СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках фортепиано в музыкальной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о воспитании патриотизма на уроках по музыкальному инструменту

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках фортепиано в музыкальной школе»


Патриотическое воспитание

на уроках фортепиано в музыкальной школе

А.С. Сайфутдинова

МБУДО «ДМШ №1» Кировского р-на г. Казань

altair2803@mail.ru


В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, в системе образования и воспитания. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые; в молодёжной среде отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, нарушены естественные связи людей с их корнями, историей. Всё это свидетельствует о падении нравственности нашего общества, интереса и уважения к прошлому России у подрастающего поколения.

Статья 29 Конвенции ООН «О правах ребёнка» гласит, что «Образование ребёнка должно быть направлено на воспитание уважения к его … культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой он проживает». Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны – настоящего патриота своей Родины.

Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура. Фольклор, старинные обряды, обычаи и праздники - это наше национальное достояние. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, уважение к родному языку – вот ведущая педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины.

Общеизвестно, что одним из главных средств формирования личности является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на внутренний мир человека.

Музыка в системе искусств занимает особое место. Многовековой опыт и исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, вызывая различные эмоции. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», отмечал он в своей книге « Сердце отдаю детям».

Работая преподавателем по классу фортепиано в детской музыкальной школе, я считаю патриотическое воспитание одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности. Обучение игре на фортепиано индивидуально, что даёт возможность педагогу формировать определённые стороны характера каждого ребёнка. Курс обучения включает в себя не только технические моменты обучения игре на инструменте, но и приобщает к народному музыкальному творчеству.

Формирование патриотических чувств на уроках специальности осуществляется в процессе изучения ребёнком репертуара, поэтому к его подбору я подхожу с особой тщательностью, ведь истоки воспитания берут своё начало из традиционной народной культуры. При составлении репертуара я ставлю перед собой следующие цели:

- воспитание вкуса;

- формирование нравственных и эстетических чувств (любви к ближнему, к своему народу, к Родине);

- воспитание уважения к истории, традициям музыкальной культуры;

Особый акцент делается на следующее:

- изучение народной музыки, знакомство с историей народа, его традициями и обычаями;

- изучение произведений, связанных с историей Отечества;

- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: произведений композиторов - классиков.

На первом этапе обучения интересно и полезно для ученика осуществлять подбор по слуху знакомых легких татарских и русских народных песен, таких как «Апипа», «Сария», «Каз канаты», «Аниса», «Василёк», « Петушок», «Птичка», «Весёлые гуси» и т.д., которые у ребенка уже на слуху. При разучивании даже самых простых песен, важно пробудить в детях верное слуховое восприятие мелодии. Ребенок должен научиться петь мелодию, играя ее одновременно на фортепиано, затем петь ее без участия инструмента, подбирать в различных тональностях. Начинать обучение игре на фортепиано с фольклорного материала – одна из возможностей увлечь ребенка занятиями музыкой. На примерах песен из русского и татарского фольклора можно познакомить учащихся с клавиатурой в пределах одной – двух октав, с нотной грамотой, с понятиями: размер, такт, аппликатура.

Игра несложных знакомых народных песен по нотам и пение их со словами облегчает запоминание и понимание нотного текста, поэтому дети занимаются с большим желанием в первый период знакомства с инструментом.

Это способствует более глубокому осмыслению, восприятию национальной музыки, а, следовательно, в дальнейшем, и более эмоционально - отзывчивому исполнению профессиональной фортепианной музыки, так как композиторы часто цитируют народные мелодии, используя элементы народного музыкального языка.

Формирование патриотических качеств ребёнка идёт через знакомство с историей Отечества. Учащиеся моего класса разучивают исторические, военные произведения, песни о Родине, о героях, знакомятся с произведениями, отражающими различные исторические события родного Отечества: это аккомпанемент к песням военных лет: «Катюша» М.Блантера, «Священная война» А. Александрова, «В землянке» К. Листова, «Тёмная ночь» Н. Богословского, «Полюшко-поле» Л. Книппера, «Наш край» Д.Кабалевского, обработки для фортепианного ансамбля: «Родина моя - Татарстан» А. Ключарёва, «Марш Советской Армии» С. Сайдашева; исполняют отрывки из опер - «Иван Сусанин» М. Глинки, «Джалиль» Н. Жиганова и многие другие произведения.


Память о Великой победе, о ее героях и жертвах, — это не только праздничные торжества, но и кропотливая работа по воспитанию у молодежи

уважительного отношения к историческому прошлому Родины. Пусть дети знают: отцы и деды победили в суровой войне еще и потому, что в своем справедливом гневе и ненависти не растеряли доброты и человечности, остались людьми. Изучая эти произведения, мы говорим с учениками о подвигах с народа, героизме, о смелости, храбрости, любви к Родине, о переживаниях, о мыслях, чувствах людей.

Забота об интересах Родины, гордость за свое Отечество и культурные

достижения своей страны, уважительное отношение к истории и к языку, гуманизм, милосердие и добро - вот истинные ценности.

Большое внимание при воспитании своих учеников я уделяю внеклассной работе, которую провожу по двум направлениям:

-историко-краеведческое: посещение музеев, выставок народного творчества, встречи с участниками Великой Отечественной войны, со знаменитыми людьми города.

-музыкальное: участие в народных праздниках, в школьных и районных мероприятиях, посвящённых памятным датам и событиям России, выступление учащихся в школах, детских садах для популяризации инструмента.

Исследования доказали, что школьный возраст - наиболее подходящий период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для всестороннего развития личности. Национальная музыка формирует у молодого музыканта любовь и уважение к художественному наследию малой Родины. На произведениях российских композиторов, обработках народных песен решаются и профессиональные пианистические задачи: формируются многочисленные умения и навыки, связанные с интонационно – ладовым, ритмическим, фактурным, гармоническим своеобразием музыки. Постоянное приобретение новых знаний, умение применять их на практике - все это способствует развитию интеллектуальных возможностей учащихся.

Эффективность формирования патриотических чувств в процессе общения с музыкой во многом определяется профессионализмом и личной увлечённостью преподавателя. Только собственным примером «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к личности ученика, можно приблизить ребёнка к общечеловеческим морально-нравственным ценностям. Учащиеся должны видеть, что педагог любит свой инструмент, музыку, приносящую ему самому радость.

Хотелось бы, чтобы юные музыканты полнее знакомились на уроках специального фортепиано и ансамбля с замечательным наследием фортепианного искусства. Изучение национального репертуара – это неотъемлемая часть комплексной системы воспитания музыканта, одно из средств формирования эстетического вкуса и культуры учащихся.

Музыкальная культура Татарстана постоянно развивается. По всему миру с успехом проходят гастроли музыкальных коллективов нашей республики, а произведения композиторов находят своих поклонников далеко за пределами Татарстана.

Подводя итог, хочется уверенно сказать, что через любовь к национальной музыке у подрастающего поколения формируется позитивное и уважительное отношение к Родному краю, Отечеству. Через любовь к музыке у детей воспитывается чувство гордости за славные подвиги наших отцов и дедов, их беспримерное мужество и верность Родине. Через любовь к музыке формируется человек, готовый созидать и защищать достижения своей Родины.