Патриотическое воспитание младших школьников
в условия ФГОС нового поколения
Т. Н. Мызникова
МБОУ СОШ № 60, г. Новокузнецк
Учитель начальных классов
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам в классе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны. Патриотическое воспитание должно пронизывать все виды деятельности младшего школьника – в школе, дома, в объединениях дополнительного образования.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России, перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального образования.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. На первом месте в системе базовых национальных ценностей находится патриотизм (любовь к родине, своему народу ,служение отечеству), социальная солидарность ( свобода личная и национальная, доверие к людям, честь, достоинство), гражданственность ( долг перед Отечеством, законы, обязанности), семья ( любовь ,верность, почитание родителей) и т.д.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских коллективах. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно‑нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, начинается в начальной школе, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально‑ нравственного состояния общества и государства.
Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое уже замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане школы.
Внеурочные занятия по патриотическому воспитанию младших школьников начинаются с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа.
В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Милый сердцу уголок». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Милый сердцу уголок” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока («Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Новокузнецк – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
Цель работы по патриотическому воспитанию: формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, сохранение истории нашей области для будущих поколений, воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
Обучающая - сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кемеровской области.
Развивающая - сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
Воспитательные: воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа, организовать экскурсии по историческим местам Новокузнецка, Кемеровской области, сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании, вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Особое внимание уделяется видам деятельности и формам занятий: беседы, родительские собрания, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, конкурсы, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения, игровые программы, конкурсы, викторины, заочные путешествия, экскурсии, презентации, проекты, исследовательские работы.
Педагогический коллектив школы работает в тесном сотрудничестве со школьной библиотекой, советом ветеранов города, объединениями дополнительного образования, предприятиями города Новокузнецка, музеями (Краеведческий музей, Музей Искусств), со школьным музеем «Подвиг».
На наш взгляд, в воспитании юного россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит современному учителю. Если учитель не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ патриотического воспитания, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» гражданская позиция.
Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Педагогический коллектив должен создать условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стать социальной семьей ребенка, нравственным воспитателем.
Используемые технологии и формы работы по гражданско - патриотическому воспитанию детей в программе “Милый сердцу уголок” позволяют почувствовать ребенку радость познания, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.
Подводя итог, можем сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми