СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Патриотическое воспитание в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Только на основе возвышенных чувств укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. 

Просмотр содержимого документа
«"Патриотическое воспитание в школе"»

Патриотическое воспитание в школе.


Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.

Алексей Николаевич Толстой

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности учащихся. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Понятие патриотизма включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  • уважительное отношение к языку своего народа;

  • заботу об интересах Родины;

  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Воспитание патриотизма предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

Патриотическое воспитание осуществляется по основным направлениям:

участие в республиканских, городских, общешкольных и классных

мероприятиях;

изучение символики государства, республики, города;

участие в мероприятиях «Вахта памяти»;

участие в акции забота «Помощь ветеранам»;

встречи с ветеранами;

поисковая работа;

участие в работе школьного музея.

С 1 сентября в школах России каждая неделя  начинается с исполнения государственного гимна и торжественного поднятия флага страны.

Введение в российских школах цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» - это часть работы по укреплению системы воспитания в образовательных организациях. Детей нужно возвращать в реальную жизнь из виртуальной и давать им навыки и эмоции, давать им возможность гордиться нашей страной, сопереживать нашей истории. Цикл занятий «Разговоры о важном» в школах - важный шаг для патриотического воспитания. На этих занятиях ребята узнают памятные даты в истории нашей Родины, знакомятся с событиями, происходящими в стране, говорят о том, что есть в нашей жизни, но не включено в образовательную программу.

В конце 2022 года в нашей стране стартовало «Российское движение детей и молодёжи». Многие учащие нашей школы, моего класса, в том числе, проявили желание быть ПЕРВЫМИ в знаниях и творчестве, на защите Родины, в науке и технологиях, в труде и спорте, в сохранении природы!

С целью воспитания любви к Родине, подготовки к службе на благо Отечества, с ориентацией на аварийно-спасательные профессии, учащиеся класса, еженедельно посещают кружок «Юные спасатели», в отделении МЧС №3 города Керчь.

Исходя из вышеизложенного, в школе-интернат, в нашем классе, в рамках реализации воспитательной программы, календарного плана воспитательной работы на 2022-2023 у. г., запланированы и проводятся такие воспитательные мероприятия как: информационный час «Город славы», информационный час «День начала Нюрбергского процесса», час общения «Герои Отечества», информационный час «День народного единства», час общения «Мы - граждане России», урок мужества «День неизвестного солдата», историко-патриотический час «Крымский мост мира и дружбы», просмотр видеофильма с обсуждением к Международному дню Холокоста, урок памяти «Рожденные в блокадном Ленинграде», час памяти «80 лет освобождения Сталинграда», встреча с керчанами-афганцами и просмотр видеофильма «День вывода войск из Афганистана», урок мужества «Подвигу народа жить в веках».

Ко дню Защитника Отечества в классе запланировано коллективно-творческое дело «Юные защитники Отечества». Каждую весну, традиционно, в нашей школе проводятся: смотр строя и песни, конкурс стихотворений о ВОВ, конкурс инсценированной песни о ВОВ, создание Аллеи славы «Лица победы», акции по уборке памятных мест, акция «Помощь ветеранам».

С целью воспитания гражданственности и патриотизма, любви к Родине, гордости за её героев и достижения, проведены экскурсии по родному городу «Керчь – город-герой», его памятным местам, экскурсия в город Судак «Бастионы России. Генуэзская крепость». Ребята узнали много интересно от начала основания до наших времен.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых, спортивных, здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества, в будущем нашей страны. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.