проекта по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении у воспитанников старшей группы «А» - «Почемучки " МАОУ детского сада №49 «Веселые нотки» г. о. Тольятти, Самарской области
1. Персональные данные | Тришина Юлия Юрьевна воспитатель МАОУ детский сад №49 «Веселые нотки» городского округа Тольятти, Самарской области |
2. Название проект | «Изучаем ПДД» |
3. Аннотация проекта* (Изложите в чем основная идея вашего проекта, представьте краткую аннотацию проекта (не более 2000 знаков) | Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, так как организм ребенка находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание средств массовой информации, общественности, работников автотранспортных предприятий, родителей к этой проблеме. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. С каждым годом всё интенсивнее становится дорожное движение, поэтому на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм. В связи с этим обучение детей ПДД является актуальным и этому вопросу необходимо уделять особое внимание. Известно, что бучение детей ПДД и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ, но дословная трактовка ПДД неприемлема для детей дошкольного возраста, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от них абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Анализируя программные задачи по обучению детей ПДД, следует отметить последовательное усложнение программных требований с учетом возрастных особенностей детей. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Самостоятельная деятельность детей рассматривается как форма проявления творческой активности дошкольников, участвующих в проекте. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. Важнейшим условием формирования основ ПДД является тесное взаимодействия с родителями воспитанников. В проект является интегрированным, в нем задействованы все виды деятельности. |
4. Стадия проекта* | Проект был разработан и реализован в 2018-2019 уч. году |
5. Проблема* | Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Соблюдения правил дорожного движения имеет особую остроту и многоплановость в связи с очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения становиться все более важной государственной задачей. Социальная острота проблемы дорожно- транспортных происшествий диктует необходимость активизации деятельности ДОУ, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ. Необходимо активное участие в решении данной проблемы родителей и педагогов, представителей общественных организаций и СМИ, сотрудников ГИБДД, которые обязаны объяснять детям правила ПДД, личным примером показывать, как важно их соблюдать. |
6. Опишите проблему(ы), (решению/снижению остроты которой(ых) посвящён проект. (не более 2000 знаков) | Ежегодно на дорогах нашей страны совершается миллионы дорожно-транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения и травмы. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют рядом вблизи дорог, переходят дорогу в неположенном месте, неправильно входят в транспортное средство и выходят из него. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не зная ПДД и не умея быть на улице дисциплинированными, а также определять расстояние до приближающейся машины, ее скорость, дети полагаются на собственную быстроту и ловкость. ПДД едины для детей и взрослых. И поэтому только благодаря совместной работе родителей и ДОУ по обучению ПДД, можно добиться больших результатов в воспитании детей – пешеходов, снизить дорожно- транспортный травматизм. Мы, взрослые, обязаны доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Составляющие элементы решения проблем: увлекательность, образность и забавность, дифференцированное противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий, дидактизм, особые причинно-следственные связи и явления – доступны пониманию дошкольника. |
7. Срок проекта* (Напишите дату начала и окончания проекта.) | среднесрочный (9 месяцев) |
2018-2019 учебный год | Сентябрь 2018 г. | Май 2019 г |
8. Цель проекта* (Сформулируйте одну цель проекта. Цель должна быть измеримая, конкретная, достижимая, близкая автору и ограничена во времени (SMART)) | Создание необходимых условий в ДОУ для повышения познавательной активности детей в области знаний о ПДД и закрепления основ безопасного поведения на улице, предупреждения детского травматизма на дорогах через познавательно-игровую деятельность детей, повышение компетентности родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей |
9. Основные задачи проекта* (сформулируйте не более трех задач, решение которых позволит достичь цели проекта.) | Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
- Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на улицах, дорогах, в транспорте на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи; - Обучать умению использовать макеты для моделирования ситуации в игровом пространстве; - Формировать знания детей о ПДД и ДДТТ, умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения на улице; - способствовать формированию у родителей воспитанников ответственности за жизнь и здоровье детей; - | - Способствовать развитию познавательных способностей детей в процессе совместной практической деятельности; - закреплять знания о разных видах транспорта и профессиях на транспорте; - развивать психофизиологические качества, мотивационно-поведенческой культуры, которые обеспечивают безопасность ребенка на улице; - развивать познавательные способности детей в процессе совместной практической деятельности через информационно-поисковую деятельность; - с помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями воспитанников для полноценного развития личности ребёнка и закреплению знаний о ПДД и ДДТТ у детей. | - Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков; закреплять умение детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретённым опытом; воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей; воспитывать потребность в соблюдении ПДД и ДДТТ и потребность в ознакомлении с моральными нормами и правилами поведения; создавать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями, педагогами, ровесниками и взаимопомощи. |
10.Целевая аудитория проекта (для кого ваш проект, перечислите социальные группы, возраст участников проекта) | дети старшей группы «А», родители воспитанников старшей группы «А» |
11. Календарный план реализации проекта* | наименование и описание мероприятия Ожидаемые результаты | сроки начала и окончания |
1 этап - Организационно-подготовительный этап (постановка цели, разработка планов, определение методов) | Цель: организация и подготовка к работе по проекту. Определение темы и ее актуальности; формулировка проблемы, формулировка цели и определение задач; предложение идеи детям о предстоящем проекте, исследование по теме проекта, поиск пособий для детей, определение предполагаемых результатов проекта, организация предметно-развивающей среды (подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративный материал по данной теме, подбор игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности по ПДД , подбор информации для родительского уголка; музыкальная подборка песен; подбор игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности по ПДД); беседа с родителями о предстоящей работе над проектом; анкетирование, тестирование родителей воспитанников. | Сентябрь – октябрь 2018уч. год |
2. Основной этап (работа с объектами проекта) | Цель: формирование у детей осознанного выполнения ПДД; пропаганда знаний по безопасному поведению среди родителей; накопление опыта, игрового и наглядного материала по теме. Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей. Реализация проекта, который включает в себя познавательную, практическую и продуктивную деятельность детей и родителей. Оборудование игровой зоны ПДД (изготовление пособий, оформление развивающей среды группы, создание макетов улицы, грамот, медалей детям и благодарностей активным родителям). Организация мероприятий по ПДД: Индивидуальные беседы с родителями. Проведение ОД, ситуационно-имитационное моделирование; чтение художественной литературы; целевые прогулки и экскурсии по улицам города; опытно-экспериментальная и поисковая деятельность; игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры; проведение досуга по теме проекта; разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике, тематические погружения по теме проекта; работа с родителями; использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД. | Ноябрь 2018 –март 2019 уч. год |
3. Заключительный этап (Подведение итогов. Рефлексия ) | Цель: Выявить знания у детей о ПДД, оформление результатов проекта, поощрение воспитанников и родителей Анализ работы по данному проекту, проведение вечера-развлечения «Изучаем ПДД» , оформление презентации «Отчет о проекте «Изучаем ПДД»» , создание Банка конспектов и пособий по данной теме, консультаций и рекомендаций, оценка эффективности проекта. Анкетирование родителей и детей по теме, участие в городском смотре-конкурсе «Зеленый огонек», выпуск ежемесячной информационной газеты «Поговорим о ПДД». Поощрение активных участников реализации проекта. Совместная работа детского сада и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма позволяет повысить уровень знаний детей и родителей по правилам дорожного движения. На заключительном этапе проекта для оценки уровня знаний и интересов детей, степени сформированности практических умений и навыков были определены вопросы диагностики. Результаты показали, что 12% детей имеют низкий уровень сформированности безопасного поведения на улице и знаний дорожного движения, 20 % детей показали средний уровень, т. е. знания имеются, но неустойчивые, и 68% детей правильно ответили на все предложенные вопросы. | Апрель- май 2019 уч. год |
