С чего начинается Родина…..
(О патриотическом воспитании дошкольников)
Т.А.Козлович
Воспитатель КГУ «УВиОЦ»
г.Риддер Восточный Казахстан
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Кто не принадлежит своему отечеству,
Тот не принадлежит и человечеству.
Д.Байрон
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Воспитание граждан РК направлено на формирование личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания Республики Казахстан предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей гражданственности и патриотизма во всех учреждениях всех типов и видов.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения её истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительного качества личности.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане РК - маленькие казахстанцы. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом где они живут. Дети должны знать тот район в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день, затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети - жители РК её граждане. Гражданин - житель страны, который признает её законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе по ознакомлению детей с родным городом, страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких даже удачных занятий. Это результат длительного систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю.
Понятие « патриотизм» очень обширно и включает в себя:
-чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
-уважительное отношение к языку своего народа;
-заботу об интересах родины;
-гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
-уважительное отношение к историческому прошлому своего народа и всех этносов многонационального Казахстана, их языкам, культуре, искусству, его обычаям и традициям;
-стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета Родины.
Формирование любого нравственного качества - процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.
Как достичь положительного результата, направленного на совершенствование нравственно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении?
Предлагаю ознакомиться с содержанием и рациональностью материала развивающей среды в нашем Центре для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:
- создание условий в Центре при ознакомлении детей с историей города, страны;
- оформление уголка города в группе, разнообразие экспонатов, макеты памятных мест, реальные предметы в экспозиции (медали письма, фото, воспоминания родственников);
- подбор и создание методического обеспечения;
- наличие картотеки на имеющийся материал;
-целесообразность месторасположения материала;
- соответствие содержания возрасту детей;
-доступность свободного пользования;
-эстетичность в оформлении;
-наличие игр и пособий;
- привлечение к работе родителей их помощь;
- проведение мероприятий для родителей (семейные вечера, тематические выставки, выставки рисунков, консультации).
Хочу привести несколько примеров различных мероприятий, проводимых нами с детьми по воспитанию патриотизма.
Большое место в работе нашего Центра занимает воспитание казахстанского патриотизма. Дети изучают с самого раннего возраста казахский язык, 2 раза в неделю проводятся занятия по казахскому языку. Пусть не всегда дети могут дать полноценный ответ, сразу заговорить на казахском языке, но есть уверенность, что придет время, когда дети овладеют языком в достаточной степени.
В группе оформлен уголок, где представлены книги, фотографии, буклеты и разнообразная информация о городе, стране. Считаю, что сначала необходимо детей знакомить с историей края, города, в котором проживают дети. Для этого проводятся занятия - «История возникновения г.Риддера», «Путешествие по заповедникам Восточного Казахстана», «Один день из жизни города», на которых в доступной интересной форме дети знакомятся с историей возникновения города, его прошлым и настоящим, с природой Восточного Казахстана. Часто с детьми проводим экскурсию к Вечному огню, посещаем краеведческий музей, ходим на экскурсии и прогулки в парк.
Недавно наша страна отмечала великое событие - 70-летие Победы над фашизмом. Дошкольник в состоянии понять, что когда-то на его страну напали враги, их было много, они были жестокими и коварными. И, чтобы их победить, всем пришлось забыть о других делах и отважно сражаться. Их дедушки и бабушки отстояли мир на земле. Нам удалось донести до детей, что история семьи это история страны.
К 70-летию Победы был проведен Смотр военной песни, дети одеты были в военную форму, прошли строем под песню «Катюша» и показали этюд – начало и конец войне. Посетили школьный музей, прослушали рассказ о фронтовиках из Лениногорска (так раньше назывался город Риддер). Таким образом постепенно сомкнется в детском сознании прошлое и настоящее, семейная история и история страны.
Традицией нашего Центра стало празднование Наурыза.
Мы приглашаем родителей, бабушек, дедушек, накрываем вкусный дастархан, дети исполняют песни на казахском и русском языке, представляем обычаи, традиции празднования Наурыза, а также с детьми играем в казахские национальные игры.
В нашем городе живут замечательные и знаменитые люди. Мы организовали литературный вечер с известным поэтом, публицистом Юрием Семеновичем Манаковым. Вечер назывался «Сердце моё на Алтае». Это событие стало вдвойне приятным для детей, так как его внук являлся воспитанником нашей группы. Ю.С.Манаков является лауреатом и дипломантом Московского международного конкурса «Золотое перо», автор книг стихов и прозы, публиковался в журналах «Сибирь», «Простор», «Нева» и других изданиях, член Союза писателей России. Дети читали стихи Юрия Семеновича, рассматривали выставку его книг. А он рассказывал об удивительной стране литературы. Такие встречи полезны не только детям, но и взрослым. Бесценным подарком для нас стала новая книга Ю.С. Манакова.
В Казахстане выращивают огромное количество пшеницы, поэтому часто для детей проводим развлечения, утренники на тему хлеба - «Хлеб – всему голова».
Наши дети участвуют в городских конкурсах: «В мире сказок» - театрализованное представление сказки на казахском языке, Фестивале языков - «Страна, соединившая народы», конкурсы чтецов на 3-х языках. Особенно хочется отметить участие и поддержку родителей, которые совместно со своими детьми готовят номера, подбирают материал, учат песни и стихи.
В заключении хочется сказать, что идею патриотизма следует воспринимать и как вненациональное понятие, т.к. практически в мире нет государств со стопроцентным населением одной национальности. Все это говорит о том, что понятие «патриот» в этом случае выступает своего рода цементирующей силой, гарантом единства и силы государства, показателем защищенности самой личности.
Литература: Воспитание школьника №4 2005
Рудный Алтай 20 марта 2014