СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию младших школьников через внеурочную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность»

Л.В. Петрунина

учитель начальных классов

МБОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа»

Патриотическое воспитание младших школьников
через внеурочную деятельность

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Важная задача школы – воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. В современной школе процесс воспитания направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Важно научить детей ценить доброту, любовь, верность, долг, искренность, скромность, отзывчивость, гуманность и человеколюбие. Целенаправленная систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дает устойчивые положительные результаты: дети овладевают системой знаний о своей малой Родине и о России; проявляют интерес к культуре, традициям и обычаям народов, осознают себя гражданами своего Отечества, стремятся к самовоспитанию, к самореализации. У детей формируются начала действенного отношения к Родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим, беречь то, что создано трудом человека, природу, ответственно относиться к порученному делу. Появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Для учителя начальных классов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д.

Третий год я реализую программу по патриотическому воспитанию, которая называется «Я живу в России».

Цель программы:

  • создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

  • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

  • воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям.

  • повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности

Беседы, сообщения; встречи с интересными людьми; литературно – музыкальные композиции; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии, поездки, походы по историческим и памятным местам; соревнования, викторины, интеллектуально-познавательные игры, конкурсы; акции благотворительности, милосердия; творческие проекты, презентации.

Программа « Я живу в России» включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1.“Я и я”– формирование гражданского отношения к себе. Откуда я родом. Правила жизни. Правила счастливого человека. Мир моих интересов. Я – человек. Урок милосердия и доброты. Акции добра.

2.“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. День пожилого человека. Панорама добрых дел. Фотовыставка «Я и моя семья». Об отце говорю с уважением. Моя милая мамочка. Праздники и традиции моей семьи.

3.“Я и культура” – формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. Осень в родном посёлке (фотоконкурс). Мой любимый посёлок зимой (фотовыставка, конкурс рисунков, конкурс сочинений, стихов и загадок)

4.“Я и школа”– формирование гражданского отношения к школе. Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Школьная символика Я люблю свою школу. Законы жизни в классе. Наша Школьная улица

5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству. «С чего начинается Родина?», «23 и 25 сентября. Чем знаменательны эти даты», «1812. Мы помним», «Место моего края на карте». «Символы Смоленского края (герб, гимн, флаг)», «Знакомство с символами родного посёлка (герб, флаг, гимн)», «След Великой Отечественной войны в жизни родного края», «Герои Советского союза – наши земляки», «Герои фронта и тыла», «Города-герои». «Беслан. Мы помним».Уроки Мужества. Встреча с участниками боевых действий. Экскурсии в школьный музей, в историко-краеведческий, музеи города Смоленска, экскурсии по местам боевой славы.

6.“Я и планета”– формирование гражданского отношения к планете Земля. «Мы в ответе за тех, кого приучили (фотовыставка и рассказ о домашних животных)». Акция «Покормите птиц зимой». Мастерская кормушек. Я – житель планеты Земля. Берегите природу Экология родного посёлка.

С первого класса мои ребята активно принимают участие во всех классных и внеурочных мероприятиях, посвященных Дням воинской славы (участие в митингах, концертных программах, акция «Бессмертный полк»), помогают природе (являются активными участниками акций «Зимующие птицы», «Десант чистоты и порядка»); дети принимают участие в творческих конкурсах и выставках (Россия - наш многонациональный дом», «Мы за будущее без экстремизма», «35-летие Кардымовского района», «Знаем всё о нашей школе», «90-летие С.Н Решетова», «Наше наследие»)

Вместе посещаем музеи, участвуем в экскурсиях по местам боевой славы, в спортивных соревнованиях. Проходят встречи с интересными людьми. Активно сотрудничаем с районной библиотекой, со школой искусств. Вместе работаем над мини проектами («Я и моя семья», «След ВОВ в моей семье», «Герои Советского Союза – мои земляки», «Защитники Отечества в моей семье»)

Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.