Патриотическое воспитание на уроках биологии и химии
через личностно ориентированный подход.
Учитель биологии и химии
Карлова Мария Александровна
«Воспитание человека-гражданина,
человека-патриота должно быть
главной целью всего».
Михаила Васильевича Ломоносов
Одним из ключевых направлений педагогической деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран. В этом плане курс биологии предоставляет большие возможности. Воспитательное воздействие должно идти параллельно с учебным материалом через содержание предмета, включая в контекст урока факты открытий, изобретений, биографий российских ученых, значимые даты Российского государства.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .
Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.
Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.
Определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В этом плане школьные курсы биологии и химии предоставляют большие возможности, такие как:
1. Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями русских ученых в области биологии и химии.
2. Изучение биографии великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие таких наук, как химия, генетика, селекция, экология и др.
3. Раскрытие красоты и неповторимости природы родного края, его лесов, лугов , полей и рек. Воспитание чувства сопричастности с родной природой
4. Использование на уроках творчества писателей, художников, воспевающего родную природу.
5. Знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной химической промышленности, медицины, сельского хозяйства, биотехнологий.
6. Формирование потребностей в здоровом образе жизни.
Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения.
Помочь нам, педагогам, в решении этой проблемы поможет использование личностно ориентированного подхода к образованию. С одной стороны, это предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.
Можно сказать, что цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией»
Основные человекообразующие функции личностно ориентированного образования следующие:
гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней. Средством реализации данной функции являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество;
культуросозидательная, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмом реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, как переживание чувства принадлежности к национальной культуре, принятие ее ценностей в качестве своих и построение своей жизни с их учетом;
социализация, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Механизмами реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация личностно ориентированной модели взаимодействия учителя с учащимися предполагает опору на так называемое правило трех «П»: понимание, принятие, признание.
Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и ребенка.
Принятие – положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности. Очень важно умение взрослого прощать.
Признание по сути своей тождественно наличию у ребенка права голоса в решении тех или иных проблем.
На своих уроках при изучении различных тем я обращаюсь к истории нашей отечественной науки, которая богата выдающимися именами и событиями. Обратная связь способна и должна предоставлять оперативную информацию психолого-педагогического характера, которая дает возможность отслеживать образовательный процесс в целом.
Обратная связь состоит в том, что ученик (ученики) или учитель определенным образом выражают свою реакцию на поведение других или друг друга с целью его оценки, коррекции.
Очень действенным оказывается прием использования конкретных фактов совершенных людьми подвигов во имя мира, науки, добра. Этот момент урока проходит под девизом: «В жизни всегда есть место подвигу»
Биология
Рассматривая тему «Происхождение культурных растений» сообщаю ребятам, что всем (или почти всем) уже доводилось слышать из средств массовой информации о всемирном семенохранилище на Шпицбергене, своего рода гигантской морозилке футуристического вида, построенном в горном районе Арктики. Открытый в 2008 году банк семян предназначен для защиты самой большой коллекции ценных культурных растений со всего мира — таких, как бобовые, рис или пшеница — от самых разнообразных потенциальных катастроф, чтобы сохранить основные источники пропитания человечества. Однако мало кто знает, что идея сохранения биоразнообразия сельскохозяйственных культур родилась сто лет назад и принадлежит российскому ученому.
Именно в 1916 году Николай Вавилов, биолог, генетик, географ, агроном и селекционер, отправился в свою первую экспедицию в Персию (ныне Иран) для сбора семян, выращиваемых в более и менее «экзотических» регионах. Интенсивная работа в разных уголках земного шара будет продолжаться на протяжении всей жизни ученого и приведет к созданию, уже в 1924 году в Санкт-Петербурге (тогдашнем Ленинграде), первого в мире банка семян. Работа по изучению центров происхождения культурных растений связана с проведением различных экспедиций и исследований. Первые такие экспедиции у нас в стране были проведены под руководством академика Н.И.Вавилова, который предпринял путешествия во все части земного шара. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). Здесь храниться мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур. В 1921, несмотря на последствия первой мировой и гражданской войн, Вавилов приступил к созданию мировой коллекции культурных растений. Ему удалось получить и перевезти в Россию богатые коллекции возделываемых в США растений. Личный контакт Вавилова с учеными способствовал получению новейшей литературы и семенного материала. Одержимый страстью к поискам, он организовал множество экспедиций и объездил 52 страны, став крупнейшим географом-путешественником. Созданная им коллекция культурных растений к 1940 достигла 200 тыс. образцов. Вавилов часто употреблял выражение "причесывать землю", т.е. заниматься земледелием лучше, совершеннее. Но главным для него стало иное: "Раньше на первый план выдвигалось воздействие на среду: уход за землей, удобрение, обработка почвы, словом, именно земледелие. Но ведь главная наша цель в другом: в растениеводстве. И достигать ее можно иначе. Воздействуя не только на землю, но и на само растение, на его природу. Подбирать сорта, улучшать их путем отбора, скрещивания, введения в культуру новых растений". В. получил новые виды картофеля, кукурузы, цитрусовых... Трудно указать культуру, улучшению которой Вавилов не уделил бы внимания. Он разрабатывал новые науки: селекцию - науку сортоведения и генетику - науку о законах наследственности и изменчивости. Ученый с мировым именем, поставивший целью своей жизни накормить человечество, стал одной из миллионных жертв сталинского тоталитаризма. Арестованный в 1940, Вавилов был осужден на 15 лет "за вредительство в сельском хозяйстве". Умер в тюрьме. Реабилитирован посмертно в 1955.
Вопросы учащимся:
1. Для чего необходимы знания о центрах происхождения растений?
Какими качествами личности Н. И. Вавилова вы восхищены.
В чем вы видите важность науки генетики?
Для чего были открыты центры происхождения растений?
2. Тема « Нормы питания», «Особенности физиологии человека» рассказываю о блокадном Ленинграде. В дни блокады Ленинграда сотрудники ВИРа совершили подвиг: 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Печальный список умерших от голода ведет летопись ВИРа: Д.С.Иванов- хранитель риса, А.Г.Щукин- хранитель масличных культур, Л.М.Розина- хранитель овса… Хлеб из коллекционного зерна мог спасти много жизней. Сохранение коллекции в блокадном Ленинграде- это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране нужны эти семена- хлеб будущего. Здесь хранится мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур. Крупнейшие ученые Ленинграда до последнего момента продолжали работать в блокированном городе. В октябре 1941 г. в Ленинграде трудились 12 академиков и 15 членов-корреспондентов Академии наук СССР. В постановлении Совета по эвакуации от 28 октября 1941 г. предусматривалась немедленная эвакуация из Ленинграда самолетами 200 наиболее видных представителей науки.
После войны вавиловская коллекция обогатилась и выросла. На Кубани был создан Кубанский генетический банк семян.
И конечно, нельзя обойти стороной биологические особенности организма в состоянии голода. Наш организм – уникальное и удивительное творение. Он сохраняет сам себя в экстремальных обстоятельствах. У людей от дистрофии во время блокады все органы, за исключением почек и мозга – жизненно важных органов, сильно уменьшались в размере. Профессор Владимир Георгиевич Гаршин из Института экспериментальной медицины проводил исследования и доказал, что сердце блокадников могло терять в весе до 40%, печень до 50%. Но мозг и почки всегда оставались практически неизмененными. То есть, люди сохраняли все свои умственные способности, несмотря на голод.
Ленинградская блокада обнаружила такие биологические возможности организма, о которых никто раньше не знал. Оказалось, что существует так называемое эндогенное питание – когда жизненно важных веществ извне не поступает, организм начинает питаться из запасов собственного тела. У блокадников происходила частичная атрофия органов - они уменьшались в размерах – масса этих органов шла на питание мозга, почек и сердца. Причем, когда человек начинал опять нормально питаться – функции этих органов и их размеры полностью восстанавливались. Это основной физиологический механизм, который помог многим блокадникам выжить. В те годы об этом никто не знал. Организм сначала брал необходимые элементы из жировой прослойки тела, потом из мимических мышц - у блокадников была очень большая отвисшая верхняя губа (расстояние от носа до верхней губы), их лица были абсолютно безэмоциональными именно по этой причине. И уже в последнюю очередь организм брал необходимые элементы из скелетных мышц, которые нужны для движения. В скелетных мышцах содержится до 14-ти килограмм белка. Подвижность у изможденных людей была ограниченной – двигаться им уже практически не приходилось. Скелетные мышцы распадались, а белки поступали в кровь, питая сердце и мозг. Человек умирал раньше того, как он полностью истощал свой биологический ресурс. У него отказывала нервная регуляция, то есть, он морально сдавался. Мы еще раз возвращаемся к тому, что главным в вопросе выживания был все-таки не физиологический, а психосоматический аспект, то есть мотивация к выживанию. Из-за депрессии угнетались функции других органов.
Вопросы учащимся:
Согласны ли Вы с утверждением: Любая война, помимо разрушительного, несёт в себе и созидательную функцию. Если согласны, постарайтесь привести свои суждения в защиту этого утверждения.
О каких ещё открытиях, сделанных учёными в годы войны Вам приходилось слышать?
Что происходит с организмом человека во время длительного голода?
Назовите функции скелетных мышц.
Какие функции выполняют почки?
3. При изучении темы «Селекция» говорим о наших величайших селекционерах: Мичурин, Тимирязев, Лукьяненко. и др.
В 1875 г. Мичурин, в возрасте всего 20 лет, арендовал в Козлове участок земли (около 500 кв. м), где начал работы по сбору коллекций растений и по выведению новых сортов плодовых и ягодных культур. В 1899 г. приобрёл на окраине города новый участок (около 13 га), куда перенёс свои растения и где жил и работал до конца жизни.
Иван Владимирович Мичурин вывел более 300 сортов яблок, груш, слив, винограда, абрикосов, ежевики, смородины и табака.
В 1913 г. он отказался от предложения Департамента земледелия США переехать в Америку или продать свою коллекцию растений. В 1917 г. приветствовал установление Советской власти, получил поддержку от Советского правительства и продолжил плодотворную работу.
Мичурин – один из основоположников научной селекции с.-х. культур. Важнейшие вопросы, разработанные Мичуриным: межсортовая и отдалённая гибридизация, методы воспитания гибридов в связи с закономерностями онтогенеза, управление доминированием, ментора метод, оценка и отбор сеянцев, ускорение селекционного процесса с помощью физических и химических факторов. Мичурин создал теорию подбора исходных форм для скрещивания. Им установлено, что «чем дальше отстоят между собой пары скрещиваемых растений – производителей по месту их родины и условиям их среды, тем легче приспособляются к условиям среды в новой местности гибридные сеянцы»
Скрещивание географически отдалённых форм широко использовали после Мичурина и многие др. селекционеры. Мичурин разработал теоретические основы и некоторые практические приёмы отдалённой гибридизации. Предложил методы преодоления генетического барьера несовместимости при отдалённой гибридизации: опыление молодых гибридов при их первом цветении, предварительное вегетативное сближение, применение посредника, опыление смесью пыльцы и др.
В СССР районированы мичуринские сорта: яблони – Пепин шафранный, Славянка, Бессемянка мичуринская, Бельфлёр-китайка и др.; груши – Бере зимняя Мичурина, вишни – Надежда Крупская, Плодородная Мичурина и др., рябины – Черноплодная и др. Мичурин положил начало продвижению на север винограда, абрикоса, черешни и других южных культур.
Знаменитый селекционер Лукьяненко создал 50 новых высокоурожайных сортов пшеницы, неполегающих и устойчивых против ржавчины. Четверть каравая хлеба нашей страны - из его пшеницы. Это достойный памятник.
Вопросы учащимся:
Чем сорт отличается от гибрида?
Каковы положительные качества гибридов ?
Тема «Человек и его здоровье» Пирогов Николай Иванович - отечественный ученый, чудесный доктор, блестящий хирург, заложивший основы экспериментальной анатомии и военно-полевой хирургии. Он впервые в мировой хирургии применил эфир для наркоза; йод, спирт для предупреждения нагноения ран. Создал бальзамирующее средство. На его счету много работ в области хирургии. Николай Иванович открыл музей патологической анатомии. Он изучал действие эфира на животных, затем на здоровых людях. Провел 50 операций под эфирным наркозом. За время войны на Кавказе выполнил 700 операций, из них 400 – под эфирным наркозом, 300 операций – под хлороформом. Николай Пирогов был первым врачом, который настаивал на широком использовании антисептиков. Он считал, что эти препараты незаменимы, особенно в хирургии. Многое делал для развития медицины вРоссийской Империи. Медик полностью отдавал себя науке и обществу. Не прошли мимо него и войны, в которых Россия участвовала при его жизни. Так Пирогов побывал на Крымской Войне, кавказской и русско-турецкой. За годы военно-полевой медицинской практики им были придуманы различные эффективные способы эвакуации раненых с поля боя, а так же их последующего лечения. Все, что открыл Николай Пирогов, нужно ему не само по себе, все это нужно ему, чтобы указать наилучшие способы производства операций, в первую очередь «найти правильный путь для перевязки той или иной артерии», как он говорит. Вот тут-то и начинается новая наука, созданная Пироговым — это хирургическая анатомия.
Описание операций Николай Пирогов снабдил рисунками. Ничего похожего на анатомические атласы и таблицы, которыми пользовались до него. Никаких скидок, никаких условностей — величайшая точность рисунков: пропорции не нарушены, сохранена и воспроизведена всякая веточка, всякий узелок, перемычка. Пирогов не без гордости предлагал терпеливым читателям проверить любую подробность рисунков в анатомическом театре. Он не знал еще, что впереди у него новые открытия, высшая точность...
Важнейшей заслугой Николая Пирогова является внедрение в Севастополе сортировки раненых: одним операцию делали прямо в боевых условиях, других эвакуировали в глубь страны после оказания первой помощи. По его инициативе в русской армии была введена новая форма медицинской помощи — появились сестры милосердия. Таким образом, именно Пирогов заложил основы военно-полевой медицины. Он разработал методы ухода за ранеными, открыл ряд мероприятий по предотвращению развития гниения тела. Николаем Ивановичем были усовершенствованы гипсовые повязки. Многие открытия и инновации Пирогова актуальны и сегодня.
Вопросы учащимся:
Какое кровотечение самое опасное?
Какое значение имеет применение анестезии на операциях?
Какие кровотечения вам известны?
Какие способы остановки кровотечения вам известны?
Почему во времена Пирогова Время играло значимую роль при операциях?
. В курсе «Анатомия, физиология и гигиена человека» или «Работа сердца», рассказывая о темах, я обращаю внимание учащихся на работы Н.М. Амосова. Подсчитано, что он сам сделал около 7 тыс. операций, самых сложных из общего числа почти 30 тыс., выполненных в его клинике. Можно считать, что он спас целый небольшой городок, люди которого живут, работают, радуются жизни.
Через руки его команды из пяти человек за войну прошло более 40 тысяч раненых.
Первые попытки помочь детям с тяжелыми пороками сердца были сделаны им в 1955 году. Первая удачная операция, проведенная с помощью амосовского аппарата искусственного кровообращения, состоялась в 1960 году. А в 1962 году Амосов придумал особые искусственные клапаны для сердца.
