СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

История, одна из немногих наук, которая даёт благодатный материал для формирования патриотических чувств у обучающихся буквально на каждом уроке. Её воспитательное значение хорошо раскрывается на уроках посвящённых подвигу нашего народа в различных войнах, начиная с древности и заканчивая Великой Отечественной войной. На таких уроках стараюсь как можно больше дать возможность высказываться самим обучающимся об исторических личностях, их роли в событиях, о роли народа, о справедливости, о значении подвига и героизма, о прошлом и будущем, от кого и чего оно зависит. 

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности.»

Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности.

«Славою своих предков гордиться не только можно, но и должно».

А.С. Пушкина

Тема патриотизма в наше время очень востребована. Патриотизм – это та национальная идея, вокруг которой можно строить государственную политику. Исторический опыт становления  и развития  нашего Отечества указывает на то, что важнейшим  средством укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации, формирования гражданского общества,   является патриотическое воспитание граждан.

Однако распад Советского Союза и те процессы, которые в последнее время происходят в бывших союзных республиках (особенно на Украине), привели к деградации  сложившейся прежде  системы патриотического и интернационального воспитания. В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность  для будущего России нравственной деградации, слово «патриотизм» вновь обретает свое высокое значение.

Мы  живем в многонациональном государстве, поэтому надо говорить, прежде всего, о формировании понятия россиянин, что и предполагает любовь и уважение к своему государству, вне зависимости от национального происхождения и религиозной принадлежности.

Современная жизнь, к сожалению, не всегда радует нас положительными событиями, не так много приходится гордиться подвигами современных людей. Именно поэтому общественная жизнь сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из задач воспитания является воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, но и обычным людям мирных профессий. Недаром, государство в последнее время всё чаще возвращается к тем традициям, которые были при СССР. Например, введение и сдача ГТО, строятся спортивные комплексы, прививается любовь к спорту. А спорт, как известно, воспитывает мужество, волю, терпение, выносливость.

История, одна из немногих наук, которая даёт благодатный материал для формирования патриотических чувств у обучающихся буквально на каждом уроке. Её воспитательное значение хорошо раскрывается на уроках посвящённых подвигу нашего народа в различных войнах, начиная с древности и заканчивая Великой Отечественной войной. На таких уроках стараюсь как можно больше дать возможность высказываться самим обучающимся об исторических личностях, их роли в событиях, о роли народа, о справедливости, о значении подвига и героизма, о прошлом и будущем, от кого и чего оно зависит.

Знаменитые слова Г.К. Жукова: «Бережное отношение к нашему историческому и культурному наследию – это  неисчерпаемый источник патриотизма,  прибавляющий сил и энергии всем поколениям…» должны стать руководством к деятельности подрастающих поколений. Без знания истории своего народа нельзя воспитать  гражданина. Наша  История сложна, но нам не надо стыдиться своей истории: она великая и героическая. Как в любой другой, в ней  были организаторы и исполнители, творцы и разрушители, гении и злодеи. И только в глубоком осмыслении всего, что было, можно воспитать настоящих граждан нашей страны.

  Гражданами   не рождаются, ими становятся. И школа имеет прямую возможность влиять на становление личности учащегося., формированию у него патриотических чувств.

Воспитание патриотических чувств начинается с воспитания любви к малой Родине. Именно с изучения истории малой Родины начинается любовь к большой родине - к России, к своему народу.

Сколько красивых и памятных мест в Нижегородском крае. Школа организует экскурсии по памятным местам малой родины. Были совершены экскурсии к роднику с. Болтинки, в Старцев угол, по с. Сеченово, на родину Ивана Заикина – в с. Талызино. Затем ребята пишут творческие работы, в которых рассказывают о своих впечатлениях. Часто посещаем Сеченовский краеведческий музей.

В школе действует кружок «Родная сторона», на базе которого мы с ребятами ведём большую исследовательскую работу. Занимаемся историей наших сёл и деревень, забытыми захоронениями, местными промыслами. Нашли материал о том, кто был похоронен в с. Бахаревка. Им оказался тайный советник, участник войны 1812 года и заграничного похода русской армии, человек, награждённый всеми орденами Российской империи, Языков Д.С. Найденные материалы оформляются, затем обучающиеся выступают с ними на районной конференции по краеведению.

Ребята изучают историю своей семьи. Собирают материал, пишут рефераты. Большую помощь в этом им оказывают родители. Таким образом, осуществляется связь поколений, связь с прошлым.

Большую роль в воспитании патриотизма  и  гражданственности  играют уроки и мероприятия, посвященные Дню Победы. В   ходе   подготовки  к этой дате  дети   проникаются    чувством сопричастности к прошлому, состраданием, уважением к подвигу нашего народа. Каждый год в День Победы учащиеся школы приходят к памятнику павшим воинам, где принимают участие в торжественном митинге, возлагают цветы, рассказывают стихи, стоят в почётном карауле. Продолжаем поиски павших без вести земляков. Акция взяла начало к 70-летию Победы.

В 2015 году по всей стране отмечалось 70-летие великой Победы. В акции «Бессмертный полк» приняли участие миллионы людей по всей стране. Не остались в стороне и учащиеся нашей школы. Именно такие мероприятия сплачивают нацию и формируют чувство патриотизма у подростков и молодёжи.

Уроки мужества, вечера памяти, празднование памятных дат, проведение викторин, конкурсов - всё это примеры воспитательной работы по формированию патриотических и гражданских чувств учащихся.

Такая  организация  внеурочной деятельности учащихся по истории помогает ребятам  проникнуться чувством гражданственности и патриотизма, учит любить свою малую Родину, нашу Россию.

Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять её с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: "Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

И тогда для каждого нашего воспитанника главными станут слова А.С. Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».