Учреждение образования «Полесский государственный
аграрный колледж им. В.Ф. Мицкевича»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
«Если мы хотим видеть Беларусь
сильной, процветающей державой,
то должны, прежде всего, думать
об идеологическом фундаменте белорусского общества»
А. Г. Лукашенко
Любое государство сильно законами, общими правилами, целями, стратегией развития, определенной идеологией. Без идеологии государственное развитие представляет собой спонтанный, а иногда и хаотичный процесс. Сегодня в условиях развития именно белорусской государственности необходимо описать систему идей, взглядов, представлений, установок о целях развития белорусского общества и конкретного человека; предложить пути и средства достижения этих целей; определить содержание идеалов, ценностей, интересов и потребностей, мотивов, побуждающих человека действовать в интересах государства.
В нашей стране приоритетным направлением деятельности государства является патриотическое воспитание. Подтверждением является тот факт, что Президентом Республики Беларусь подписаны на этот счет руководящие документы: «О некоторых мерах по патриотическому воспитанию молодежи», «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях», одобрена Республиканская программа «Молодежь Беларуси».
Молодежь во все времена несла и несет особую, не присущую другим социальным группам, ответственность за сохранение и развитие общества, за преемственность его культуры и истории, за уровень жизни старших поколений и воспроизводство последующих, за будущее своей страны. От нашей молодежи зависит и дальнейшее продолжение лучших традиций, сложившихся в белорусском обществе, настоящее и будущее Отечества. «Молодежь в ответе за судьбу Отечества» - в этих словах содержится формула патриотизма в Республике Беларусь.
Одним из направлений воспитательной работы нашего колледжа является патриотическое воспитание, т. е. воспитание человека-патриота, гражданина. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «гражданское воспитание», «патриотическое воспитание» приобретают сегодня принципиально новый смысл. Воспитать гражданина сегодня - значит подготовить человека к решению текущих и перспективных задач нашего государства, выполнению функций ответственного хозяина и труженика, организатора, защитника Родины и своей семьи, который готов к участию в сознательной и активной деятельности на благо Родины.
Воспитательная эффективность гражданско-патриотического направления может быть достигнута в том случае, если оно будет представлять систему в учебно-воспитательной работе. Как любая воспитательная система гражданственность и патриотизм представляют собой комплекс элементов, находящихся между собой во взаимосвязи, которые включают цели и принципы организации работы по данному направлению, содержание, формы и методы ее проведения, планирование и руководство. Опыт показывает, что бережное отношение к отечественным традициям позволяет обогатить воспитательный процесс, отойти от митинговых, уже не воспринимаемых народом, стандартных мероприятий. В результате достигается такое состояние, когда личность учащегося как субъекта деятельности и отношений в коллективе начинает обретать отличительные черты собственного творчества: подросток пытается найти нечто новое в своем познании, стремится осмыслить личностный аспект основных принципов и положений, составляющих основу гражданственности и патриотизма.
Главная задача педагога – сформировать у учащегося нравственные основные ценности, а результативность воспитания проявится в их поступках и делах.
Цель патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь – привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.
Реализация этой цели зависит от выполнения в той или иной мере конкретных задач, основными из которых в данный момент являются:
привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;
разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа. Воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;
воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;
воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание;
привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;
раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;
физическое воспитание;
воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;
формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;
убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.
В настоящее время в условиях суверенитета Республики Беларусь патриотическое воспитание приобретает особую значимость. Только в объединении патриотических сил, в единстве патриотических устремлений и действий возможны возрождения и обогащения лучших традиций белорусского народа, решение задач построения гражданского общества, демократического реформирования государства, развитие связей с народами других стран.
Патриот не на словах, а на деле – это пример во всем: в труде, общественной работе, личной жизни. Огромная ответственность лежит на нашей молодежи. И справятся они со сложными задачами, стоящими перед ними, только в том случае, если будут служить примером беззаветного отношения к своему не легкому, но такому нужному труду.
Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, братику, сестричке, ближним, дальним родственникам. Особое, внимательное отношение - к матери, которая родила и вскормила ребенка.
Родина и мать всегда стоят рядом: мать как начало патриотизма, Родина как его финал. Эта идея проходит красной нитью в народной, христианской, сравнительной педагогике.
Вторая ступенька формирования патриотизма идет через воспитание любви к «малой» родине – деревне, городу, трудовому (ученическому) коллективу, местным традициям и истории социума. Без чувства «малой» родины нет и большого патриотизма.
Третья – Отечество, общество, страна, их история, культура, традиции, народ.
Педагогический коллектив колледжа старается сформировать у учащихся трудолюбие, верность идее и долгу, честность и благородство, доброту и отвагу, преданность и готовность к защите Отечества.