Модель реализации проекта | Работа с детьми: беседы, дидактические и подвижные игры, игровые ситуации, досуги. Рассматривание картин и иллюстраций, чтение познавательной и художественной литературы, Целевые прогулки, экскурсии, наблюдения. Продуктивная деятельность детей, ОД, ситуативные разговоры. Сотрудничество с родителями: помощь в оборудовании и оснащении материалом уголка безопасности в группе и ДОУ, анкетирование родителей, круглый стол, изготовление родителями лепбуков по ПДД, ежемесячной газеты «Поговорим о ПДД» оформление консультаций для родителей, совместное участие с детьми в конкурсах, викторинах, смотрах Методическое сопровождение: организация развивающей предметно - пространственной среды для ознакомления детей с основами безопасности, подборка наглядно-иллюстрированного материала, картотека дидактических, подвижных игр, конспекты бесед и занятий, подборка художественной литературы, консультационный материал для родителей, обобщение и распространение наработанного материала. |
12. Команда проекта* (перечислите людей, их должности и функции в проекте; привлекаете ли вы к работе добровольцев, сколько их?) | - дети старшей группы «А» - участники проекта; - педагоги ДОУ (заведующий, специалисты и воспитатели): 2 воспитателя – организационная функция; музыкальный руководитель, руководитель по ФИЗО – проведение мероприятий; 1 логопед – вспомогательная функция (развитие речи у детей, работа над произношением, родители воспитанников старшей группы «А» - совместная с педагогами организация экскурсий и целевых прогулок, выставок, совместных досугов и пр., сотрудники отдела ГИБДД г. о. Тольятти- информационная функция |
13. Партнеры проекта* (перечислите существующих партнеров и тех, кого вы планируете привлечь к реализации проекта, в том числе государственные структуры.) | Отдел ГИБДД г. о. Тольятти, родители воспитанников подготовительной группы «А» |
14. Результаты проекта* (опишите, какие изменения произойдут по итогам реализации проекта. Перечислите качественные и количественные результаты, показатели.) | у детей: развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков через поисково- исследовательскую деятельность; активизация познавательного интереса к ПДД и ДДТТ; формирование нравственно - здоровой личности; у педагогов: это повышение компетентности в вопросах формирования знаний ПДД у детей дошкольного возраста, а также оптимизация взаимодействия с родителями своих воспитанников, повышение знаний по безопасности; взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов, осуществление просветительской деятельности среди родителей и окружающих ребёнка взрослых по ПДД и безопасного поведения на улице. у родителей воспитанников: активизация позиции участников всего воспитательно-образовательного процесса ДОУ, повышение компетентности по развитию и воспитанию детей; тесное сотрудничество с педагогами; расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах. развитие интереса у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте и безопасному поведению на дороге; для ДОУ: создание необходимых условий в ДОУ и обогащение развивающей предметно - пространственная среды в группе ДОУ для формирования у детей целостного представления о различных видах транспорта, ПДД . |
15. Методы оценки результатов* (при достижении каких показателей, вы будете считать, что проект реализован успешно. Как вы это оцените?) | Критерии оценки объективной результативности - оценочные показатели: количественные и духовно-нравственные параметры в ходе мониторинга воспитанников: тестирование, викторины, олимпиады, КВН, квесты, анкетирование, беседы. Результативность работы по данной проблеме в ДОО даст хорошие показатели, если наши воспитанники и педагоги будут принимать активное участие в городских, всесоюзных и международных конкурсах и фестивалях, акциях, смотрах. В процессе работы над проектом произойдет расширение связей ДОУ с социумом и будет сформирован пакет документов для распространения опыта. В ДОУ будут созданы необходимые условия для организации деятельности по обучению детей дошкольного возраста ПДД. Будет налажено тесное сотрудничество с педагогами; направленное на расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах через укрепление и развитие детско-родительских отношений через практическую деятельность. |
16. Дальнейшая реализация проекта* (как вы видите продолжение работы после завершения проекта) | Успешная реализация проекта даст возможность реализовывать его на других возрастных группах, разместить проект на сайте ДОУ и сайте группы, обобщить опыт работы в СМИ, а также разработать программу по обучению детей дошкольного возраста ПДД и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах; участие в городском смотре-конкурсе «Зеленый огонек» |
Вывод | Реализация проекта способствовала овладению детьми элементарными знаниями о ПДД и правилах безопасного поведения на дороге, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности. Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья. Работа в проекте позволила донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и безопасности. Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасность. Обогатилась развивающая предметно - пространственная среда ДОУ, позволяющая формировать у детей дошкольного возраста устойчивые практические навыки безопасного поведения на дороге. Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым |