Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 6
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
План по самообразованию
«Патриотическое воспитание старших дошкольников
через разные виды деятельности»
(на период сентябрь 2024 г. – май 2025 г.)
Воспитатель высшей квалификационной категории
Бубнова Валентина Владимировна
ст-ца Старощербиновская
2024 год
«Патриотическое воспитание старших дошкольников
через разные виды деятельности»
Цель: повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников через разные виды деятельности.
Задачи для педагога:
повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
проанализировать условия, созданные в группе для патриотического воспитания;
разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
организация активного взаимодействия с семьями воспитанников;
разработать консультации для родителей;
создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую воспитанию патриотизма у дошкольников;
провести самоанализ и подготовить отчёт о проделанной работе.
Для детей:
формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
формировать представления о России как о родной стране;
воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики;
Ожидаемый результат
для педагога:
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у
дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой
Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины.
для детей:
имеет первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и природе;
знает домашний адрес (испытывает любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду);
знает место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывает гордость и уважение к труду взрослых);
знает символику и достопримечательности станицы; крупные города Краснодарского края, а также находить их на карте.
Актуальность
« С любовью к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого - с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постоянно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране,
к её истории, прошлому и настоящему ко всему человечеству»
Л.С.Лихачев.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание у детей любви к своему Отечеству - это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился уклад жизни. Проблема патриотического воспитания становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество.
Понятие «патриотизм» понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому, воспитание любви к Отечеству начинается с малого, с того, что доступно пониманию детей, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города, традиции предков. Любовь к близким людям, к родной природе, к родному краю – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) позволяет реализовать создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Формы и методы работы:
- подбор художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций, сюжетные картинки, альбомов, фотографий;
- экскурсии, игровые ситуации, наблюдения, прогулки;
- виртуальные прогулки и экскурсии;
- настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры;
- чтение художественных произведений;
- беседы, знакомство с загадками и пословицами своего народа;
- использование средств изобразительной деятельности на тему любви
к родине;
- семейные конкурсы, рисунки, поделки;
- досуги и др.
Действия и мероприятия, предполагаемые в процессе работы
Содержание деятельности | Сроки выполнения | Способ достижения и результат |
Обзор информации по теме самообразования в интернет - ресурсах | В течение года | Накопление информации. Работа с интернет – ресурсами. |
Подбор и изучение методической литературы: Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»; Князева О.Л., Миханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры; Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»; Зацепина М. Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание»; Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании детей»; Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» и др. | сентябрь - май | повышение уровня самообразования |
Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. Анкетирование. Обработка данных | январь | Взаимодействие с родителями, рекомендации |
Оформление центра по нравственно-патриотическому воспитанию | | |
Обновление предметно-развивающей среды, учитывая тему самообразования | сентябрь-май | обогащение среды группы новыми атрибутами, наглядный и дидактический материалы, игры, таблицы и др. |
Беседы с детьми на тему «Моя малая Родина», «Моя семья» и др. | сентябрь-май | Тематические беседы |
Оформление наглядного материала по патриотическому воспитанию; Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию | сентябрь-май | Картотека игр, игры с наполняемыми материалами |
Использование заданий для дошкольников по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ. | январь-май | Видеть уровень усвоения программного материала |
Пополнять банк электронных учебных и методических материалов по образовательным областям | в течение года | повышение уровня самообразования |
Знакомство с праздниками. Разучивание колядок «Рождественские колядки». Посещение комнаты – музея «Русская изба» в музеи им. Пастернака ст. Старощербиновская | январь | |
Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе | февраль | Альбом пословиц и поговорок «Моя Родина» |
Привлечение родителей для участия в викторинах и развлечениях по патриотическому воспитанию с участием детей | февраль-март | Работа с родителями |
Взаимодействие с родителями: Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить» | февраль | Участие в физкультурном досуге |
Фотоколлажи ко Дню защитника Отечества «Мы с папой-лучшие друзья» | февраль | Выставка работ |
Декоративно-прикладное творчество «Мамины руки не знают скуки!» | март | Выставка работ |
Смотр-конкурс: «Лучшее пособие краеведческой направленности» | апрель | |
Праздник к 9 Мая «Победный май», мероприятия по проекту «80-летию Победы посвящается «Мы память бережно храним» | май | Способствовать сплочению детского коллектива, формируя патриотические чувства |
Военно-спортивная игра «Зарница»; Музыкальная - поэтическая гостиная «Песни нашей Победы» | май |
Результаты самообразования. Демонстрация опыта: разработанные методические пособия, сценарии, доклады, выступления. | апрель | 1.Оформление папки по обобщению опыта. 2.Создание презентации о проделанной работе. |
Распространение педагогического опыта в СМИ и интернет - порталах. | январь-май | Публикации, статьи, доклады |