Он реализовал бы и другие свои идеи, если бы не его собственное сердце. Его организм был сильно изнощен, он казнил себя за каждую ошибку, за каждый смертельный случай во время операции. После гибели маленькой девочки с пороком сердца Николай Михайлович вошел в полосу тяжелейшего кризиса.
Чтобы справляться с этим грузом, он начал записывать свои переживания – так вышла его первая книга «Строгость к себе», удивительная искренность, мужество и сострадание к пациентам обратили к нему сердца многих людей.
Возможно, поэтому, когда в преклонные годы, после тяжелой операции, он бросил вызов старости, придумав свою собственную систему нагрузок и ограничений, за ним, затаив дыхание, следила вся страна. Амосовская система здоровья увлекла тысячи людей.
Он сформулировал свою систему здоровья.
Вопросы учащимся:
Сосуды, по которым кровь движется от сердца ( артерии).
Самая крупная артерия в организме человека (аорта).
Мельчайшие кровеносные сосуды (капилляры).
Сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены).
Артерия, по которой течет венозная кровь (легочная артерия).
Вена, по которой течет артериальная кровь (легочная вена).
Центральный орган кровеносной системы (сердце)
Из каких камер состоит сердце? (левое и правое предсердия, левый и правый желудочки)
Какие камеры сердца имеют более толстые стенки? (желудочки)
Какие клапаны находятся у выхода из желудочков? (полулунные)
Какие клапаны находятся у выхода из предсердий? (створчатые)
Почему трудно сохранить здоровье?
Химия
При изучении темы «Металлы» можно дать краткие сведения об их применении в военном деле и в авиации. Алюминий, используется в самолетостроении, ракетостроении, из него делают спутники, поэтому его называют «крылатым». Магний, горящий белым ослепительным пламенем используется в военной технике для изготовления сигнальных и осветительных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб. Без ванадия не может быть автомобиля и солдатской каски. Германий, способный превратить тепловую энергию в электрическую, использовался в генераторах для питания раций партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны.
В современной армии таблетки гидрида лития служат летчикам портативными источниками водорода, которыми они пользуются при авариях над морем: под действием воды таблетки моментально разлагаются, наполняя водородом спасательные средства – надувные лодки, жилеты, сигнальные шары-антенны. Сталь с добавлением кобальта не размагничивается даже при высоких температурах, поэтому она служит материалом для изготовления магнитных мин. Магний совместно с алюминием и титаном являются основой для создания сверхлегких сплавов, применяемых при изготовлении корпусов и некоторых деталей двигателей в авиастроении. Лопатки газовых турбин и другие ответственные детали авиационных двигателей, выполненные из сплавов с добавлением никеля, надежно работают даже при 1000°С. Сплав меди с цинком (латунь) хорошо имитирует золото, из него делают медали и знаки отличия.
При изучении темы «Подгруппа углерода» и рассмотрении явления адсорбции можно заслушать сообщение учащегося о создателе первого противогаза – Николае Дмитриевиче Зелинском. Когда в Лондоне получили первые русские противогазы, английские химики просто не поверили в гениальную простоту их конструкции. После испытания они кропотливо исследовали содержимое коробок противогаза в поисках особого «секрета» Зелинского, однако во всех случаях в коробках противогазов они находили чистый древесный уголь. В последующем конструкция русского угольного противогаза 1916 года стала основой для создания всех подобных иностранных конструкций, не исключая и современные угольные фильтры для сигарет. Изобретение Зелинского прочно вошло не только в военную, но и в производственную практику. Пожарные, горно-спасательные команды, рабочие вредных предприятий всего мира пользуются русским изобретением.
