СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание учащихся в процессе непрерывного экологического образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Одной из важнейших задач патриотического воспитания является формирование мировоззрения, направленного на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней.  Особое значение в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Станция юных натуралистов» города Новокузнецка придается необходимости патриотического воспитания у подрастающего поколения с дошкольного возраста до старшеклассника при возможности интеграции учреждений дошкольного, основного и дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание учащихся в процессе непрерывного экологического образования»

Патриотическое воспитание учащихся

в процессе непрерывного экологического образования


Фоминская Елена Александровна,

методист МБУ ДО СЮН



Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания подрастающего поколения.

В последние годы слово «патриотизм» часто встречается в общественных дискуссиях и в речах отечественных политиков. И это понятно: роль и значение патриотизма всегда возрастает в переломные периоды истории, когда общественное развитие требует повышенного напряжения сил его граждан, их единства и сплоченности.

Изменения, которые происходят в обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических молодежных объединений, а это требует от всех институтов воспитания усиления внимания к формированию у учащихся гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма.

В настоящее время происходит изменение образовательных парадигм, что находит отражение в нормативных документах: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»; «Концепция развития дополнительного образования детей»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".


Термин "патриотизм", как известно, происходит от греческого "патрис", что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина.

В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу". В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля написано: Патриот – "любитель отечества, ревнитель о благе его…". Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания.

Принимая во внимание понятие «патриотизм», патриотическое воспитание определяется как управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.

Основой содержания патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств, важнейшим из которых является любовь к Родине.

Осуществлять патриотическое воспитание учащихся в новых социально-экономических условиях России – сложная задача. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося. здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей. Именно поэтому педагоги дополнительного образования имеют широкие возможности патриотического воспитания учащихся.

Но практика свидетельствует, что в большинстве государственных учреждений дополнительного образования не сложилась стройная система гражданско-патриотического воспитания, о чем говорит тот факт, что в них отсутствуют необходимые программы деятельности; отмечается недостаточно высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования.


Одной из важнейших задач патриотического воспитания является формирование патриотического мировоззрения, направленного на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней.

В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Станция юных натуралистов» разработана программа «Патриотическое воспитание учащихся в условиях непрерывного экологического образования», направленная на формирование и развитие у учащихся социально значимых ценностей – гражданственности и патриотизма; воспитание таких качеств, как трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, семье. Особое значение в программе придается необходимости патриотического воспитания у подрастающего поколения с дошкольного возраста до старшеклассника при возможности интеграции учреждений дошкольного, основного и дополнительного образования.

Общение с миром природы родного края - самым доступным для детей миром – содействует гармоническому развитию всех физических и духовных сил ребенка, дарит богатство эмоциональных переживаний, радость познания и творчества.

Основная концептуальная идея программы - создание педагогически целесообразных условий для осуществления патриотического воспитания в условиях непрерывного экологического образования.

Система патриотического воспитания в условиях непрерывного экологического образования предусматривает формирование и развитие у учащихся социально значимых ценностей – гражданственности и патриотизма; воспитание таких качеств, как трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, семье.

Целью программы является создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания учащихся в условиях непрерывного экологического образования.

Срок реализации программы – 5 лет (2016-2020г.г.).

Эколого-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эколого-патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной творческой деятельности учащихся. Сущность данного процесса заключается в формировании взаимоотношений воспитанников с природой родного края. С учетом принципов эколого-патриотического воспитания (ориентации на ценности и ценностные отношения; субъектности; целостности; научности и системности; непрерывности; интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий) определяется цель эколого-патриотического воспитания - формирование ценностного отношения к родной природе как части малой родины, что основывается на единстве чувственного, эстетического, патриотического, познавательного и рационально-потребительского аспектов.

К педагогическим условиям, повышающим эффективность эколого-патриотического воспитания, можно отнести:

  • применение в качестве теоретико-методологической основы данного процесса интегративно-деятельностного подхода.

