СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пауэрлифтинг как эффективное средство для развития силы у подростков 13-14 лет. Подходы и методы тренировок, учитывающие физиологические особенности юношей.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пауэрлифтинг как эффективное средство для развития силы у подростков 13-14 лет. Подходы и методы тренировок, учитывающие физиологические особенности юношей.»



Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

ГАПОУ РС (Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова»




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Развитие силовых способностей у юношей 13-14 лет средствами пауэрлифтинга.






Выполнил: студент группы ФК21Б

4 курса

Винокуров Анатолий Алексеевич

Специальность: 49.02.01.«Физическая культура»

Руководитель: Жигальцова Анастасия Валерьевна

Рецензент:

Допущена: «____» ___________20___ г.

Защищена: «____» ___________20___ г.

С оценкой: ________________________






с. Намцы, 2025 г


Оглавление

Введение………………………………………………………………………

Глава I. Анализ научно-методические литературы применения средств пауэрлифтинга…………………………………………


6

1.1. Собственно силовые способности в режиме работы мышц в пауэрлифтинге……………………………………………………………


6

1.2. Классификация мышц в пауэрлифтинге и их функции……………

12

1.3. Использования средств и методов пауэрлифтинга для развития силовых способностей подростков……………………………………..


19

Глава II. Исследование влияния экспериментальных методик на развития силовых качеств у подростков 13-14лет…………………….


26

2.1. Методика развития силы у подростков 13-14 лет………………..

26

2.2. Организация исследования влияния экспериментальных методик на развития силовых качеств средствами пауэрлифтинга……………


28

2.3. Экспериментальное обоснование методик с использования средства пауэрлифтинга для развития силовых качеств у подростков 13 -14 лет……………………………..


Заключение………………………………………………………………..


Практические рекомендации……………………………………………..


Список источников и литературы………………………………………..











Введение

Актуальность. Данные отечественной и зарубежной литературы свидетельствуют о неуклонном росте гиподинамии среди современных школьников, что приводит к снижению физической работоспособности, резервных возможностей организма и ухудшению его формирования, увеличению риска развития хронических заболеваний. Практически у половины подростков отмечается нерегулярное посещение уроков физической культуры в школе, а спортивные секции посещают только около четверти подростков. Недостаток двигательной активности и влияние других неблагоприятных факторов приводят к увеличению доли подростков с дисгармоничностью физического развития, особенно за счет увеличения числа детей с избытком массы тела. Помимо этого малоподвижный образ жизни подростка приводит к искривлению осанки, формированию плохой механики движения и недостаточному уровню мышечной силы [5]. Выявление факторов, влияющих на подростков и их участие в физической активности, а также их физическую форму, имеет важное значение для разработки эффективных стратегий вмешательства.

Возникающее противоречие между снижением уровня физической подготовленности детей и высоким требованием общества к работоспособности и уровню здоровья подрастающего поколения требуют поиска наиболее эффективных средств, отвечающих интересам и возможностям детского населения. Так, исследованиями зарубежных авторов показано, что мышечный фитнес и интегративные нервно-мышечные тренировки способствуют повышению уровня физической подготовленности и укреплению здоровья детей и подростков, снижается количество детей с ожирением. Однако все эти системы тренировок основаны на использовании упражнений с отягощениями [15].

В последнее время одним из популярных видов спорта среди молодежи и подрастающего поколения является пауэрлифтинг [8]. Практика пауэрлифтинга показала, что высоких показателей в этом виде спорта преимущественно достигают те атлеты, которые начали заниматься упражнениями с отягощениями еще в подростковом возрасте [10]. Анализ литературы свидетельствует о практически полном отсутствии методики подготовки юных спортсменов, тогда как работ в данном направлении у квалифицированных спортсменов достаточно большое количество считают Аксенов М.О. Додонов А.П. и многие другие. Следовательно, возникает противоречие в том, что современное развитие спорта высших достижений целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт, который должен обеспечивать привлечение одаренных детей на начальных этапах многолетней подготовки и переход наиболее подготовленных из них в резервный спорт, и практически полным отсутствием научно-обоснованных рекомендаций и методик тренировки с учетом возрастных особенностей юных спортсменов. Форсирование подготовки и применение тренировочных программ, направленных на развитие силы, аналогичных взрослым спортсменам может привести раннему исчерпанию возможностей опорно-двигательного аппарата и увеличению количества травм у юных спортсменов [16].

Имеются единичные научные разработки подготовки спортсменов на начальном этапе подготовки и особенностей тренировки юношей. Возраст же 13-14 лет остается практически не освещенным. В связи с этим предпринята попытка восполнения данного пробела и обоснования методики развития силы у подростков 13-14-летнего возраста.

Объект исследования: Процесс физической подготовки подростков 13-14 лет в гиревом спорте.

Предмет исследования: методика развития силы гиревиков 13-14 лет средствами пауэрлифтинга.

Цель исследования: разработать и экспериментально доказать эффективность методик развития силы гиревиков 13-14 лет.

Задачи исследования:

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития силовых качеств у гиревиков 13-14 лет.

  2. Исследовать уровень развития силы у гиревиков 13-14 лет.

  3. Разработать и экспериментально доказать эффективность методики с использованием повторного метода развития силовых качеств и круговой тренировки.

Гипотеза исследования. Предполагается, что процесс развития силы у гиревиков 13-14 лет станет более эффективным, если использовать средства пауэрлифтинга.

Научная новизна исследования заключается в том, что в учебном и тренировочном процессе гиревиков 13-14 лет применялись подводящие и специально-направленные упражнения из пауэрлифтинга на развитие силовых способностей.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении раздела теории и методики физической культуры сведениями о развитии силовых способностей гиревиков 13-14 лет средствами пауэрлифтинга.

Полученные данные могут быть использованы тренерами- преподавателями и учителями физической культуры при развитии силовых качеств у гиревиков 13-14 лет с использованием средств пауэрлифтинга.

По результатам исследования можно эффективно формировать технические приемы проведения практических занятий по специализации пауэрлифтинг в ДЮСШ, качественно разрабатывать и реализовывать средства силовой направленности на этапе начальной подготовки.

Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе на уроках физической культуры и оздоровительной физической культуры обучающихся общеобразовательных школ.




Глава 1. Анализ научно-методической литературы

1.1. Собственно силовые способности в режиме работы мышц в

пауэрлифтинге

Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости конкретных двигательных действий и условий их осуществления вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют [20]:

  1. собственно мышечные;

  2. центрально-нервные;

  3. личностно-психические;

  4. биомеханические;

  5. биохимические;

  6. физиологические факторы.

Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу – это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение – сокращение с уменьшением длины и изометрического напряжения, результаты проявленного усилия оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме мышцы работают. В процессе выполнения спортивных или профессиональных приемов и действий человек может поднимать, опускать или удерживать тяжелые грузы. Мышцы, обеспечивающие эти движения, работают в различных режимах. Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются или укорачиваются, то такая их работа называется преодолевающей (концентрической).

Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении и удлиняться, например, удерживая очень тяжелый груз. В таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического [20].

Сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. При изотоническом сокращении мышцы от предъявляемой нагрузки зависит не только величина ее укорочения, но и скорость: чем меньше нагрузка, тем больше скорость ее укорочения. Данный режим работы мышц имеет место в силовых упражнениях с преодолением внешнего отягощения (штанги, гантелей, гирь). Величина прикладываемой к снаряду силы при выполнении упражнения в изотоническом режиме изменяется по ходу траектории движений, так как изменяются рычаги приложения силы в различных фазах движений. Упражнения со штангой и другим аналогичным снарядом с высокой скоростью не дают необходимого эффекта, так как предельные мышечные усилия в начале рабочих движений придают снаряду ускорение, а дальнейшая работа по ходу движения в значительной степени выполняется по инерции. Поэтому упражнения со штангой и другими аналогичными предметами малопригодны для развития скоростной (динамической) силы. Упражнения с этими снарядами применяются в основном для развития максимальной силы и наращивания мышечной массы, выполняются равномерно в медленном и среднем темпе. Однако указанные недостатки упражнения со штангой, гантелями, гирями с лихвой компенсируются простотой, доступностью и разнообразием упражнений. [11]

В последние годы в мировой практике разработаны и широко применяются тренажеры специальных конструкций, при работе на которых задается не величина отягощения, а скорость перемещения звеньев тела. Такие тренажеры позволяют выполнять движения в очень широком диапазоне скоростей, проявлять максимальные и близкие к ним усилия практически на любом участке траектории движения. Режим работы мышц на тренажерах такого типа называется изокинетическим. При этом мышцы имеют возможность работы с оптимальной нагрузкой по ходу всей траектории движения. Изокинетические тренажеры широко применяются пловцами, а также в общефизической подготовке. Многие специалисты высказывают мнение о том, что силовые упражнения на тренажерах с данным режимом работы мышц должны стать основным средством силовой подготовки при развитии максимальной и взрывной силы. Выполнение силовых упражнений с высокой угловой скоростью движений более эффективно по сравнению с традиционными средствами при решении задач развития силы без значительного прироста мышечной массы для развития скоростно-силовых качеств [18].

Выполняя движения, человек очень часто проявляет силу и без изменения длины мышц. Такой режим работы называется изометрическим или статическим, при котором мышцы проявляют свою максимальную силу.

Важным является и то, что возможные значения силы и скорости при различных отягощениях зависят от величины максимальной силы, проявляемой в изометрических условиях. Мышца без всяких отягощений и сопротивлений укорачивается с максимальной скоростью.

Если постепенно наращивать величину отягощения или сопротивления, то сначала сила до определенного момента будет расти. Однако попытки дальнейшего увеличения отягощения силу не увеличат. [20]

Важно понять, что имеется пять главных факторов, определяющих способность каждого индивидуума достигать определенных результатов в развитии силы и массы мышц. И над большинством из этих факторов человек не имеет контроля: тип мышечного волокна; возраст; пол; длина плеча и длина мышцы; место сухожильной вставки.

Один из наиболее влиятельных факторов - тип мышечного волокна.

Человек имеет два основных типа мышечных волокон: медленные мышечные волокна и быстрые мышечные волокна. Медленные мышечные волокна наиболее приспособлены для выполнения длительной аэробной работы. Они способны совершать усилия малой мощности в течение длительного промежутка времени. Быстрые мышечные волокна в большей степени приспособлены для выполнения работы анаэробного характера. Они развивают кратковременные усилия большой мощности. Наибольшее применение быстрые мышечные волокна находят в таких видах спорта, как тяжелая атлетика, борьба, метания и пр. [16].

Большинство мужчин и женщин имеют равное соотношение быстрых и медленных мышечных волокон. Однако некоторые люди наследуют более высокий процент медленных мышечных волокон, тем самым они достигают больших результатов в упражнениях, где требуется проявление выносливости. Большинство высококлассных марафонцев имеет очень высокое количество медленных мышечных волокон. У других людей могут преобладать мышечные волокна быстрого типа. Такие люди способны успешно преодолевать спринтерские дистанции. И хотя оба типа мышечных волокон положительно отвечают на тренировочные нагрузки, направленные на развитие силы, быстрые мышечные волокна в большей степени увеличивают свой размер и силу сокращения [16].

Другой фактор, влияющий на развитие силы - возраст. Показано, что люди всех возрастов могут увеличивать массу и силу мышц в результате тренировочных программ, направленных на развитие силы. Однако наибольшие результаты достигаются при тренировках в возрасте от 10 до 20 лет. После достижения физиологической зрелости развитие мышечной массы не идет с большой скоростью [16].