Педагог должен помочь ребенку обрести себя как личность, стать полностью участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе гражданского, идейно-нравственного воспитания и образования у учащихся формируется определенный гражданский идеал. Сформированная активная жизненная позиция выпускника лицея позволит ему самостоятельно решать, как надо действовать в интересах общества.
Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся в современных условиях обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни Беларуси.
Для того, чтобы гражданственность и патриотизм стали частью нравственной культуры личности учащегося, будущего специалиста, преподавателю необходимо проводить систематическую и целенаправленную воспитательную работу с учащимися. Большим потенциалом в процессе становления активной гражданской позиции личности учащегося обладает правильно спланированная педагогическая деятельность куратора учебной группы. На него возлагается большая ответственность, поскольку в его руках находится столь мощное оружие нравственного и эстетического воздействия на человека, как проведение часов куратора и внеучебных воспитательных мероприятий.
Для целенаправленного воспитания гражданско-патриотических качеств учащихся необходимо внедрять в образовательный процесс различные формы организации деятельности и творчества учащихся: конкурсы патриотической песни, литературно-музыкальные композиции, тематические мероприятия и вечера. Практика показывает, что весьма ценным воспитательным потенциалом обладают следующие формы организации деятельности учащихся:
организация конкурсов, фестивалей, концертов, воспитательных мероприятий, посвященных юбилейным датам и государственным праздникам Республики Беларусь;
взаимодействие с общественными организациями;
выпуск стенгазет, освещающих события общественной значимости;
шефство над воинскими захоронениями, ветеранами войны и труда;
участие в общественно-политических мероприятиях и акциях и др.
Цель таких мероприятий – привить уважение и любовь к национальной культуре, высокое чувство любви к Родине, тем самым воспитывая у учащихся патриотизм и гражданскую активность.
Воспитание в учреждениях среднего специального образования рассматривается как:
развитие личности гражданина Беларуси, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего Отечества и ценностей национальной культуры;
"вхождение" учащегося в среду культуры, формирование позиции субъекта, способного к жизнетворчеству и самостоятельному выбору действий в социуме;
обеспечение социальной защиты и охраны жизни и здоровья молодежи, их прав;
формирование гуманистической позиции педагога, его способности к сотрудничеству.
Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко четко определена одна из основных задач государственной молодежной политики: воспитание гражданина, патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя своего Отечества.
Главенствующее место в воспитании гражданственности и патриотизма, как и других составляющих базовой культуры личности, отводится системе образования.
Общество и государство возлагают на учреждения образования важнейшую задачу: воспитать патриота – подготовить молодого человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, выполнению функций организатора и исполнителя, гражданина и труженика, защитника Отечества, который готов к работе на благо Родины.
Целью идеологической и воспитательной работы в современных условиях является привитие подрастающему поколению граждан основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи в становлении сильного и авторитетного государства.
Древняя мудрость гласит: «Тот, кто думает о сегодняшнем дне, заботится о хлебе насущном. Тот же, кто — о завтрашнем дне, вглядывается в молодые лица».
Думая о будущем нашей страны Республики Беларусь, мы сегодня вглядываемся в тех, кто заполняет студенческие аудитории и кто станет хозяином и гражданином страны, приведет ее к возрождению и новой жизни. Каким будет это идущее нам на смену поколение, во многом зависит от образования.
Ценности, на которые, на мой взгляд, может ориентироваться в своей работе педагог, воспитатель - Человек, Семья, Родина, Мир. В них нет ничего нового. Это и понятно: они вырабатывались в сознании человечества веками, и, так или иначе, присутствуют в жизни каждой семьи, в работе каждого учебного заведения. Согласитесь, если эти ключевые понятия человеческого бытия станут действительно ценностными ориентирами в жизни каждого человека, они неизбежно повлекут за собой доброту, трудолюбие, любовь к Родине, честность, порядочность, гуманность и многие другие конкретные качества человеческой личности.
Цель воспитания - перевести патриотизм из нравственного качества в моральное, которое охраняется в человеке внутренней совестью, внутренним убеждением, внутренней верой без принуждения и общественного контроля извне.
Для любого преподавателя, воспитателя важно поддерживать, направлять и развивать в учащихся то, что заложено в семье, школе. Учащиеся нашего колледжа представляют собой самые разные социальные слои, поэтому главная трудность в работе педагогов - превратить понятия долга, чести, патриотизма в реальные жизненные ориентиры каждого из них.
Результативность работы по патриотическому воспитанию зависит не только от деятельности всех субъектов воспитательного процесса, но в большей мере от того, насколько этот вопрос важен в самом государстве, насколько эта основа заложена в семье.