Аннотация
Патриотическое воспитание современных школьников на примере подвигов святого князя Александра Невского.
Сарьянова Р.Ш., учитель русского языка и литературы. МАОУ «СОШ№10». Г. Реутов.
В начале 21 века жители нашей страны из числа более ста достойных сыновей и дочерей символом России выбрали Александра Невского. Значение образа святого князя Александра Невского очень велико в деле воспитания молодежи. На уроках истории и литературы учащимся рассказываем не только о полководческом таланте Александра Невского, значении его деятельности для сохранения независимости Руси, но и воспитываем у них чувство патриотизма, гражданственности и уважения к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям.
В 8 классе, изучая «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», задаем перспективное домашнее задание ученикам, чтобы самостоятельно подготовили такие презентации, сообщения Великом князе: 1. Значение воспитания в семье в становлении характера Александра Невского. 2. Можно ли Александра Невского назвать воином, защитником Родины?
Читая текст и анализируя отрывок «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», делаем вывод. Александр Невский, организуя отпор врагам в ходе Невской битвы, Ледового побоища, сумел сохранить независимость Руси, показал, как нужно бороться с врагами, этим он заслужил право стать национальным героем. Мы гордимся своей историей и будем защищать родную землю от захватчиков так же, как Александр Невский.
Как написал Л.Н. Толстой: «Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз или сталь».
Выступление.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ПОДВИГОВ СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Сарьянова Роза Шавалиевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №10»,
Московская область, г.о. Реутов
E-mail:
Аннотация.
В начале 21 века взрослое население страны принимало участие в телевизионном голосовании «Символ нации». Из числа ста исторических личностей, ученых, полководцев, писателей, государственных и политических деятелей нужно было выбрать символ России. Им, к моей радости, стал Александр Невский!
Значение образа святого князя Александра Невского очень велико в деле воспитания молодежи.
Рассказывая на уроках истории и литературы о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов, показываем учащимся не только полководческий талант Александра Невского, значение его деятельности для сохранения независимости Руси, сохранения нации, но и развиваем у учащихся чувство патриотизма, гражданственности и уважения к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям. На уроке литературы мы изучаем отрывки из «Повести временных лет».
Для характеристики образа выдающейся личности русской истории Александра Невского удачно подходит высказывание Л.Н. Толстого: «Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз или сталь».
В 8 классе, изучая «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», задаем перспективное домашнее задание ученикам, чтобы самостоятельно подготовили презентации, сообщения Великом князе.
Сообщение 1. Значение воспитания в семье в становлении характера Александра Невского.
На плечи юного князя легла громадная ответственность: оборона новгородских границ от воинственных соседей, намеревавшихся захватить северо-западные области Руси.
Самостоятельное изучение жизнеописания помогает формировать у учащихся чувство гордости за свою историю, чувство уважения к героическому князю и желание формировать свой характер.
Сообщение 2. Можно ли Александра Невского назвать воином, защитником Родины? Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать тяжелую борьбу с западными завоевателями. На земли Великого Новгорода, через который проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока, давно претендовали шведские феодалы. Только в начале XIII века шведские рыцари отважились на новые походы. В 1227 году они были остановлены и отброшены войском князя Ярослава Всеволодовича. Получив известие о нашествии монголов на Северо-Восточную Русь, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси. Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру.
Подводим итог. Символом России можно назвать воина, защитника. Можно ли Александра Невского назвать воином, защитником Родины? По праву ли его называют символом нации? За какие дела он заслужил такое право?
Собеседование по этим вопросам поможет ребятам определить, кто он, положительный герой, на кого можно равняться.
3. Чтение текста и беседа по отрывку «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Ледовое побоище».
В ходе беседы делаем вывод о том, что главным героем являются русские герои и их предводитель Александр Невский. Русь – родина героев и сама она колыбель героев, то какой символ ей наиболее подходит?
Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людской. Петр Великий приказал прах его перенести в Петербург и похоронить в Александро-Невской лавре - монастыре, построенном на месте, где когда-то Александр разбил шведов. В 1547 году Александр Невский церковным собором был причислен к числу общерусских святынь (канонизирован).
Через 700 лет, в 1942 г., в разгар Великой Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры, прославившиеся в боях с фашистами. За несколько лет до войны была написана К. Симоновым поэма «Ледовое побоище». Во время войны С. Эйзенштейном был поставлен фильм «Александр Невский». После войны на месте Невской битвы был поставлен обелиск.
В ходе беседы формулируем задачи: узнать, почему Александр Невский является выдающимся человеком, в чем заключается полководческий талант Александра Невского, для чего нужно изучать события, связанные с личностью Александра Невского.
Итогом работы являются выводы учащихся о характере князя, как повлияли детские годы, деятельность отца. Рассматривая иллюстрацию художника Г. Семирадского, «Александр Невский принимает папских легатов», отмечаем, как художник отразил во внешности проявление личностных качеств Александра.
В ходе Невской битвы русское войско одержало на Неве блестящую победу. Здесь проявили себя воины дружинники из Новгорода и Ладоги: Гарило Олексич, ополченец Савва, сам Александр, который сразился со шведским военачальником и тяжело ранил его. Успех русских воинов на долгое время отбил у шведов желание овладеть устьем Невы, воевать с Русью. Здесь проявился полководческий талант Александра, который сумел использовать силы небольшой дружины против могучего противника. Помогла внезапность нападения и правильная расстановка сил.
В результате Ледового побоища немецкие рыцари отказались от претензий на русские земли. В ходе битвы проявился полководческий талант Александра Невского, который сумел учесть погодные условия, особенности ведения боя противника, применил особую тактику ведения боя, используя засадный полк.
Выводы на уроке. Александр Невский – символ русского народа, нации. Организуя отпор врагам в ходе Невской битвы, Ледового побоища он сумел сохранить независимость Руси, показал, как нужно бороться с врагами, этим он заслужил право стать национальным героем. Мы гордимся своей историей и будем защищать родную землю от захватчиков так же, как Александр Невский.
Список использованных источников
Александр Невский (1220-1263). Текст//Русские полководцы/ред. Алмазов Б.А.- Спб, 1999.
Александр Ярославич Невский (1220 — 1263) Текст: биографи. Очерки. – Н.Новгород, 1995.
Ледовое побоище. Александр Невский. Текст// исторический календарь/ сост. В. Алексеев. – Донецк, 1996.
Житие Александра Невского. Текст// Древнерусские повести/ ред. И. Остапенко. – Пермь, 1991.