. Карточка 1 - Прочитайте текст вслух (Задание 1). -Как называется эта звезда? Ответить помогут выделенные слова. Обращение к эпиграфу: «Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего» К.Д. Ушинский (русский педагог, писатель) Вводная беседа: - Что хотел сказать нам автор? - Согласны ли вы с мнение автора, почему? - Какие ситуации в жизни подтверждают убедительность данного высказывания? -Какова будет тема нашего урока? Запишите в маршрутный лист число, тему -Итак, мы на планете Местоимение. Перед нами –Остров Теории. -Что мы знаем о местоимении? (Что такое местоимение?) -Внутри этой звезды живут 9 семейств (разряды).. Составьте кластер | Фронтально Слайд Ученик читает Фронтально Слайд Фронтально Записывают число, тему Слайд Отвечают Составляют кластер у доски | ЛР-1 ЛР-3 ПУД-1 ПУД-2 ПУД-3 КУД-2: РУД-1 РУД-2 РУД-3 ПР-1 ПР-2 ПР-3 |
Практическая работа: Задание: (на осознание своего знания и незнания) -Нас встречает Звездочет. Он просит помочь ему решить лингвистическую задачу. Перед вами карточка 2. -Прочитайте её внимательно и подчеркните ошибки, которые допустил сказочник. Проверка: сверьтесь с экраном. (Все ошибки обнаружены – «5», не заметили 1-2 ошибки – «4».) Поставьте оценку на карточке. -Все ли справились с заданием? -Поднимите руки, кто допустил ошибки -Какую цель поставим перед собой? -Зачем нужно знать местоимение? | Работают в паре Проверка по эталону Слайд Формулируют цель Слайд | |
III. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ(24 мин.) |
Итак, следующий пункт нашего путешествия по планете Местоимение - Остров Правописания. - Какие знания здесь нужно применить? Что вспомнить? Карточка 3 -Раскройте скобки Работаем по вариантам Проверка: сверьтесь с экраном. (Нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки-«3».) Микровывод: | Фронтально отвечают Работают самостоятельно Взаимопроверка | ЛР-1 ЛР-3 ЛР-4 ЛР-5 ПУД-1 ПУД-2 ПУД-3 КУД-1 КУД-2 РУД-2 РУД-3 ПР ПР-2 ПР-3 |
Следующая остановка- главная достопримечательность планеты - Дворец Правильной Речи. - Давайте зайдем во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи. - Игра «Корректор». Знаете ли вы значение слова корректор. Где оно встречается? (метапредметные знания) - Перед вами сейчас предложения, в которых есть речевые недочеты. Ваша задача – исправить эти недочеты. - Работаем по цепочке Карточка 4 Остров Героев -Прочитайте текст. -Вставьте недостающие местоимения. Ю.А.Гагарин совершил … первый полёт в космос на ракете «Восток». …летел на расстоянии более трёхсот километров от Земли. На космическом горизонте космонавт увидел, как прекрасна … планета Земля! Юрий Алексеевич пролетал моря и океаны, города и столицы … стран. В честь … полёта в Москве на Красной площади был дан парад и прогремел салют. Ю.А.Гагарина наградили золотой звездой героя и орденом Ленина. Ответьте на вопросы: - Кто совершил первый полёт в космос? - Как назывался корабль Ю.А.Гагарина? - Чем наградили Ю.А.Гагарина? - Можете ли вы назвать кого-нибудь из космонавтов? | Работа со словарём Ожегова Работа «по цепочке» Фронтально | |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин) |
Подведение итогов урока Итак, наше путешествие подошло к концу. Вспомним цель урока Что вы сегодня повторили о местоимении? Достигли ли поставленную перед собой цель? Какие трудности испытывали в процессе работы? Как вы думаете, справитесь ли вы теперь с контрольной работой? - Подведём итог по маршрутному листу. Подсчитайте количество баллов и поставьте себе общую отметку. 13-14-«5» 10-12-«4» 7-9-«3» Заполните листок самооценки. Карточка 5 Д.з: 1. Повторить параграфы 76-87. 2.На выбор: -подобрать пословицы и поговорки с местоимениями разных разрядов -составить кроссворд по теме «Местоимение» -составить синквейн «Местоимение» | Фронтально Самостоятельно Самостоятельно | ПУД-1 ПУД-2 КУД-1 ПР-3 |
Карточка 1
В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У многих есть свои названия. Покидая Солнечную систему, мы попадаем в межгалактическое пространство, и перед нами открывается великолепие Вселенной. Наш путь лежит к незнакомому созвездию.
Карточка 2
1.Жители страны (Местоимения) указывают на предметы, признаки, количество, действия, но не называют их.
2.Местоимения живут семьями: Личные, Вопросительные, Относительные, Качественные, Притяжательные, Неопределенные, Отрицательные, Указательные, Определительные. Возвратное местоимение Себя проживает в гордом одиночестве.
3.Между некоторыми семьями особенно тесное родство. Так от Вопросительных местоимений кто? что? какой? чей? каков? сколько? который? образовались Относительные, Неопределенные, Отрицательные и Притяжательные местоимения.
4.Все местоимения дружно изменяются по падежам, родам и числам. Лишь Возвратное местоимение себя и Неопределенные местоимения некого, нечего не пожелали иметь форму именительного падежа. А самые загадочные Неопределенные местоимения некто и нечто вовсе решили не изменяться.
5.Все Указательные, Притяжательные и Определительные местоимения состоят в тесном родстве с жителями соседней Страны Прилагательных и так же, как Прилагательные, изменяются по падежам, родам и числам.
6.Местоимения всегда готовы прийти на помощь, они охотно становятся в предложение, заменяя самостоятельные части речи, выполняя все синтаксические функции, кроме сказуемого.
Карточка 3
1вариант: | 2вариант: |
Ни у кого не было Где-нибудь найти Некого спросить Кое о чем сказать Ничего ни у кого не горело Что-то сделать Ничего не знал Заботится обо мне | Кем-то установлено Где-либо увидел Ни от кого не ждал Прийти ко мне Кое у кого узнать Какой -то ученик Никто не позаботился Кое-кто призадумался |
Карточка 4
Остров Героев
-Прочитайте текст.
-Вставьте недостающие местоимения.
Ю.А.Гагарин совершил … первый полёт в космос на ракете «Восток». …летел на расстоянии более трёхсот километров от Земли. На космическом горизонте космонавт увидел, как прекрасна … планета Земля! Юрий Алексеевич пролетал моря и океаны, города и столицы … стран. В честь … полёта в Москве на Красной площади был дан парад и прогремел салют. Ю.А.Гагарина наградили золотой звездой героя и орденом Ленина.
Карточка 5
№ | Утверждение | Да | Нет |
1 | Все задания в работе показались мне лёгкими | | |
2 | Все задания в работе показались мне трудными | | |
3 | В работе были и лёгкие и трудные задания | | |
4 | Я легко справился со всеми заданиями | | |
5 | Некоторые задания вызвали у меня затруднения | | |
6 | Я выполнил все задания правильно | | |
7 | Я сомневаюсь, что все задания выполнил правильно | | |