СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание дошкольников.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание начинается с дошкольного возраста, когда ребёнок знакомится с домом, в котором он родился и живёт, улицей, любимым городом.И, наконец, тем, что называется -Родина.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание дошкольников.»

Педагог дополнительного образования,

концертмейстер МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»

Долженкова Татьяна Вячеславовна

Патриотическое воспитание дошкольников.

 

Патриотическое воспитание начинается с дошкольного возраста, когда ребёнок знакомится с домом, в котором он родился и живёт, улицей, любимым городом, его достопримечательностями. И наконец, тем, что называется Родиной.

Это очень важно для становления личности ребёнка, для ощущения защищённости, эмоционального благополучия, для проявления всех чувств, которые составляют основу любви к Родине.

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и включает в себя овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире; социальном устройстве общества, жизни нашего народа, его традиций, истории страны, культуры, природы родного края.

  В каждом учреждении дополнительного образования одной из главных задач стоит патриотическое воспитание детей. Чем раньше начать реализовывать эту задачу, тем эффективнее будет результат. Работа по патриотическому воспитанию детей должна вестись непрерывно и осуществить это на практике не так уж сложно. Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте может осуществляться и посредством сказок, и песенного творчества, и интересных рассказов об истории нашей родины, и даже национальными играми и игрушками.  
В это время закладываются основы патриотического воспитания, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, бережно обращаться с природой.

Патриотическое воспитание через игры.  

Играя, дети не только развиваются и развлекаются, но и многому учатся, познают окружающий мир. Только через игру возможно патриотическое воспитание дошкольников. Именно в игре можно приобщить малышей к родной культуре, развить чувство патриотизма к своему краю, городу, народу. Красивые дымковские или гжельские игрушки, всевозможные свистульки и русские матрёшки, глиняные мишки и зайчики – всё это учит ценить и любить мастерство своего народа и вызывает чувство долга за красоту, сделанную руками мастеров своей родины. Ведь именно с них начинается знакомство малышей с родной культурой и творчеством, ремёслами и промыслами, закладывая прочный фундамент патриотизма и любви к своему отечеству.  

Патриотическое воспитание через песенное творчество.  

Маленькие дети очень любят слушать пение взрослого человека, а иногда и пытаются подпевать вместе. Ребёнку нужно как можно чаще слышать народные мелодии и песни, потешки, колыбельные, шуточные песенки. Песенное творчество очень понятно даже самым маленьким детям. Таким образом, воспитывается патриотизм и любовь к своей национальной культуре и своему народу. Песенки можно не только петь самим, но и включать в аудиозаписи. Интересно детям будет и знакомство с национальными музыкальными народными инструментами. Желательно показывать их не только на картинке, но и приобрести миниатюрные народные музыкальные инструменты, чтобы малыши сами смогли издавать на них звуки, познакомиться с ними, посмотреть и потрогать их. Деревянные ложки, дудочки, флейты, барабаны, бубны, губные гармошки, маракасы, трещотки – всё это принесёт не только пользу, но и много радости маленьким детям. Кроме этого, отлично закладывают любовь к своей родине куклы в национальных нарядах. И девочкам, и мальчикам интересно и полезно будет рассмотреть красивое платье с народной вышивкой, головной убор в виде веночка или кокошника, многоярусные бусы из бисера. Кукол можно изготовить и сшить самим. Такие игры отлично помогают в патриотическом воспитании детей с ранних лет.  
Патриотическое воспитание через музыкальную деятельность.  

Со старшими детьми необходимо разучивать детские народные песни и танцы. Не обязательно учить сложный танец с множеством движений. Для того, чтобы ребёнок понял и полюбил танцевальную культуру своей родины, достаточно несколько характерных движений, красивое и ритмичное музыкальное оформление, и яркие национальные костюмы, а также атрибуты в виде лент, цветов, веточек и так далее. Обычно все дети с удовольствием поют и танцуют народные песни и танцы, так как большинство из них задорного и весёлого характера и чаще всего обладают интересным смысловым сюжетом. Можно устраивать национальные песенные и танцевальные конкурсы, а также проводить календарно-обрядовые праздники. Соприкасаясь с музыкой и творчеством своей страны или края, ребёнок начинает любить и ценить свой народ и своё отечество.   Очевидно, что мероприятия по патриотическому воспитанию могут и должны быть самыми разнообразными. Любовь к Родине детям невозможно привить через скучные лекции и нравоучения и, составляя план по патриотическому воспитанию, необходимо учитывать все это. Так, помимо вышеперечисленного, патриотическое воспитание детям можно прививать, организовывая встречи с соотечественниками, писателями, художниками, мастерами, героями родного края, а также устраивая походы на городские концерты народных песен и танцев, экскурсии по родному городу с посещением памятников и других достопримечательностей, читая народные сказки, стихи и былины, рассказывая детям о быте, национальных костюмах, культуре, обычаях и традициях своего народа.

Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях.

Всю работу в этом направлении можно разбить на три блока:

а) знакомство детей с произведениями русских классиков;

б) музыкальный фольклор;

в) творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).

Рассмотрим каждый блок отдельно.

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать её в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Возникает вопрос: «Как это сделать, ведь далеко не всякий взрослый может слушать классическую музыку?» Все верно, не может, но именно потому как раз, что был лишён этого в своём дошкольном детстве. Приучать ребёнка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Эта музыка должна звучать на каждом занятии в разных видах музыкальной деятельности. Задача музыкального руководителя – отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребёнка определённого возраста. Например, в раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П.И.Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера.

Начиная с 5-летнего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчёркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка.

Начиная 6-7-летнего возраста желательно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения.

Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора.

Очень эффективна бывает такая форма работы как творческий проект. Под понятием «творческий проект» я подразумеваю углублённое, фронтальное, ограниченное по времени изучение какой-либо темы, в данном случае, русского народного творчества. Эта работа решает триединую задачу нравственно-патриотического воспитания – воспитание любви к Родине, своему народу и к родной природе. В проекте, помимо музыкального руководителя, участвуют также педагоги по изобразительной деятельности, эстетике, развитию речи и родители. Все участники проекта должны действовать согласованно, по единому разработанному плану. Закончить такой проект желательно комплексным или интегрированным занятием. Длительность проекта примерно полтора месяца, но не более двух месяцев.

Что же касается третьего блока работы, то есть – творчества современных композиторов, пишущих для детей, музыкальный руководитель должен проявить особую избирательность. В последнее время появилось огромное количество «композиторов», не имеющих специального образования, в основном из числа музыкальных руководителей, которые считают, что писать музыку для детей нетрудно. Не желая никого обидеть, замечу все же, что такая музыка не имеет художественно-эстетической ценности, и включать её в репертуар нужно с большой осторожностью. На мой взгляд, гораздо большего внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как В.Шаинский, Г.Струве, С.Соснин, А.Филиппенко, Е.Зарицкая и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о защитниках отечества, о дружбе и т.д.





Методы патриотического воспитания дошкольников

Для полноценного патриотического воспитания в своей работе я использую разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей:

  • экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;

  • рассказ;

  • наблюдение за изменениями в облике родного города, за трудом людей во Дворце пионеров и в городе;

  • беседы о родном городе, стране, её истории;

  • показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

  • прослушивание аудиозаписей (Гимн страны, птичьи голоса русского леса, курского соловья и т.д.);

  • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);

  • ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);

  • знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;

  • организация тематических выставок;

  • участие в общественных и календарных праздниках;

Опыт дополнительных образовательных учреждений свидетельствует, что процесс нравственно-патриотического формирования происходит при комплексном использовании средств патриотического воспитания дошкольников: народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры.