СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание старшеклассников путём активизации научно-поисковой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание патриотов всегда являлось одной из важнейших задач школы. В прошлом подростки и молодёжь стремились внести свой посильный вклад в дело защиты Родины. Хорошо известны подвиги юных подпольщиков и партизан Володи Дубинина, Нади Лисановой, Вити Коробкова и многих других. Партизанские отряды на 60% состояли из молодёжи.

Сегодня же серьёзную обеспокоенность вызывает потребительское отношение к родной земле, прагматическое желание устроиться комфортнее. Отсутствие должного патриотического воспитания детей, школьной молодёжи может привести к заметной духовно-нравственной деформации общества. Таким образом, сформировать у учащихся чувство патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности – неотложная задача общеобразовательной школы. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание старшеклассников путём активизации научно-поисковой деятельности.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ЛИВАДИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ»







Бурлаков

Дмитрий Валентинович

Педагог-организатор








Патриотическое воспитание старшеклассников

путём активизации научно-поисковой деятельности












Ялта-2015

Воспитание патриотов всегда являлось одной из важнейших задач школы. В прошлом подростки и молодёжь стремились внести свой посильный вклад в дело защиты Родины. Хорошо известны подвиги юных подпольщиков и партизан Володи Дубинина, Нади Лисановой, Вити Коробкова и многих других. Партизанские отряды на 60% состояли из молодёжи.

Сегодня же серьёзную обеспокоенность вызывает потребительское отношение к родной земле, прагматическое желание устроиться комфортнее. Отсутствие должного патриотического воспитания детей, школьной молодёжи может привести к заметной духовно-нравственной деформации общества. Таким образом, сформировать у учащихся чувство патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности – неотложная задача общеобразовательной школы. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра.

Поэтому цель моей работы – воспитать убеждённого патриота, самостоятельно мыслящего гражданина, активизируя у старших школьников поисковую деятельность.

Для достижения этой цели решаются следующие ЗАДАЧИ:

  • воспитание патриотизма у старших школьников;

  • формирование у них уважительного отношения к истории своей страны;

  • развитие познавательного интереса и поисковой активности;

  • подготовка старшеклассников к дальнейшему обучению в вузах.

Решение активно взяться за воспитание патриотизма у ребят 10 и 11 классов, активно принимающих участие в совете самоуправления школы, именно путём поисковой деятельности возникло не случайно. Во время работы школьного Парламента, я обратил внимание на недостаточную осведомлённость в истории и героическом прошлом своей страны.

Тогда я обратился к школьному психологу с просьбой помочь и совместно выявить уровень познавательного интереса в поисковой активности у моих воспитанников.

Исследования проводились с помощью анкеты на определение интенсивности познавательного интереса Виктории Соломоновны Юркевич и теста «Порог активности» Татьяны Леонидовны Романовой.

Результаты показали, что к поисковой деятельности готово всего 42% учащихся. Но при этом у 97% выявлено проявление познавательного интереса, что и позволяет вызывать у школьников стимул к поисковой активности и формировать их жизненную позицию.

Выявив проблему, я начал целенаправленно включать в воспитательную работу мероприятия, направленные на поднятие патриотизма, укрепления познавательных интересов и развитие поисковой активности.

Так, стали постоянными и систематическими «Странички истории», целью которых является воспитание патриотизма через краеведческие знания о Ялте, Ливадии и историческом прошлом Крыма в целом. Когда мы со старшеклассниками выходили в город, я в форме непринуждённого общения рассказывал о тех или иных исторических фактах, событиях, личностях.

Во время таких прогулок ребята стали чаще интересоваться, в честь кого названа та или иная улица. Тогда и появилась идея создать совместно с детьми карту Ялты, где будут обозначены улицы, названия которых так или иначе связаны с событиями Великой Отечественной Войны.

Задания я давал дифференцированно, учитывая возможности и интересы. Одни составили список интересующих нас улиц Ялты, другие искали историческую информацию, в честь кого или какого события названа улица, третьи собирали визуальную информацию, делали фотографии.

Вот, к примеру, улица Рузвельта, единственная при Союзе названная в честь американского президента, посетившего Ялту и Ливадию во время Ялтинской конференции стран-союзников в феврале 1945 года.

На начальном этапе нашей работы ребятам было сложно ориентироваться в том море информации, которую способен выдавать интернет, и они начинали тонуть в найденном материале, у них не получалось обработать его, как говориться «разложить по полочкам». Но со временем, стали себя чувствовать уверенней и научились отделять зёрна от плевел. А ведь эти умения им очень пригодятся в студенческой жизни.

Такая работа очень увлекла моих подопечных, а их разговоры о нашей деятельности заинтересовали и учеников 9 класса, которые стали присоединяться к нашим прогулкам и просмотрам исторических фильмов, а некоторые даже подключились к поисковой деятельности.

Немаловажным звеном в патриотическом воспитании стало сотрудничество с музеями боевой славы и историко-литературным. Несколько человек, после посещения ялтинского музея боевой славы, записались в кружок экскурсоводов при музее.

Так же сотрудники музеев приходят к нам с лекциями, приносят экспонаты из музейных фондов. Особенно детей увлекли лекции об истории Крыма археолога, кандидата исторических наук Натальи Георгиевны Новиченковой.

Кроме того, члены Школьного Парламента, обратились ко мне за помощью в работе над пополнением содержания Книги Памяти к 70 годовщине Великой Победы. Первая такая книга была создана к 65-летию.

В процессе работы выяснились весьма интересные факты. К примеру, один из учеников 10 класса узнал, что его двоюродный прадед – знаменитый партизан, национальный герой Польши, уроженец Ялты – Умер Адаманов, более известный как Мишка Татарин. Что-то он узнал от родственников, а часть информации помогли уточнить сотрудники ялтинского музея боевой славы.

А прадед второго ученика, Антон Мицко, был одним из подпольщиков Ялты, сотрудником электростанции, который первым в оккупированной Ялте поднял красное знамя над зданием нынешнего ялтинского отделения Крымэнерго, а теперь его именем названа одна из улиц города.

Кроме детей к наполнению Книги памяти подключились и сотрудники школы, а для учеников это стало примером патриотизма. Я и сам предоставил информацию о моём прадеде, который участвовал во многих решающих битвах и был неоднократно награждён.

Осуществить мои задачи по развитию поисковой активности помогает ещё и тот факт, что в рамках реализации школьного проекта патриотического воспитания, я задействован в подготовке участников к ежегодному конкурсу «Ученик года», курируя их работу с докладами в номинации «Ораторское искусство» по общей теме «Города-герои».

Об итогах говорить ещё рано, поскольку работа в самом разгаре, но некоторые результаты уже есть, и они не могут не радовать. Повторное тестирование и сводная таблица говорят сама за себя: готовность к поисковой деятельности выросла с 42% до 93%.

Один из воспитанников планирует, расширив наши наработки по историческим данным об улицах Ялты, писать работу в Малую Академию Наук, и я буду ему всячески в этом помогать.

На основе созданной нами карты члены школьного Парламента подготовили виртуальную экскурсию по улицам Ялты. Эту карту мы хотим передать в музей боевой славы.

В апреле мы, по традиции, приведём в порядок памятник комсомольцам-подпольщикам и солдатские могилы на городском кладбище.

Такая привязанность к родным местам и стремление к преобразовательной и созидательной деятельности, сбережению народного наследия, является явным признаком сформированности чувства патриотизма как любви к своему отечеству.

Поэтому в новом учебном году я планирую продолжить свою работу в данном направлении и подключить к этому вновь поступивших ребят, которые вольются в дружную семью учеников Ливадийской санаторной школы-интерната.