Сидорова О.В.,
Первая квалификационная категория
воспитатель МБДОУ ПГО « Детский сад № 51»,
ГО Полевской
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Доступны ли детям дошкольного возраста чувства патриотизма?
Да, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к родному посёлку, родной природе, к России. А это и есть начало патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного воспитания.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. И в тоже время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места, роли в общественной жизни. Идея патриотизма и гражданственности становится государственной.
В период дошкольного детства происходит формирование духовно – нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия, так как восприятие ребёнка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста – это его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы. Наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живёт.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатства своей страны.
Поэтому задачами педагога являются:
· воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;
· формирование бережного отношения к природе и всему живому;
· воспитание уважения к труду;
· развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
· формирование элементарных знаний о правах человека;
· расширение представлений о родном посёлке;
· знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
· развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
· формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Все эти задачи решаются во всех видах детской деятельности на занятиях, в играх, труде, быту.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношений в семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, братьям и сёстрам. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенное через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа есть свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности – учат ценить добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности детей в духе патриотизма.
В старшем дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы способствует духовно- нравственной работе души, а любящее сердце создает Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к патриотическое мировоззрение.
Что значит быть патриотом?
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста является их скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, создавая соответствующие ситуации.
Деятельность дошкольников не ограничивается рамками дома, группы, а выходит за их пределы, приобретает элементы активной общественной направленности, которая носит социальный характер. Особенности это касается игровой деятельности. Именно в игру ребёнок вносит качества своей личности, именно игровые образы всегда индивидуальны, поэтому нужно чаще организовывать игры, которые подразумевают формирование нравственных элементов. Например, при проведении дидактической игры «Дедушкина медаль» в её содержание включаются чтение и обсуждение рассказов о подвигах, защитников русской земли во время Великой Отечественной войны (Л.И.Кассиль «Твои Защитники», «Солдатская медаль» и др.), беседа с родственниками дома, с целью узнать, воевали прадеды и были ли у них медали. При помощи родителей можно создать рукописную книгу для музея детского сада, где записать рассказы о членах семей воспитанников и разместить фотографии и рисунки, иллюстрирующие их. Её цель – объединить работу детей, их родителей и педагога, показать, что родители помнят и готовы рассказать, своим детям о прошлом их прабабушек и прадедушек. Очень интересно содержание игры «Герб района». Её цель – закрепить представления детей о гербе своего района, научить выделять герб из других знаков. Название и содержание игры можно изменять, например: «Флаг страны» или «Флаг области» и др.
В дошкольный период происходит становление личности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша являются воспитатели и ближайшие родственники. В семье и в детском саду зарождаются симпатии, потребности, интересы ребёнка, обозначается его характер, поэтому заложенные в этот период традиции, идеалы влияют на всю его дальнейшую судьбу. Через отношения ребёнка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера.
В настоящее время рассматриваемая тема является актуальной. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
В своей работе по патриотическому воспитанию дошкольников широко использую интегрированный метод обучения и метод проектной деятельности. В своём педагогическом проекте «Духовно-нравственное воспитание детей в старшей группе» - использовала полную интеграцию (интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»). Проект долгосрочный (с сентября по апрель). Реализовав проект, дети и взрослые получили богатый творческий продукт - альбомы (рисунки детей старшей группы):
· «С чего начинается Родина»;
· «Они сражались за Родину»;
· «Портрет прадедушки»
· «Есенинская Русь»;
· «Наши космонавты – чудо всей земли».
Праздники:
· «День Российского флага»;
· «Здравствуй, гостья Зима».
· «День Победы»
Развлечения:
· «День защитника Отечества»;
· «День космонавтики».
Анкета и консультация для родителей.
Создание альбома:
· с пословицами и поговорками о добре и милосердии.
Литературная викторина:
· «Стихи о Великой Отечественной войне»
Для закрепления знаний немаловажное значение имеет сюжетно-ролевая игра.
Большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Дети возят грузовики, лечат «больных пациентов», играют в «семью», парикмахерскую и т.д.
Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по этой теме, поскольку считаю, что патриотизм главная черта народа, он помогает воспитывать чувство любви к родному краю и окружающему миру. И от нас взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Таким образом, Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков. Это - уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.
И главное, в детях воспитаны чувства патриотизма, глубокой любви к России, посеяны зёрнышки для роста настоящих сыновей и дочерей своего Отечества.