ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ -2023»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Методическая мастерская»
Соколова Е. В.,
учитель математики
МБОУ СШ № 2 г. Лукоянова
Нижегородской области
Добрый день, уважаемые члены жюри. Позвольте представиться, Соколова Елена Владимировна, учитель математики Лукояновской средней школы № 2.
В рамках конкурсного задания представляю вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности по теме «Патриотическое воспитание учащихся при изучении математики».
Патриотическое воспитание является приоритетным направлением развития современной школы, методологической основой этого выступают официальные документы федерального уровня.
Владимир Владимирович Путин определил «Патриотизм» - как главную общенациональную идею возрождения и объединения Российского общества.
Патриотизм, как чувство имеет внутреннюю структуру, состоящую из нескольких компонентов:
Любовь к своей стране
Уважение к своему государству
Любовь к своей малой родине.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, физического воспитания.
Задачи для реализации нравственно-патриотического воспитания:
воспитать у учащихся любовь к своей семье, своему городу, к Родине;
повысить духовно-нравственную культуру подрастающего поколения;
приобщить обучающихся к изучению героической истории человечества;
развить чувства гордости за достижения страны;
сформировать чувства уважения к другим народам.
Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта, патриотическое воспитание должно осуществляться посредством каждого урока в современной школе. В своей работе я рассматриваю возможность формирования патриотизма учащихся при обучении, в том числе и средствами уроков математики.
Математика сегодня – важная составляющая общечеловеческой культуры. Математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче, учащимся определенной суммы знаний, формированию умений и навыков по предмету.
Я хочу представить вам материал, в котором содержатся практические навыки по воспитанию патриотизма на уроках математики.
На своих уроках я в какой-то мере воспитание осуществляю с помощью четырех факторов:
содержание образования;
методы и формы обучения;
использование случайных и специально созданных воспитывающих ситуаций;
личность самого учителя.
Использовать преподавание математики в воспитательных целях, на мой взгляд определенно сложнее, чем в случае большинства других наук. Я в своей работе использую основные направления, способствующие нравственно-патриотическому воспитанию учащихся:
проведение нестандартных уроков;
использование историко-математического материала;
решение прикладных задач (на военную тематику идейной направленности).
внеурочная деятельность;
Вот некоторые формы работы в направлении патриотического воспитания, которые применяются мною в контексте совершенно разных тем.
На этапе урока мотивации к учебной деятельности мною используются эпиграфы, цитаты наших великих соотечественников, русских полководцев, ученых с мировым именем, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания.
Через эпиграф к уроку учащиеся осознают значимость изучения математики, а также знакомятся с современными учеными-математиками. Такими как советский и российский математик, педагог, доктор физико-математических наук Марк Иванович Башмаков.
Как известно, математика – один из самых трудных предметов и ребята иногда приходят в отчаяние от того, что у них что-то не получается. Поэтому такой психологический настрой как слова Александра Васильевича Суворова «Как бы плохо не приходилось, никогда не отчаивайся, держись пока силы есть»….очень полезен. Он позволяет начать урок с разговора, который поддержит каждого ребенка.
В методике преподавания математики одним из важных вопросов является вопрос формирования умений и навыков решения задач у учащихся, так как обучение математики на протяжении всех лет сопровождается решением задач. Решая различные задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Н. Б. Истомина, А. А. Столяр и др. ученые занимаются разработкой методов, методических приемов и средств, посвященных эффективному формированию умения решать задачи. Но, на мой взгляд, не уделяется достаточного внимания на содержание задач. На практике это приводит к следующему результату: решение задач для одних детей может быть нетрудным и интересным, а для других учащихся, наоборот. Возникает необходимость сделать тему наиболее понятной и разнообразной, использовав при этом различные средства обучения.
Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий, обучающимся помогут задачи. В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований.
Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса не только к предмету «Математика», но и к предмету «История».
Урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков.
Проанализировав учебники 5- 6 класса по математике выяснила, что в нем содержится очень мало задач военно-патриотической и гражданской направленности. Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику. Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка.
Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа.
При составлении задач, я использую архивные данные, справочники, материалы краеведческих музеев и интернет.
Предлагаю Вам материалы, которые я использую на уроках математики накануне дня Победы:
1. Интегрированный урок по математике и истории «Урок Победы» посвящен Победе в Великой Отечественной войне. Данный урок позволяет учителю наряду с совершенствованием знаний, умений и навыков по математике на цифрах и фактах показать трагедию Великой Отечественной войны для всего человечества. В течение всего урока дети чувствуют дыхание Великой Отечественной войны.
Данный урок пригодится учителям, преподающим математику в 5 - 6 классах. Урок сопровождается компьютерной презентацией. Как известно, изучение краеведческого материала способствует привитию чувства любви к своей малой родине. Учащиеся изучают много произведений, где говорится о блокадных днях Ленинграда. Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут краеведческий материал и задачи. Здесь уместно рассказать учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.
На уроках предлагаю ребятам решить задачи, основанные на краеведческом материале: можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию, а можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, который оставит в душе ученика яркое впечатление.
Можно рассказать о роли ученых-математиков развитии военной техники в и укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны.
В последнее время большое внимание уделяют изучению учащимися элементов теории вероятностей. В связи с этим можно и нужно рассказать учащимся о том, что работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии.
Патриотическое воспитание также должно осуществляться на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян. Как правило, большинство спортсменов – патриоты своей страны. И этому есть объяснение. Те, кто хоть раз стоял на пьедестале почёта и слушал родной гимн, по-другому начинают относиться к Отечеству. У многих спортсменов при звучании мелодии Александрова на глаза наворачиваются слёзы. И плачут спортсмены абсолютно искренне! Потому что знают, какую цену им пришлось заплатить за эту медаль и сколько труда вложить, чтобы добиться поставленной цели.
Все понимают, насколько важна математика и в тоже время насколько она сложна в понимании учащимися.
Реализация требований ФГОС ООО к результатам освоения программы основного общего образования в части патриотического воспитания (42.1.2) осуществляется мной через разработку рабочих листов.
В ходе работы пришлось столкнутся с рядом трудностей. Часто ученик по той или иной причине пропускает урок:
- заболел
- был на соревнованиях
- проспал
- во время дистанционного урока
- и множество других причин.
Это приводит к пробелам в знаниях. В итоге у каждого ученика разный уровень подготовки. И мне как учителю необходимо организовать подачу учебного материала таким образом, чтобы и отсутствующие дети смогли освоить материал. В таких случаях я все чаще обращаюсь к такому инструменту, как «Рабочий лист».
Он позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с разным уровнем подготовки, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.
Считаю, «Рабочий лист» является эффективным инструментом в работе учителя, который помогает решать множество задач в рамках системно - деятельностного подхода и помогает детям понять, что учёба = удовольствие. Практика - единственный способ улучшить успеваемость детей по математике, и использование рабочих листов - это лучший способ закрепить знания на практике.
Рабочий лист содержит конкретную инструкцию, которая рассчитана на активную работу с ним. В основном, рабочие листы используются при групповой работе, но может быть применена и в парной, и в индивидуальной работах. В зависимости от типа урока требования к оформлению рабочих листов различные. При изучении нового материала учащиеся выполняют исследовательскую работу и при выполнении заданий могут использовать различные источники информации. Сделав определенные выводы, они обобщают полученные знания с изложенным в учебнике материалом. При закреплении и обобщении рабочие листы могут содержать вопросы и задачи, которые помогут проверить, как усвоились основные понятия, рассмотренные на уроке.
Например: В данном рабочем листе(форм.сокр.умножения) на второй странице при разработки задачи 8 отражается требование ФГОС в части ценностного отношения к достижениям своей Родины - России, к искусству и трудовым подвигам.
Еще один рабочий лист. (признаки делимости)
Задания творческие, среднего и повышенного уровня сложности. Оборотная сторона рабочего листа содержит аудио qr - код с информацией о герое рабочего листа, а также qr - код с инструкцией для выполнения заданий.
Прошу обратить внимание, что данный рабочий лист составлен в соответствии с Требованиями ФГОС к результатам освоения программы ООО в части 42.1.2 ("Патриотическое воспитание"),
Воспитание ценностного отношения к достижениям России в области спорта (2022 год - год трех юбилеев для современного спортивного пятиборья России. Данный рабочий лист был создан в строгом соответствии с ФГОС.) рабочий лист для 5 - 6 классов по теме "Арифметические действия с обыкновенными дробями" (Пентатлон).
В материалах по теории вероятностей и статистики - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном сообществе, проявление интереса к познанию своего края, народов России
Содержание рабочего листа направлено на достижение таких личностных результатов в части патриотического воспитания, как:
* проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации;
* ценностное отношение к достижениям своей Родины - России;
*уважение к историческому наследию и памятникам.
Рабочий лист содержит исторические фаты, важные события в истории Российского государства.
Также рабочий лист можно использовать как на уроке (при организации разных форм деятельности), так и в качестве домашнего задания.
В результате патриотического воспитания на уроках математики повышается активность в выражении гражданской позиции.
Замечается высокий процент вовлеченности обучающихся в проектную деятельность.
Развитие патриотического воспитания - как ключ к профориентации, т.е. обучающиеся - будущие инженеры, IT - специалисты, которые будут приносить пользу Родине, увеличивая ее научный потенциал, выводя вперед в мировых рейтингах и т.п.
За время обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.
В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математики патриота, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать егэ, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, а следовательно прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины.
Таким образом, в рамках обучения математике в целях реализации единой государственной политики, отраженной в государственных программах патриотического воспитания и в федеральных государственных образовательных стандартах, имеется возможность привить интерес к патриотизму и гражданственности путем использования специально подготовленных задач. При этом особая роль и ответственность отводится педагогу, к требованиям его профессионализма и компетентности.
Спасибо за внимание!