Патриотическое воспитание младших школьников на уроках русского языка
Огромное место в процессе патриотического воспитания отвожу уроку.
Воспитание патриотических чувств можно осуществлять через уроки окружающего мира, литературного чтения, математики, трудового обучения, изобразительного искусства и конечно же русского языка.
Русский язык, как учебный предмет уникален, так как несёт чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.
Чтобы сформировать у детей чувство патриотизма, т.е любовь к своей Родине и своему народу, гордость, желание продолжать традиции своего народа, стараюсь показать богатство и разнообразие языка, прививаю любовь к русскому языку, учу детей понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, вырабатываю у них внимание к своей и чужой речи.
К сожалению, в нашей работе фактом является то, что проблемой большинства учащихся является общее недоразвитие речи, узкий кругозор, логопедические недостатки речи. Поэтому, для достижения цели веду планомерную работу по обогащению и развитию словарного запаса учащихся.
Уже на этапе обучения грамоте, при работе с «Азбукой» и на уроках письма в 1 классе уделяю большое внимание работе со словом:
- толкование слов (игра «Толковый словарик», «Угадай словечко»)
В следующие годы обучения словарную работу я стараюсь разнообразить
Мне представляется интересным прием « словарные эстафеты».
Примерные задания для эстафеты:
1.Подобрать имена прилагательные к слову Россия ( город…)
2. Подобрать слова на тему «Моя Родина», «Мой край родной», «Любимый город (село)», «Мир профессий», «Весна» (определенной части речи)
3. Написать однокоренные слова к слову родина (добро, работа…)
4. Написать слова из словаря на тему «Овощи и фрукты моего края»
5. Написать слова на определенную орфограмму, одинаковую букву и т.п.
Групповую работу и работу в парах веду с 1 класса. Дети учатся бесконфликтному общению, развивают коммуникативные умения, умения четко формулировать свои мысли. Задания при работе в группах и в паре разнообразны.
Например:
1.Сочинить четверостишие, по данной паре рифм.
2. Сочинить синквейн на тему…
3. Собрать материал о поэтах и писателях, художниках нашего края, города.
4. Сочинить сказку по опорным словам по законам сказочного жанра.
5. Придумать начало или продолжение рассказа.
Считаю важным аспектом патриотического воспитания в своей работе – воспитание осознания ребенком себя как части своей страны и воспитание чувства гордости за историю, культуру, талантливых и гениальных соотечественников.
На уроках часто использую пословицы поговорки о дружбе, трудолюбии, доброте, родине, любви к отечеству. Они всегда связаны с темой, целью урока, работа с ними - органиченнный этап урока.
Например:
Жить - Родине служить (жи-ши)
Ученье – путь к уменью (разделительный мягкий знак)
Хоть ручки черны, да работа бела (правописание чк-чн)
Был бы покос, да пришел мороз (парные согласные в конце слов)
Кошке игрушки, а мышке слезки (парные согласные в корне слов)
На родной сторонушке, рад любой воронушке (безударныйт гласный звук в корне слова)
Пчела мала, да и та работает (безударные гласные в корне слова)
Родная сторона – мать, чужая – мачеха (антонимы)
Поспешишь – людей насмешишь (правописание глаголов 2 лица, ед. числа)
Родина – мать, умей за нее постоять (правописание местоимений с предлогами)
Не ищи обетованные края, они там, где Родина твоя ( правописание НЕ с глаголами)
Человек трудолюбивый - самый счастливый ( соединительная гласная или непроизносимый согласный)
Рукам работа - душе праздник (непроизносимый согласный)
Обсуждаем с детьми смысл пословицы, подбираем синонимичные или противоположные по смыслу пословицы и фразеологизмы к ней, поясняем конкретные исторические условия, в которых русский народ ее создал, объясняем значения устаревших слов, используя словари или собственный читательский опыт, наблюдаем за оттенками значений слов, решаем проблемные ситуации, формулируем гипотезы относительно написания слов с неизученными орфограммами и т.д. А также, конечно, в ходе такой работы, ежедневно восхищаемся мудростью и смекалкой русского народа, подмечаем вместе с детьми, какие качества человека издавна ценились и воспевались русскими людьми. Таким образом, практически каждый урок русского языка содержит пятиминутку нравственного и патриотического воспитания.
Патриотизм для младшего школьника начинается со знания и уважения своей семьи, школы, улицы, села, города. С букварного периода использую задания творческого и поискового характера: расскажи о своей семье, ее традициях, семейных реликвиях, профессиях родителей; узнай, кто такие предки, составь родословную своей семьи. Успех нравственного и патриотического воспитания младших школьников во многом зависит от эмоционального восприятия и необычной подачи информации. Поэтому, привлекаю музыкальное сопровождение, репродукции картин известных русских художников, фотографии, используем инсценировки.
В уроки с 1 класса, обязательно я включаю упражнения, которые знакомят младших школьников с государственной символикой России.
Упражнения, которые я использую в своей практике. Они воспитывают духовно - патриотические чувства младших школьников на уроках русского языка.
Упражнение 1. Прочитай стихотворение. Расскажи, что изображено на гербе России. Напиши стихотворение, используя слова для справок, вставь пропущенные слова.
Герб России.
У ______ величавой
На гербе ______ двуглавый,
Чтоб на _____ на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и ________.
Он - ________ дух свободный.
Слова для справок: орел, России, запад, мудрый, гордый.
Упражнение 2. Прочитай текст «Георгий Победоносец». Что узнали из легенды? Почему на Российском гербе изображен Георгий Победоносец? Напишите первую часть текста.
Георгий Победоносец.
С именем Георгия Победоносца связана известная легенда. Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой войн по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.
Издавна змей считался олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сил зла. Именно к нему московские князья обращались как к покровителю.
Упражнение 3. Прочитай текст. Что узнал о государственном гимне? Задание: Спиши текст.
Государственный гимн.
Государственный гимн - торжественная песня, которая исполняется в особенных случаях: во время различных торжественных мероприятий, визитов государственных деятелей в другие страны, в честь российских спортсменов- победителей. Гимн прославляет могущество и величие государства.
Упражнение 4. Прочитай стихотворение, напиши по памяти.
Флаг России.
Белый цвет- березка.
Синий -неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.
Упражнение 5. Прочитай стихотворение, запомни слова, которые написаны с заглавной буквы. Напиши по памяти или напиши, вставив пропущенные слова.
Москва Москва - это Красная площадь. Москва - это башни Кремля. Москва - это сердце России, Которое любит тебя. |
Слова для справок: Красная площадь, башни Кремля, сердце России.
В своей работе очень часто я использую поисковую деятельность. Например:
а.) Найдите на карте и запомните названия крупных рек, которые протекают на территории нашей страны.
б.) Найдите, запишите и запомните названия городов Ставропольского края.
г.) Запиши, разделив слова на группы города и реки Ставропольского края.
Упражнение. 6. Прочитайте синонимы: Родина, Отчизна, Отечество.
Напиши пословицы, вставив нужные синонимы.
Жить - ________ служить. Не жалей жизни - служи ________.
Не менее важное значение для привлечения внимания к языку имеет работа над звуковой стороной родной речи, т.е. наблюдение учеников над произношением и ударением в словах. Начальный этап знакомства с правильным ударением – чтение небольших стихотворений. Если для такого чтения мы берем стихотворения о природе, то учащиеся не только услышат правильную русскую речь, но и увидят яркие, образные картины русской природы, узнают о любви и привязанности русских поэтов к местам, где они родились, которые помнят всю жизнь и делятся с нами своими чувствами. Далее предлагаю детям, например, рассказать о своем любимом уголке природы, о цветке, который поразил воображение, т.е. привлекаю внимание детей к красоте и неповторимости своей Родины.
В процессе проведения обучающих диктантов, изложений предлагаю учащимся определить основную мысль текста, акцентирую внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость людей? Смогли бы вы поступить также?
Неотъемлемой частью урока является работа со словарями и справочным материалом. Могут быть предложены такие задания: Прочитайте в “ Толковом словаре” значение слова: «родина», «герой», «отвага», «доблесть», «мужество».
В самом учебнике русского языка встречаются статьи «Из истории слова», «Это интересно» и др.
Таким образом, через пробуждение интереса к русскому языку, через формирование представления о его богатстве и выразительных возможностях прививаем чувство гордости и любви к родине.