Интегративно-деятельностный подход к патриотическому воспитанию в условиях непрерывного экологического образования реализуется в интеграции учебного процесса с интеллектуально – творческими массовыми мероприятиями, что способствует расширению кругозора, углублению эколого-патриотических знаний учащихся, формированию убеждений эколого-патриотического характера, развитию у них интереса к эколого-патриотической деятельности, осознанию ими ее сущности и ценности, приобретению школьниками разностороннего опыта в различных сферах их жизнедеятельности.


  • использование традиционных и нетрадиционных форм воспитательной работы.

Эффективность эколого-патриотического воспитания повышается при использовании взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга традиционных и нетрадиционных форм воспитательной работы. К примеру, применение игровых форм организации эколого-патриотической деятельности, создание игровых ситуаций в процессе этой деятельности значительно увеличивает заинтересованность учащихся.  Дети глубже усваивают приобретенные знания, активнее участвуют в данном виде деятельности, вырабатывают общественно ценные качества личности, приобретают навыки экологически грамотного поведения.

  • реализацию комплексной программы эколого-патриотического воспитания школьников, предусматривающей обеспечение взаимодействия семьи, социокультурных и воспитательных институтов. Только совместными усилиями можно достичь поставленных целей. Как известно, английский философ Ф. Бэкон отводил семье ведущую роль в воспитании любви к Родине.

Необходимо создать тесные контакты с семьёй, активное привлекать родителей, желающих принять участие в работе с детьми во внеурочное время.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) может включать:

родительские собрания (собрания – практикумы, лектории);

собрания – праздники; собрания-конкурсы; собрания-мастерские;

индивидуальные и групповые консультации;

привлечение родителей к совместной работе по проведению Дней защиты от экологической опасности, Дня народного единства, Дня матери, Дня образования Кемеровской области, Дня защитников Отечества, Дня победы, Дня независимости России и др.

  • соответствие средств, методов и форм организации педагогического процесса возрастным особенностям.

Необходимо учитывать, что на каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.

Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит его отношение к экологическим проблемам в целом. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Задачи патриотического воспитания в этом возрасте:

· формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу.

· формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

· формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

· воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Для дошкольников в программе предусмотрена серия мероприятий:

Интерактивная викторина «Берегите русский лес!»

Мастер-класс по изготовлению листовок «Зеленая аптека Кузбасса»

Праздник-конкурс «Они нуждаются в защите»

День здоровья «Если хочешь быть здоров!»

Разработка и реализация мини-проекта «Сохраним елочку!»

Семейный конкурс по изготовлению кормушек для птиц «Птицы – наши верные друзья!»

Праздник «День рождения Кемеровской области»

Творческая встреча учащихся с представителями профессий родного края «Мужественные профессии Кузбасса»

Выставка детских рисунков «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны…»

Игра – моделирование «Путешествие Капельки воды по рекам Кузбасса»

Занятие-исследование «Вестники весны»

Создание поздравления-презентации, посвященной 9 Маю - Дню Победы «Подвигу российского солдата посвящается…»

Конкурс чтецов «Мы – за мир на Земле!»

Решение экологических задач «Юные защитники природы»



На младший школьный возраст ориентированы мероприятия:

Праздник – конкурс «Под флагом России», приуроченный ко Дню Российского флага

Городская акция «Сделаем!» по уборке социально-значимых территорий родного города от ТБО

Конкурс эрудитов «Животные Красной книги Кемеровской области» к Всемирному дню защиты животных

Праздник ко Дню матери

«Самые заботливые мамы в мире животных»

Конкурс листовок «Сохраним кузбасские ели!»

