СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Патриотическое воспитание как средство формирования активной гражданской позиции обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для ШМО по патриотическому воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«"Патриотическое воспитание как средство формирования активной гражданской позиции обучающихся"»

«Мастер -класс «Патриотическое воспитание как средство формирования активной гражданской позиции обучающихся»

Цель мастер-класса: познакомить коллег-педагогов с различными формами и приемами патриотического воспитания на уроках и во внеурочное время.


1.Вступление.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе: «Патриотическое воспитание как средство формирования активной гражданской позиции обучающихся»

«Хочешь победить врага-воспитай его детей». Так гласит восточная мудрость, веками проверенная, делами подтверждённая. Если наши деды и прадеды бились с видимым фашизмом, то нам досталась информационная война, сдобренная техническими возможностями вселенского масштаба. Против нашей страны идёт война с применением самых изощрённых технологий. Они крайне эффективны в силу того, что борьба ведётся на уровне базовых духовно-нравственных ценностей.

"Проблема воспитания детей - широкая, глубокая и многоплановая. Нравственные и духовные ценности закладываются с самого раннего детства - в семье. Свободные рыночные отношения коснулись и традиционных семейных устоев, и домашних ценностей. Теперь предпочтение отдают не традиционным свадебным обрядам, а деловым брачным контрактам. Всё больше разводов и повторных браков. Всё больше матерей-одиночек, которым некогда заниматься воспитанием детей, отдавать им свою любовь и материнское тепло. Им нужно работать, строить карьеру, материально обеспечивать семью. И если раньше говорили, что в процессе воспитания подрастающего поколения участвую семья, школа и улица, то теперь в этом процессе всё большую роль играет Интернет…! «Сознание наших детей не слегка перестраивается — идут глубинные процессы с использованием биологических, информационных и нанотехнологий… То есть если раньше технологии меняли условия труда и условия нашей жизни к лучшему, то нынешние направлены на изменение самого человека.» (О.Н.Четверикова).

И потому сфера образования превращается в ключевую, ибо от того, как будут воспитаны наши дети, зависит будущее России. Подрывая образование, враг подрывает наш научный потенциал и мировосприятие, свойственное русской цивилизации.

Как нам-учителям и классным руководителям воспитать патриотов в сложных социально-экономических и политических условиях? Я предлагаю вам несколько способов и приемов, которые вы можете использовать в своей педагогической деятельности с использованием индивидуально-личностного подхода и погружением в определенное эмоциональное состояние.

2.Практическая часть.

Разработано большое количество разнообразных игр, направленных на развитие гражданской позиции и воспитание патриотизма у подрастающего поколения. И сегодня я представлю вашему вниманию некоторые из них.

Для начала остановлюсь на ассоциативных играх, которые заключаются в подборе различных ассоциаций, к какому - либо слову, словосочетанию, понятию:

Например,  ассоциациями к слову «героизм» буду слова: самопожертвование, отвага, решительность, защита Родины.


I. Игра «Россия». Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат ручки и листы бумаги. Придумайте ассоциации на каждую букву слова Россия, записав его в столбик. 2 минуты на выполнение задания. Кто хочет прочитать свои ассоциации? Спасибо. Вот пример выполнения такого задания.


Р - родная, Родина, Русь, русская

О – особая, одна, огромная

С – сильная, смелая, страна

С – свободная, славная, стойкая

И - искусная, историческая, идеальная

Я - ясная, яркая, я.

Вывод: данный метод дает представление педагогу о сформированности у детей понятий патриотической направленности.

II. Игра «Нас с тобой объединяют обязанности».

Инструкция: Мы будем кидать друг другу мяч со словами: «Нас с вами объединяют обязанности». Например: «Нас с вами объединяет обязанность уважительно относиться к старшему поколению», «воспитывать своих детей», «трудиться» и. т.д.

Данная методика помогает уяснить нашим воспитанникам, что у каждого гражданина есть, не только права, но и обязанности.

III. Одним из интересных упражнений, которое хорошо воспринимается детьми разного возраста, является игра «Угадай право». Давайте разделимся на две команды, каждая из которых, должна придумать себе патриотичное название. Каждой команде раздаются карточки с указанием прав человека (по 6 штук).

Инструкция: Перед вами карточки с указанием прав человека, вам необходимо сопоставить данные права с фрагментом из песни.

1.  Итак, звучит первая мелодия (Я на солнышке лежу) для первой команды. Какое право обозначено в данной песне?- право на отдых.

2.  Внимание, звучит песня для команды (В траве сидел кузнечик). Как вы думаете, о каком праве идет речь в данной песне? – право на жизнь.

1.  Звучит песня для первой команды (По секрету всему свету расскажу)- право на распространение информации.

2. Следующая песня (Буквы разные писать)- право на образование

1.  Еще одна мелодия для первой команды (А может быть ворона) - право на собственное мнение.

2.  И заключительная мелодия звучит для второй команды. (Песенка «Три поросенка») – право на жилище.

Подводим итог, команда победителей получает памятные призы, а проигравшая команда – утешительные.

Данная методика используется на воспитательных мероприятиях, посвященных Конституции РФ и помогает детям закрепить знания о правах человека.

IV. «Будущее страны».

Ну и последнее задание, но, на мой взгляд, самое важное сегодня:

Инструкция: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, сделайте 3 глубоких вдоха (играет спокойная мелодия).

Представьте себе, что Вы спите и видите прекрасный сон. Вы видите свою Родину через много лет. Представьте себе, как вы осязаете, ощущаете ее красоты. Обратите внимание, как она развивается и процветает. Как хорошо живется в ней всем людям. Отметьте, как вы выглядите, чем занимаетесь. В течение некоторого времени подумайте и постарайтесь понять, какие шаги нужно сделать для процветания нашей Родины.

Теперь вернитесь в настоящее, потянитесь немного, напрягите и расслабьте все свои мышцы.

Откройте глаза.

Вопросы для обсуждения: кто доволен увиденным образом будущего? Кто, что видел? Что Вам понравилось больше всего.


V.Есть очень хорошая цитата. «Хочешь изменить мир – начни с себя». И я хочу с вас уважаемые коллеги, начать решать проблему. Вытаскивая листочки, вы будете отвечать на вопросы:

«Когда в последний раз я… »

- посадил дерево.

- испытывал гордость за свою страну;

- сделал что – то хорошее для своего родного края;

- соблюдал обычаи своего народа;

- отстаивал честь своей Родины или знаете таких людей;

- был участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания;

- испытывал гордость за свой народ.


Мы все гордимся нашей страной и только от нас зависит процветание нашей страны. И если каждый будет хоть иногда задумываться о том, что он сделал для своей страны, а не только для себя, то и жизнь будет чище, лучше и спокойнее.

3.Рефлексия

Уверена, что данные методики помогут нам всем в осуществлении важной миссии учителя - в воспитании граждан нашей Родины –великой России.

Посмотрим на экран.

(На экране демонстрируется фото-видео ролик: водружение советского флага над рейхстагом, Ю.А.Гагарин – запуск первого космического корабля, В.Терешкова-первая женщина –космонавт, А.Леонов- первый выход в открытый космос, Летняя олимпиада-80, Зимняя олимпиада в Сочи -14, строительство Керчинского моста, газопровода «Сила Сибири», Российская компания «ЮТТА» и антитеррористическое оборудование(аналогов в мире нет) «Анкер-Р», физики Российского квантового центра и первый в мире «квантовый блокчейн, кадры с космодрома Восточный, Крым).

Во время видеоролика ведущий говорит: «Все достижения предыдущих поколений были созданы при помощи людей, умеющих ставить интересы своей страны выше личных интересов, умеющих создавать команды, ставить высокие цели и достигать их, не смотря ни на что. Мы стали первыми в космосе только потому, что это было важно для всего советского народа, и Королев и его команда сделали это. Всегда должны быть люди, которые поведут за собой, ради общего блага. Мы должны воспитывать не просто патриотов, а вкладывать в это слово особый смысл, учить детей ставить задачи и реализовывать их, учить их работать на пользу своей Родины, учить умению работать в команде и отстаивать свое мнение. Вот что такое, как мне кажется, воспитание в детях патриотизма!»( Шапошникова Е. Ю.)




Материалы для подготовки и проведения мастер-класса:

  • Образовательный портал «Инфоурок»

  • Образовательный портал «Видеоуроки»

  • Всероссийский педагогический журнал «Современный урок»

  • Образовательный портал «Все для учителей, учеников, родителей»

  • Портал postnews