Введенский филиал МБОУ «Лицей села Хлевное»
Патриотическое воспитание
на уроках русского языка и литературы
Выполнила: учитель русского языка
Ломакина О.В.
2020 год
Патриот - это человек, служащий Родине,
а Родина - это, прежде всего народ . (Н. Г. Чернышевский)
Цели патриотического воспитания в школе:
формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности
формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе
развитие познавательных интересов потребностей
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность:
привитие чувства любви к родному языку
осмысление общечеловеческих ценностей
воспитание личности с высоким чувством
патриотизма
Воспитательное значение пословиц
Название темы
«Прилагательные полные и краткие»
Примеры пословиц
« Своя земля и в горести мила»
( 5 класс)
«Степени сравнения имен прилагательных» (6 класс)
«Тире между подлежащим и сказуемым» ( 8 класс)
« Родина краше солнца, дороже золота»
« Глупа та птица, которой свое гнездо не мило»
«Любовь к Родине сильнее смерти»
«Ученье – свет, неученье – тьма» «Чтение – вот лучшее ученье»
«Односоставные предложения»
«Родина – мать, умей за неё постоять »
(9 класс):
« В каком народе живешь, того обычая и держись»
«За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше»
Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине
Задание: напишите сочинение на тему
«Любимый уголок природы
«Мое село»
«Улица моего детства»
«Найди лишнюю пословицу»
Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного
На родной стороне и камешек знаком.
На чужой стороне и весна не красна.
С родной земли - умри, не сходи!
Научит горюна чужая сторона.
«Найди пару»
Цель: понимание смысла прочитанной информации, развитие логического мышления.
Кто грамоте обучен, тому не пропасть.
Руби дерево по себе.
Знание никому не в тягость.
Без корня и полынь не растет.
По Сеньке и шапка.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
мысли и чувства простых солдат
размышления Лермонтова о значении Бородинской битвы
Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас?
Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».
И.А.Крылов «Волк на псарне»
попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира
мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка
Мораль: необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом
А.С.Пушкин «Дубровский»
протест против гнета самодержавия
размышления о судьбе русского народа
размышления о прошлом и будущем родины
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
прославление боевого товарищества, осуждение предательства
героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю
патриотический пафос повести
беззаветная преданность Родине,
храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
А.С.Пушкин « Капитанская дочка»
работа с историческими документами (сопоставление предводителя восстания в разных произведениях)
Образ Пугачева
в фольклоре,
в повести А.С. Пушкина
в произведении С.А. Есенина
(«Пугачев»).
М.А.Шолохов «Судьба человека»
Андрей Соколов
Стойкость
дух товарищества
преданность Отечеству
Лирика о Великой Отечественной войне
чувства и переживания солдата-воина
чувство любви к родине
ответственность за судьбу Родины в годы жестоких
испытаний
Лирика о родной природе
душевное настроение поэта через описание картин природы
передача восприятия и отношения к окружающему миру
развитие умения видеть и слышать природу
стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы
Творческие задания
нарисовать иллюстрацию к историческому событию
составить кроссворд
озвучить диалог исторических деятелей
дать характеристику историческому герою
устное рисование
Воспитание патриотизма
чувство гордости за свою Родину и свой народ
уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого