Л.В. Петрунина
учитель начальных классов
МБОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа»
Патриотическое воспитание младших школьников
через внеурочную деятельность
В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Важная задача школы – воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. В современной школе процесс воспитания направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Важно научить детей ценить доброту, любовь, верность, долг, искренность, скромность, отзывчивость, гуманность и человеколюбие. Целенаправленная систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дает устойчивые положительные результаты: дети овладевают системой знаний о своей малой Родине и о России; проявляют интерес к культуре, традициям и обычаям народов, осознают себя гражданами своего Отечества, стремятся к самовоспитанию, к самореализации. У детей формируются начала действенного отношения к Родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим, беречь то, что создано трудом человека, природу, ответственно относиться к порученному делу. Появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Для учителя начальных классов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д.
Третий год я реализую программу по патриотическому воспитанию, которая называется «Я живу в России».
Цель программы:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям.
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Беседы, сообщения; встречи с интересными людьми; литературно – музыкальные композиции; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии, поездки, походы по историческим и памятным местам; соревнования, викторины, интеллектуально-познавательные игры, конкурсы; акции благотворительности, милосердия; творческие проекты, презентации.
Программа « Я живу в России» включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1.“Я и я”– формирование гражданского отношения к себе. Откуда я родом. Правила жизни. Правила счастливого человека. Мир моих интересов. Я – человек. Урок милосердия и доброты. Акции добра.
2.“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. День пожилого человека. Панорама добрых дел. Фотовыставка «Я и моя семья». Об отце говорю с уважением. Моя милая мамочка. Праздники и традиции моей семьи.
3.“Я и культура” – формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. Осень в родном посёлке (фотоконкурс). Мой любимый посёлок зимой (фотовыставка, конкурс рисунков, конкурс сочинений, стихов и загадок)
4.“Я и школа”– формирование гражданского отношения к школе. Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Школьная символика Я люблю свою школу. Законы жизни в классе. Наша Школьная улица
5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству. «С чего начинается Родина?», «23 и 25 сентября. Чем знаменательны эти даты», «1812. Мы помним», «Место моего края на карте». «Символы Смоленского края (герб, гимн, флаг)», «Знакомство с символами родного посёлка (герб, флаг, гимн)», «След Великой Отечественной войны в жизни родного края», «Герои Советского союза – наши земляки», «Герои фронта и тыла», «Города-герои». «Беслан. Мы помним».Уроки Мужества. Встреча с участниками боевых действий. Экскурсии в школьный музей, в историко-краеведческий, музеи города Смоленска, экскурсии по местам боевой славы.
6.“Я и планета”– формирование гражданского отношения к планете Земля. «Мы в ответе за тех, кого приучили (фотовыставка и рассказ о домашних животных)». Акция «Покормите птиц зимой». Мастерская кормушек. Я – житель планеты Земля. Берегите природу Экология родного посёлка.
С первого класса мои ребята активно принимают участие во всех классных и внеурочных мероприятиях, посвященных Дням воинской славы (участие в митингах, концертных программах, акция «Бессмертный полк»), помогают природе (являются активными участниками акций «Зимующие птицы», «Десант чистоты и порядка»); дети принимают участие в творческих конкурсах и выставках (Россия - наш многонациональный дом», «Мы за будущее без экстремизма», «35-летие Кардымовского района», «Знаем всё о нашей школе», «90-летие С.Н Решетова», «Наше наследие»)
Вместе посещаем музеи, участвуем в экскурсиях по местам боевой славы, в спортивных соревнованиях. Проходят встречи с интересными людьми. Активно сотрудничаем с районной библиотекой, со школой искусств. Вместе работаем над мини проектами («Я и моя семья», «След ВОВ в моей семье», «Герои Советского Союза – мои земляки», «Защитники Отечества в моей семье»)
Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.