Конкурс сочинений и фотографий

«Новый год в моей семье»

Праздник «День рождения Кемеровской области»

Конкурс открыток «Первые цветы весны для мамы»

Интеллектуальная игра «Знатоки родного края» ко Дню экологических знаний

Эколого-патриотическое воспитание учащихся среднего школьного возраста имеет свой ряд особенностей (учет психологических характеристик данного возраста как сензитивного периода в эколого-патриотическом воспитании; усиление внимания к нравственному аспекту формирования личности с опорой на чувственные отношения подростков к объектам; привлечение воспитанников к разнообразной по видам, формам и содержанию деятельности, имеющей общественно полезную направленность; широкое использование средств массовой коммуникации), которые определяют задачи данного направления воспитательной работы: обогащение эмоционального мира воспитанников и формирование эколого-патриотических чувств; вооружение учащихся знаниями о малой родине и раскрытие сущности ценностного отношения к ней; систематическое накопление и обогащение опыта эколого-патриотического поведения учащихся путем организации разнообразной по видам, формам и содержанию практической деятельности; развитие у школьников интереса к эколого-патриотической деятельности.

На средний школьный возраст ориентированы следующие мероприятия:

Конкурс мини-проектов «Люби и знай свой город и край»

Конкурс презентаций «Город трудовой славы»

Акция «Наша ёлка хороша»

Праздник «День рождения Кемеровской области»

Интеллектуальный турнир «По страницам Красной книги»

Акция «Прилетай, товарищ птица!»

Акция «Мы – за чистый город»

Конкурс листовок «Огонь и лес»

Брейн-ринг «Дорогами войны»



Мероприятия для учащихся старшего школьного возраста:

Конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Благотворительная акция «Дармарка»

Литературная гостиная «Писатели и поэты и природе родного края»

Конкурс презентаций «Природа Кемеровской области»

Акция «Зеленый обелиск»

Встреча с военнослужащими, их матерями, ветеранами войны и труда «От сердца к сердцу»

Участие во Всероссийском конкурсе «Зеленые технологии глазами молодых»

Акция по очистке и благоустройству родников «Найди свой родник»

Деятельность социокультурных институтов по становлению и развитию экологического самосознания в рамках патриотического воспитания может осуществляться по следующим направлениям:

1. Экологическая пропаганда – разработка лозунгов, плакатов, значков, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы.

2. Экологическое просвещение – разработка мероприятий, способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны.

3. Экологическое образование – создание буклетов, информационных материалов, способствующих обеспечению школьников и населения города систематическими знаниями об окружающей среде.

4. Эколого-художественная деятельность – разработка и постановка сценариев литературно-музыкальных композиций, способных на эмоциональном уровне вызвать потребность к сохранению окружающей среды. Этому направлению уделяется большое значение, потому что пока человек сердцем не прочувствует необходимости в охране окружающей его природе, никакие законы, лозунги, система штрафов не заставят его это делать. Беречь и охранять родную природу можно только согласно своим внутренним убеждениям.

В системе дополнительного образования процесс обучения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах самого ребенка с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь ребенок имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы.

Патриотическое воспитание личности — длительный процесс формирования идеалов, ценностей и чувств человека. Патриотизм не является неким врожденным качеством, а воспитывается в семье, учебных заведениях, формируется посредством СМИ и социально-культурной среды.


«Защищать природу - значит защищать Родину». М.М.Пришвин Только тот, кто умеет защищать и беречь природу, по настоящему может считать себя патриотом, хозяином на земле. Чем раньше мы задумаемся над этим, чем скорее начнем патриотическое воспитание детей, тем более патриотически настроенным, граждански активным, экологически культурным и успешным будет подрастающее поколение.















Список источников:

Шитикова О.Н., Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе
Научная библиотека диссертаций и авторефератов. Режим доступа: disserCat http://www.dissercat.com/content/ekologo-patrioticheskoe-vospitanie-mladshikh-podrostkov-v-sovremennoi-obshcheobrazovatelnoi-#ixzz43nLIJGA4. Дата обращения 24.03.2016

  • Буйлова Л.Н., Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. Режим доступа: http://dopedu.ru/stati/152-2012-05-23-19-14-02.html. Дата обращения 24.03.2016