При рассмотрении вклада Д.И. Менделеева в развитие химии невозможно не упомянуть о его работах в области метеорологии и воздухоплавания. Им был создан высокочувствительный барометр, который положен в основу высотомера в летательных аппаратах. Д.И. Менделеев стоит у истоков русской аэрогидродинамической школы, успехи которой в советское время привели к созданию самолетов. Ученый изобретает новый, бездымный порох, который приобретает огромное значение для военного дела и рецепт которого по преступной небрежности самого же правительства уплывает в Америку. Американцы, продавая порох вступившей в войну России, не скрывали, что это «менделеевский порох».
При изучении темы «Ароматические углеводороды», рассматривая их
применение, следует отметить, что толуол является сырьем для получения тринитротолуола, торговое название которого - тротил. Тротил применяется в качестве заряда в разрывных снарядах, подводных минах, торпедах и т.д. В мирной технике применяется как примесь к горным взрывчатым веществам. Синтез толуола, из которого был получен тротил, выполнил в 1941г. академик Ю.Г. Мамедалиев.
В теме «Природные источники углеводородов и их переработка» при рассмотрении процессов переработки нефти можно отметить роль академика Н.Д. Зелинского в развитии нефтехимической промышленности в годы Великой Отечественной войны. Благодаря его работам по каталитическим превращениям циклических углеводородов нефти был получен синтетический бензин с более высоким октановым числом, чем природный. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту, с большим грузом. Эти исследования оказали неоценимую помощь нашей авиации в годы Великой Отечественной войны. За работы по химии нефти академику Н.Д. Зелинскому в 1946г. была присуждена Государственная премия. Рассматривая применение нефтепродуктов, можно сообщить учащимся, что на основе бензина изготовляют напалм - зажигательное оружие, предназначенное для поражения живой силы и объектов. Состоит оно из живого горючего (бензина, керосина и др.) и порошка загустителя. Напалм был одним из главных видов химического оружия армии США в Корее в 1968-1970гг. На земле Южного Вьетнама американские наемники
сбросили 200 тысяч тонн напалма.
Разбирая применение углеводородов и их производных, можно сообщить учащимся, что в успешной работе космического корабля топлива играют важнейшую роль. В настоящее время в ряде стран для жидкостных ракетных двигателей широко применяются топлива на основе окислителей — азотной кислоты и жидкого кислорода и горючих — углеводородов, аминов, спиртов.
Химия по праву считается наукой созидания, но одновременно она же
может способствовать разрушению, уничтожению, гибели всего живого. В курсе химии учителю предоставляются большие возможности для военно-патриотического воспитания учащихся, формирования стойкой гражданской
позиции подрастающего поколения.
В курсе химии и биологии учителю предоставляются большие возможности для военно-патриотического воспитания учащихся, формирования стойкой гражданской
позиции подрастающего поколения.
Источники:
Каменский А. А., Криксунов Е. А. Общая биология. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
Воспитать человека: Сб. нормативно – правовых, научно-методических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной и др.- М.: Вентана – Граф, 2003.-384с.
Степанова Г.В. Творческое воспитание школьников. – М.: ЦГЛ, 2006.-160с.
Сайт: http://nsportal.ru/ Бабаджанова Л.А. статья "Патриотическое воспитание школьников на уроках химии"
Л.М.Ивашина, «Патриотическое воспитание на уроках биологии»
Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.
http://yunc.org/
http://ote4estvo.ru
http://www.calc.ru/
http://festival.1september.ru
http://fit4brain.com/6985
http://biology.ru/course/content/scientist/mechnikov.html#.WLG8-kNSD_w
http://www.uroki.net/docxim/docxim84.htm
http://www.inventor.perm.ru/persons/inventor_michurin.htm
Крицман В. А. Книга для чтения по неорганической химии. Ч.1. Пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1983
Конарев Б. Н. Любознательным о химии. Неорганическая химия.- М.: Химия, 1984
Венецкий С.И. Рассказы о металлах. – М.: Металлургия, 1986
Литвинова Л.С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005
Малыгина С. В. Патриотическое воспитание на уроках химии.