Пол не влияет на соотношение типов мышечных волокон, но зато сильно влияет на количество мышечной ткани. Хотя мужская и женская мышечная ткань не имеет различий, мужчины имеют большее количество мышечной ткани, чем женщины. Разница в количестве образуется за счет присутствия у мужчин мужского полового гормона - тестостерона. Именно поэтому большинство мужчин имеют более хорошо развитую мышечную систему, чем женщины [16].

Другой фактор, влияющий на развитие мышечного усилия - длина плеча. Люди с короткими костями имеют возможность справляться с большими весами. Точно так же различия в развитии силы могут возникать из-за разницы в длине мышцы. Некоторые люди имеют длинные мышцы, а некоторые - короткие мышцы. Люди с относительно длинными мышцами имеют больший потенциал для развития мышечного усилия, чем люди с относительно короткими мышцами [16].

Сила мышцы также зависит от места сухожильной вставки. Например, Атлет 1 и Атлет 2 имеют одинаковую длину руки и длину мышцы. Однако сухожилие бицепса Атлета 1 присоединяется к его предплечью дальше от его локтевого сустава, чем у Атлета 2. Это дает Атлету 1 биомеханическое преимущество: он способен поднять больше, чем Атлет 2 в упражнениях на бицепс [16].

Другие важные факторы воздействуют на способность развивать мышечную систему при тренировках. Однако надо иметь в виду еще один важный фактор, влияющий на развитие силы: силовые упражнения должны выполняться в медленном темпе и до утомления мышцы.

Помимо хорошей методики занятий необходимо также давать мышцам полностью восстанавливаться к очередной тренировке. Перетренированность - обычная ошибка большинства людей.

Другая распространенная ошибка - выполнение одной и той же программы тренировок уже после того, как вы достигли плато в развитии силы. Для достижения новых результатов необходимо сменять тренировочную программу после того, как старая программа тренировок перестает приносить свои результаты.

Генетическая предрасположенность сильно влияет на ваши потенциальные возможности в деле развития мышечной системы. Но все же определяющим будет то, как вы относитесь к тренировкам, как соблюдаете правила построения тренировочных занятий, сколько отдыхаете и какой образ жизни ведете. Это и будет определять, реализуете ли вы свои потенциальные возможности, станете сильными и здоровыми или будете толстыми и слабыми.


1.2. Классификация мышц в пауэрлифтинге и их функции

Дополнительно к знакомому нам строению мышечной системы человека и классификации мышц необходимо знать, что мышцы могут быть условно разделены на такие группы:

Непосредственные движители, то есть те мышцы, действие которых приводит к перемещению туловища или конечностей и которые вносят наибольший вклад в силовой комплект усилия для выполнения конкретного движения;

Вспомогательные движители: их действие способствует перемещению туловища и конечностей; они работают в одном направлении с непосредственными движителями;

Стабилизаторы: мышцы, действие которых способствует стабилизации осанки и положения других частей тела при мощных усилиях, развиваемых непосредственными и вспомогательными движителями [3].

Разберем последовательно участие выделенных групп в выполнении соревновательных упражнений.

Приседание со штангой на плечах.

Для приседания характерны большие и продолжительные мышечные напряжения с задержкой дыхания и натуживанием. Приседание состоит из четырех последовательно выполняемых и связанных между собой частей:

  • старт;

  • подсед; - вставание; - фиксация.

При старте стопы ног ставятся шире плеч, с естественным разворотом носков. Широкая постановка ног влечет за собой более высокую посадку, то есть укорачивается траектория движения, однако требует больших усилий, поэтому очень важно в процессе тренировок определить оптимальную ширину постановки ног с учетом анатомических особенностей и физического развития. Слабые и относительно длинные ноги требуют более узкой постановки. [19]

Наклон туловища при выполнении приседания также определяется индивидуальными особенностями атлета. При длинных и слабых ногах туловище наклоняется больше, так как нагрузка переносится на спину; при слабой спине и длинном туловище наклон уменьшается в связи с переносом нагрузки на мышцы ног. Профессионалы сбалансированно используют силу ног и спины, но акцент делают на ноги.

В выполнении приседания выделяют две основные фазы – подсед и вставание. Подсед осуществляется за счет уступающей работы ног и спины. Движение должно быть медленным и осознанным. Идеальная траектория движения штанги – вертикаль, в этом случае проекция центра тяжести приходится на середину стопы, хотя возможны некоторые отклонения, связанные с индивидуальными особенностями спортсмена. Минимальная глубина подседа определена правилами соревнований, по которым атлет должен присесть до положения, где верхняя поверхность ног в тазобедренных суставах ниже, чем верхняя часть голени. [25]

При вставании не следует задерживаться в приседе, а использовать амортизационные силы ног. При прохождении «мертвой точки» необходимо максимально использовать силовой потенциал основных мышечных групп, участвующих в приседании. Одним из таких приемов является движение плеч и локтевых суставов, которое рефлекторно определяет тонус мышц. В том случае, когда голова отклонена назад, в тонус приходят мышцы спины, когда голова опущена (подбородок прижат к груди), тонус переходит на мышцы живота. Поэтому при выполнении приседания необходимо все время держать голову отклоненной слегка назад. [27]

Жим штанги лежа

По существующим правилам спортсмен должен выполнить жим штанги от груди в положении лежа. Кроме рук все остальные части тела спортсмена в момент жима должны быть неподвижными, при этом голова, плечи и ягодичные мышцы касаются скамейки. Жим состоит из четырех взаимосвязанных и последовательно выполняемых частей: старт; опускание штанги до касания груди; жим штанги от груди и фиксация. [23]

На старте тело спортсмена фиксируется в горизонтальном положении на скамейке. Ноги устанавливаются произвольно с естественным разворотом носков, стопы максимально пододвигаются к проекции центра тяжести. Для наибольшей реализации силовых возможностей квалифицированные спортсмены используют прогиб туловища (настолько, насколько позволяет подвижность позвоночника), что сокращает расстояние, проходимое штангой, при меньшей затрате усилий. Согласно правилам, не допускается односторонний захват.

Траектория движения штанги при опускании произвольная и зависит от анатомических особенностей и развития тех мышечных групп спортсмена, которые участвуют в жиме. При хорошо развитых трицепсах и передних пучках дельтовидных мышц точка касания штангой грудной клетки фиксируется ниже линии сосков, при хорошо развитых грудных мышцах точка касания перемещается на середину груди. [24]

Правилами соревнований запрещен отбив штанги от груди, а требуется остановка до видимой паузы. Опускание и жим - две неразделимые фазы движения. Усилие, направленное на жим, фактически начинается еще в фазе опускания. Независимое выполнение каждой из этих фаз ведет к ухудшению параметров движения и к снижению спортивного результата. Все считается зафиксированным, если руки выпрямлены в локтевых суставах.

Становая тяга

Третий вид силового многоборья. Это силовое упражнение, при выполнении которого в соответствии с правилами соревнований штанга одним непрерывным движением должна быть поднята с помоста до полного выпрямления ног и туловища. Тяга состоит из трех взаимосвязанных и последовательно выполняемых частей: старт, подъем штанги, фиксация. [31]

На старте определяющим является положение ног. Наиболее рациональным считается такое, при котором ступни устанавливаются так, что голень слегка касается грифа штанги. Расстояние между ступнями может быть различными и зависит от анатомических особенностей и физической подготовленности. При слабой спине и относительно длинных ногах рекомендуется широкая постановка ступней. При слабых и коротких ногах – узкая стойка.

Применяется два вида захвата: односторонний, когда обе кисти обращены ладонями к себе, и «разнохват», когда одна кисть обращена ладонью к себе, другая от себя. «Разнохват» популярен среди атлетов, но увлекаться им не стоит, так как при таком захвате штанги появляется дополнительное вращательное движение в позвоночнике, которое в совокупности с большими весами чрезвычайно травмоопасно. При выполнении тяги положение головы такое же, как и при приседании. [34]

В начальной фазе движения акцент делается на разгибание, но при строго зафиксированном положении спины это основное техническое условие выполнения тяги. Если это условие нарушается, то нагрузка переносится на мышцы спины, и сила ног используется не полностью. У мастеров пауэрлифтинга при выполнении тяги гриф движется строго вертикально, проекция центра тяжести расположена на середине ступней, и такое положение обеспечивает максимальное равновесие системы «атлет – штанга».

В тяге также возможно появление «мертвой точки», которое является результатом либо нарушения техники выполнения, либо переоценки своих возможностей.

Вес считается зафиксированным, когда полностью выпрямлены туловище, ноги, и развернуты плечи. После этого главный судья подает сигнал движением рукой вниз и командой «Опустить!». [28]

Тренировочный процесс любой направленности сопровождается регуляторными, структурными метаболическими перестройками, но степень выраженности этих адаптационных изменений зависит от величины применяемых отягощении, от режима и скорости мышечного сокращения, от продолжительности тренировки и индивидуальной композиции мышечной ткани, что находит отражение в выборе методов развития отдельных силовых способностей [5].

По своему характеру все упражнения, способствующие развитию силы, подразделяются на основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные массивы.

К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвуют не менее 2/3 общего объёма мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локального - менее 1/3 всех мышц.

Направленность воздействий силовых упражнений в основном определяется:

  • видом и характером упражнений;

  • величиной отягощения или сопротивления;

  • количеством повторения упражнений;

  • скоростью выполнения преодолевающих или уступающих движений;

  • темпом выполнения упражнений;

  • характером и продолжительностью интервалов отдыха между подходами.

Метод максимальных усилий заключается в выполнении серий из 5-8 подходов к отягощению, с которым спортсмен способен выполнить 1-3 движения. Данный метод направлен на увеличение «пускового» числа двигательных единиц и повышение синхронности работы двигательных единиц, однако он оказывает незначительное воздействие на пластический обмен и метаболические процессы в мышцах, так как длительность воздействия этого метода на мышцы очень короткая. Как правило, приросту мышечной массы не способствует. Однако он может быть полезным при выходе атлета на новый уровень нагрузки. Увеличив с помощью метода максимальных усилий, становится возможным выполнять традиционные количество повторений в подходе уже с большим весом, чем обычно. Таким образом исключается привыкание к неизменным весам, увеличивается напряженность тренировки, способствующая гипертрофии участвующих в работе мышц. При практической реализации метода обращается внимание на скорость выполнения этих упражнений и предполагается использование отягощении весом 90-95% от максимально возможного использовавшем нескольких методических приемов: равномерность, "пирамиды" и т. д.: с повторениями в одном подходе 1-2 при интервалах отдыха между подходами 4-8 минут [2].

Основным методом развития силы является повторный метод. Важным тренировочным фактором в этом методе является количество повторений упражнения. Метод предусматривает выполнение упражнения в среднем темпе с отягощениями околопредельного и предельного веса. Большое внимание уделяется силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на развитие отдельных групп мышц, несущих наибольшую нагрузку при выполнении соревновательных упражнений [7].

Метод изометрических усилий характеризуется максимальным напряжением мышц в статическом режиме. При выполнении таких упражнений сила прикладывается к неподвижному предмету, и длина мышц не изменяется. Каждое упражнение выполняется с максимальным напряжением мышц в течение 4-5 секунд по 3-5 раз. Ведущим тренирующим стимулом является не столько величина, сколько длительность мышечною напряжения. Изометрическая тренировка создает возможность локального воздействия на отдельные мышцы и мышечные группы при заданных углах в суставах, развивает двигательную память (что особенно важно для запоминания граничных поз при обучении и совершенствовании техники плавания). Вместе с тем изометрический метод имеет ряд недостатков. Прирост силы быстро прекращается и может сопровождаться снижением быстроты движений и ухудшением их координации. Кроме того, сила проявляется только в тех положениях, в которых проводилась изометрическая тренировка. В связи с этим в плавании получил распространение вариант изометрической тренировки в виде медленных движений с остановками в промежуточных позах с напряжением в течение 3- 5 с. или в виде поднятия подвижных отягощении с остановками по 5-6 с. в заданных позах. Изометрический метод силовой тренировки способствует гипертрофии преимущественно медленных мышечных волокон [8].

Метод «шокирования мышц» (разнообразности, вариативности). Непременным условием роста результатов является постоянное разнообразие упражнений. Нельзя давать организму адаптироваться к какому-либо одному типу упражнений. Чтобы результаты и мышцы росли, их нужно заставлять работать в разных условиях. Поэтому необходимо менять упражнения, подходы, повторения, углы нагрузки, т.е. как бы запутать мышцы, чтобы они никогда не смогли адаптироваться к тренировке. Такой подход помогает выводить психику и мышцы из состояния адаптационного равновесия. Поскольку нагрузки, последовательность упражнений хаотически меняются, механизмы привыкания не включаются, и мышцы вынуждены увеличить свою массу [16].

1.3. Возрастные особенности современных подростков 13-14 лет.

Подростковым у мальчиков считается период от 12 до 16 лет и является одним из критических периодов жизни человека, который характеризуется почти полным завершением развития организма. Подростковый возраст характеризуется переходом от детства к взрослости. В этот период происходит стремительное и частично неравномерное физическое, умственное, моральное и социальное развитие школьников [25].

В исследованиях Е.А. Калюжного, 2014, отмечается увеличение абсолютных величин морфологических и функциональных показателей в пубертатном периоде.

По данным О.А. Шубиной, 2016, в начале подросткового периода с 12 до 14 лет отмечается высокая скорость увеличения длины тела, особенно высокие темпы прироста наблюдается с 13 до 15 лет. В исследованиях Е.И. Кашкевича, 2013, отмечается между 12-13 годами у школьников замедление прироста длины тела, что, возможно, связано с климатогеографическими условиями проживания.

Меньшие темпы прироста в период с 12 до 13 лет отмечают по массе тела. Максимальный прирост параметров диаметра таза у подростков отмечается с 13 до 14 лет [31].

В подростковом возрасте у мальчиков наблюдается более выраженный рост мышечной массы при снижении жировой массы [1]. В исследованиях О.А. Шубиной, 2016, показано, что толщина кожно-жировых складок у подростков с 12 до 14 лет изменяется незначительно.

Анализ типов конституции показывает, что около 50% имеют торакальный тип и значительное количество относится к астеноидному, причем величина таковых высока в 12-летнем возрасте. В пубертатный период подростки имеют большую тенденцию к астенизации телосложения [28].

Функциональные показатели организма изменяются аналогично тотальным размерам тела, характеризующим процессы роста и развития. Отмечены высокие физиометрические показатели у мальчиков по сравнению с девочками [30].

Частота сердцебиений уменьшается с возрастом и достигает к подростковому возрасту величин, близких к показателям взрослых [45]. В возрасте 12-13 лет частота сердечных сокращений находится в пределах 85 ударов в минуту. У школьников отмечается естественное возрастное увеличение систолического артериального давления, однако в период с 12 до 13 лет наблюдается незначительное его снижение. Так, систолическое давление у 12-летних составляет 115,6мм рт. ст., а у 13-летних – 113,7мм рт. ст. Диастолическое давление имеет обратную тенденцию – 65,3 и 68,2мм рт. ст. соответственно [31].

При активной ортостатической пробе у детей и подростков 11-14 лет отмечается значительное повышение ЧСС при снижении МОК, которое с возрастом увеличивается. Вероятно, ЧСС не полностью компенсирует снижение УОК. Снижение УОК у детей старшего возраста и подростков происходит в результате увеличения емкости венозной системы, которая с возрастом увеличивается. На первой минуте уменьшение МОК отмечалось в группе девочек 11-12 лет, что вероятнее всего, связано с периодом нейроэндокринной перестройки, так как девочки этого возраста находились на 2-й и 3-й стадии полового созревания [15].

Адекватный кровоток в среднем школьном возрасте осуществляется преимущественно за счет увеличения сократимости миокарда [21].

В возрасте 12-13 лет жизненная емкость легких возрастает не значительно и составляет у 12-летних школьников 2450±90,4мл, а у 13-летних – 2672,2 ± 117мл [31].

При анализе состояния вегетативной регуляции ритма сердца у школьников 5-х классов выявлена меньшая степень активности автономного и внутрисистемного контуров регуляции, но большая степень центрального управления ритмом сердца, что обусловлено повышением активности симпато-адреналовой и гипофизарно-надпочечниковой систем. Данный факт свидетельствует о снижении активации сердечно-сосудистой системы и значительном напряжении системы нейро-эндокринной регуляции физиологических функций, что может является неблагоприятным признаком для адаптивных возможностей аппарата кровообращения учащихся. Среди школьников преобладают лица с нормотоническим и симпатотоническим механизмом вегетативной регуляции сердечного ритма, что, возможно, и отражает особенности индивидуального психофизиологического развития в данном периоде онтогенеза, характеризующегося преобладанием в центральной нервной системе процесса возбуждения над торможением [29].

Анализ нейродинамических показателей позволил установить, что учащиеся 5-х классов характеризуются значительным преобладанием процессов торможения и уравновешенности нервных процессов: низким и средним уровнем простой зрительно-моторной реакции; функциональной подвижности нервных процессов [29]

М. Китаевой и С.И. Русиновой, 2008, выявлены особенности типов высшей нервной деятельности у подростков. Так, в 12-летнем возрасте выявлено 45% - меланхоликов 35% - сангвиников, 15% - флегматиков и наименьший процент приходился на холериков (5%). В группе 13-летних детей выявлено одинаковое процентное соотношение флегматиков, холериков и меланхоликов по 21,4% и 35,7% сангвиников. Помимо этого, авторами установлены различия экскреции катехоламинов у детей в зависимости от типа темперамента. В группе холериков обнаружены самые высокие показатели адреналина среди группы холериков, а самые низкие - у флегматиков. Показатели наименьшей экскреции норадреналина выявлены у флегматиков, наибольшие - у холериков. Показатели наибольшей экскреции дофамина отмечены у школьников меланхоличного типа темперамента, а наименьшие - среди флегматиков [31].

По данным Т.М. Параничевой и др., 2015, ребенок 12-13 лет испытывает повышенную и высокую степень тревоги, и связывается это с переживанием социального стресса.

Таким образом, возрастной период с 12 до 13 лет характеризуется изменением морфологических и физиологических параметров организма подростка. Основные изменения касаются увеличения длины тела, мышечной массы при снижении жирового компонента. Основные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе, показатели внешнего дыхания в данном возрасте изменяются незначительно. Особенностью вегетативной регуляции ритма сердца является преобладание симпатической активности, тогда как в последующие годы пубертатного периода происходит активация парасимпатической нервной системы. Развитие физических качеств в этом возрасте, особенно развитие силы, должно способствовать гармоничному физическому развитию подростка при минимизации неблагоприятных последствий вследствие занятий с использованием отягощений. [25]

Дети 6-14 лет, занимающихся спортом, характеризуются более интенсивным развитием организма, поэтому функциональные изменения, происходящие в этот период, создают благоприятные предпосылки для развития двигательных качеств. Развитие физических качеств в детском и подростковом возрасте зависит от двух основных факторов: во - первых, от возрастного развития физиологических систем и механизмов их взаимодействия, и, во - вторых, тренирующего эффекта при регулярной двигательной активности [32].

Развитие силы, под которой понимается способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечного напряжения, напрямую связано с интенсивностью полового созревания и увеличением силовых возможностей школьника. В самом начале полового созревания отмечается медленный прирост силовых показателей, который ускоряется с темпами полового созревания подростка [35].Самым благоприятным для развития силы у мальчиков в подростковом возрасте считается период от 13 до 14 лет [25].

Развитие силовых качеств требует учета морфофункциональных возможностей растущего организма. Воспитание силы в подростковом возрасте целесообразно осуществлять с осторожностью и постепенностью [15].

В младшем подростковом возрасте мышцы недостаточно сильны, особенно мышцы спины. Мышцы туловища неспособны длительно поддерживать спину в правильном положении, что приводит к нарушению осанки [27]. В целях гигиены развитие силовых качеств у детей и подростков следует подчинять формированию и поддержанию правильной осанки, что обеспечит гармоническое развитие основных мышечных групп и будет соответствовать естественному их развитию [25]. Однако у детей младшего подросткового возраста интенсивно развивается мышечная система, тонус мышц - сгибателей преобладает над тонусом мышц – разгибателей, что необходимо учитывать при построении учебно-тренировочного процесса [13].

Благоприятные морфофункциональные предпосылки для развития силы создаются к 8-11 годам, что обусловлено увеличением мышечной массы и толщины мышечных волокон. Развитие силы происходит неравномерно. В возрасте от 8 до 11 лет сила нарастает интенсивно, а в 11-13 лет происходит замедление темпов прироста силы в связи с периодом полового созревания

[12].

Относительно равномерные годовые приросты силы кистей наблюдаются до 12 лет, а наибольший ее прирост отмечается в 13 лет. В возрасте 12 лет сила кисти правой руки составляет 18,8±1,1 кг и левой руки – 17,7±1,1 кг, в 13 лет – 23,3±1,4 и 21,5±1,1кг соответственно [11].

По данным И.П. Флянку, 2015, среди мальчиков 12-14 лет выявлены низкие показатели по тестам, отражающим физическое качество сила. Для развития силовых способностей авторами рекомендуются разнообразные упражнения с наличием отягощений.

Средства, используемые для развития силы, должны способствовать совершенствованию основных мышечных групп пояса верхних и нижних конечностей, мышц туловища. Большая эффективность в воспитании силовых способностей получается от проведения упражнений, которые выполняются с максимальной интенсивностью и позволяют комплексно развивать все мышечные группы [22].

До 12-14 лет необходимо исключать статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания. Возможно использование таких статических упражнений силового характера как висы и упоры, отягощенные массой собственного тела [26]

Таким образом, основными особенностями развития силы является то, что в данный возрастной период отмечается рост мышечной массы при уменьшении жировой, что создает благоприятные предпосылки для повышения силовых способностей. По данным А.И. Филякова, 2009, в этот период отмечается замедление темпов прироста силы, а в исследованиях Е.И. Кашкевича, 2013, показано, что наибольший прирост силы кисти наблюдается в 13 лет. Направленность тренировочных воздействий при развитии силовых способностей подростков должна учитывать их возрастные особенности. Большое количество авторов указывают, что именно в этом возрасте следует развивать силовую выносливость.




























Глава 2. Методы и организация развития силовых способностей юношей

2.1. Методы исследования развития силовых способностей

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы:

  1. Анализ научно-методической литературы.

  2. Педагогическое тестирование.

  3. Педагогический эксперимент.

  4. Методы математической статистики.

Для обоснования задач и выбора методов исследования изучалась литература по следующим отраслям науки: теория и методика физической культуры и силовых видов спорта, педагогика, физиология, анатомия.

Список включает 35 источников литературы.

Исследование физической подготовленности проводилось по двигательным тестам. Для изучения скоростно-силовых качеств применялись следующие тесты:

1) «Прыжок в длину с места».

Схема тестирования: испытуемый становится носками стоп к линии, подседая, делает мах руками назад, затем резко выносит их вперед и, толкаясь двумя ногами, прыгает как можно дальше. Длина прыжка измерялась от линии до точки касания ноги прыгуна с поверхностью. Фиксировалось длина прыжка (в сантиметрах) в лучшей из трех попыток.

2. «Подтягивания».

Схема тестирования: испытуемому предлагалось выполнить поднимание туловища в висе на перекладине. Фиксировалось количество выполненных двигательных действий до отказа испытуемого выполнять упражнение.

3.«Сгибание и разгибание рук в упоре лежа».

Схема тестирования: испытуемому предлагалось выполнить сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Фиксировалось количество выполненных двигательных действий до отказа испытуемого выполнять упражнение.

4.«Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях».

Схема тестирования: испытуемому предлагалось выполнить сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях. Фиксировалось количество выполненных двигательных действий до отказа испытуемого выполнять упражнение.

Для подтверждения гипотезы исследования было проведен педагогический эксперимент, целью которого явилось апробирование методик развития силовых качеств у подростков 13-14 лет средствами пауэрлифтинга.

Исследовательская группа № 1 занималась по обычной методике школьной программы, а исследовательская группа №2 - по методике развития силовых качеств с использованием средств пауэрлифтинга.


2.2. Организация исследования влияния экспериментальных методик на развитие силовых качеств, средствами пауэрлифтинга

Исследование проводилось на базе Салбанского СОШ Намского района Республики Саха Якутия. В эксперименте приняли участие подростки 13–14 лет в количестве 12 человек.

Исследование проводилось в три этапа в период с 2024 (сентябрь декабрь) год.

Первый этап (сентябрь 2024г.) был посвящен анализу и обобщению научно-методической литературы по проблеме исследования. В результате анализа и обобщения, полученных теоретических и практических данных были намечены основные подходы к изучению проблемы.

На втором этапе исследования (сентябрь 2024 – декабрь 2024 г.) было проведено педагогическое тестирование, где был выявлен начальный уровень физического развития, после чего были сформированы 2 группы (КГ и ЭГ) развития силовых качеств гподростков.

Также на втором этапе проводился педагогическое исследование, целью которого явилась апробация и определение эффективности методик развития силовых качеств.

Тренировочные занятия были направленны на развитие силовых способностей, в процессе тренировок подключалась работа с плинтов, которая способствовала развитию для соревновательных упражнений. Также включались упражнения такие как жим ногами в тренажере, разводка гантелей на горизонтальной скамье, тяга стоя на подставке. Данные упражнения не являлись основными, но способствовали увеличению результатов для соревновательных упражнений - приседание, жим лежа и становая тяга.

Двигательное действие должно быть равномерным на протяжении всей траектории движения, не допуская форсированных движений.

1. При выполнении любого двигательного действия упражнение должно сопровождаться правильным актом дыхания с акцентом на выдох.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать правила поведения в спортивном зале, т.к. нарушение дисциплины приводит к повышению травматизма.

Используемые методики тренировки должны соответствовать текущему уровню специальной физической подготовленности начинающих спортсменов. Для этого необходимо при планировании учебно-тренировочного процесса осуществлять контроль за текущим состоянием начинающих пауэрлифтеров; учёт сенситивных периодов развития физических качеств и использование дополнительных средств развития силы (гири, гантели, тренажеры).

Рекомендуется использовать в тренировках скоростно-силовые упражнения:

  1. выпрыгивание с грифом штанги на плечах;

  2. прыжки в "глубину"; приседания с комбинированным весом;

  3. сгибание и выпрямление рук в упоре лёжа, при разгибании рук - выполнение хлопка перед грудью;

  4. жим штанги лёжа с различной скоростью; жим штанги лёжа с комбинированным весом.

  5. Приседание со штангой

  6. Становая тяга. В тренировке должна соблюдаться определенная последовательность и постепенность использования нагрузок и различных тренировочных методов.

  7. Подтягивание на перекладине узким хватом (ладони обращены к атлету)

3 подхода по 6-8 повторений. Подтягивание – выдох, опускание – вдох).

  1. Отжимание на брусьях – 3 подхода по 6-10 повторений. Отжимание –

выдох, опускание вдох.

  1. Подъем туловища из положения лежа на спине – 3 подхода по 10-15

повторений. Подъем – выдох, опускание – вдох.

  1. Подъем гантелей вперед в выпрямленных руках – 2 подхода по 8-10

повторений. Подъем – вдох, опускание – выдох.

  1. Разведение рук с гантелями в стороны (стоя) – 2 подхода по 8-10

повторений. Разведение – вдох, опускание – выдох.

  1. Разведение рук с гантелями в стороны (в наклоне вперед) – 2 подхода по

5-8 раз. Разведение – вдох, опускание – выдох.

  1. Подъем ног лежа на спине – 2 подхода по 10 повторений. Подъем –

выдох, опускание – вдох.

  1. Жим гантелей лежа на скамье - 3 подхода по 6-8 повторений. Жим –

выдох, опускание – вдох.

  1. «Пуловер» - 3 подхода по 10 повторений. Опускание – вдох, подъем –

выдох.

  1. Тяга штанги в наклоне к животу - 3 подхода по 6-8 повторений. Тяга –

выдох, опускание – вдох.

  1. Тяга сверху на высоком блоке (за голову) – 2 подхода по 6-8 повторений.

Тяга – выдох, опускание – вдох.

  1. Подъем туловища лежа на наклонной скамье – 1 подход – 15 повторений.

Подъем – выдох, опускание – вдох.

  1. Приседания с гантелями – 3 подхода по 6-8 повторений. Перед приседом

– глубокий вдох, вставая – выдох.

  1. Подъемы на носки,стоя на плинте – 3 подхода по 15 повторений. Подъем

– выдох, опускание – вдох.

В первую неделю подбирать рабочий вес так чтобы последние 1-2 повторения давались с трудом и выполнять каждое упражнение только по одному подходу. Во вторую неделю занятий добавить в упражнениях 2,4,8,10,15 еще по одному подходу. На третьей недели делать на 2-3 подхода во всех упражнениях. В течение первого месяца занятий необходимо выработать навыки правильного дыхания. В дальнейшем, после освоения первого комплекса, выполняется более сложный комплекс, включающий уже соревновательные упражнения:

1 Жим штанги лежа на наклонной скамье (головой вверх) (угол до 300) -

2 Разведение рук с гантелями лежа на наклонной скамье (головой вниз) -

3 Приседание со штангой на плечах – 5 х 5

4 «Пуловер» с гантелью лежа поперек скамьи – 5 х 10 (Лучше выполнять после каждого подхода в приседаниях. Упражнение стимулирует глубокое дыхание и расширяет грудную клетку.) Такое спаренное выполнение называют «суперсетом».

5 Тяга к животу в наклоне – 5 х 5

6 Подтягивание на перекладине широким хватом – 4 х 6

7 Жим штанги из-за головы сидя – 5 х 5

8 Отжимание на брусьях – 5 х 6-8.

Отягощения подбираются такие, чтобы последние повторения в каждом подходе давались с максимальным усилием (следующее повторение уже невозможно сделать). Комплекс направлен на увеличение объема и силы мускулатуры. Этот комплекс надо выполнять два месяца.

Важный методический аспект – длительность пауз между подходами. В течение всего примерно 8-9 месячного периода тренировок начального уровня между подходами отдыхать примерно 1,5-2 минуты, а между упражнениями 2-3 минуты. Прислушиваться к собственным ощущениям невосстановления увеличить паузу между подходами на 10-15 секунд (до тех пор пока не будет найдена оптимальная величина).

Примерный месячный план тренировок для развития силы у подростков 13-14 лет средствами пауэрлифтинга представлен в приложении 1.


2.3. Экспериментальное обоснование методик с использования средства пауэрлифтинга для развития силовых качеств у подростков 13 -14 лет

При выведении результатов в начале тестирования было получены данные, что показатели в контрольной и экспериментальной группе не имели существенного различия. Был проведен анализ результатов в конце педагогического эксперимента. Произошли достоверные изменения по тестам в экспериментальной и контрольной группах. Но в экспериментальной группе значительно улучшились результаты в приседании. Сравнив полученные данные юношей контрольной и экспериментальной группы, видим, что наибольший прирост результатов в данном тесте произошел в экспериментальной группе. Можно подвести итог, что такие тренировочные занятия, которые применялись в экспериментальной группе являются подходящими для подготовки соревнований по пауэрлифтингу. Подготовка спортсменов проходит с постепенным повышением нагрузки, не травмируя мышцы, связки, позвонки.

Таблица 1

Результаты тестирования экспериментальной и контрольной группы в начале и в конце эксперимента

Тесты

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1. Прыжок в длину с места

214

236

211

217

2. Подтягивания на перекладине из положения виса.

7

15

8

12

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

25

37

23

27

4. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях

4

10

5

6


По первому тесту «Прыжок в длину с места» мы видим следующие результаты:

Диаграмма 1


– Средний результат контрольной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 211 см, в конце эксперимента (март) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 217 см. В итоге средний результат спортсменов контрольной группы увеличился на 2%. В экспериментальной группе начальный показатель равнялся 214 сантиметрам. В конце эксперимента средним результатом стал 236 см. В итоге результат спортсменов экспериментальной группы увеличился аж на 13 %.

Во втором тесте «Подтягивания на перекладине из положения виса» у нас следующие результаты:

Диаграмма 2

– Средний результат контрольной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 8 подтягиваний, что на одну подтягивания больше чем в экспериментальной группе, в конце эксперимента (март) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 12 подтягиваний. В итоге средний результат спортсменов контрольной группы увеличился на __%. В экспериментальной группе начальный показатель равнялся 7 подтягиваний. В конце эксперимента средним результатом стал 15 подтягиваний. В итоге результат спортсменов экспериментальной группы увеличился на __ %.

В третьем тесте «Сгибание разгибание рук в упоре лежа» у нас следующие результаты:

Диаграмма 3

– Средний результат контрольной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 23 отжиманий, что на две отжимания меньше чем в экспериментальной группе, в конце эксперимента (март) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 27 отжиманий. В итоге средний результат спортсменов контрольной группы увеличился на __%. В экспериментальной группе начальный показатель равнялся 25 подтягиваний. В конце эксперимента средним результатом стал 37 подтягиваний. В итоге результат спортсменов экспериментальной группы увеличился на __ %.

В четвертом тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях» у нас следующие результаты:

Диаграмма 4

– Средний результат контрольной группы в начале эксперимента (сентябрь) равен 5 сгибаний, в конце эксперимента (март) после проведения повторного тестирования результат улучшился до 6 сгибаний. В итоге средний результат спортсменов контрольной группы увеличился на __%. В экспериментальной группе начальный показатель равнялся 4 сгибаний. В конце эксперимента средним результатом стал 10 сгибаний. В итоге результат спортсменов экспериментальной группы увеличился на __ %.









Заключение
  1. Анализ доступной научно-методической литературы показал, что широко рассматриваются вопросы физической подготовки подростков, особенности использования методов и средств развития силовых качеств, функциональные особенности организма и т.д. Освещены вопросы, касающиеся развития силовых качеств у подростков путем применения отягощений. Однако указанная информация относиться к подросткам 14-16 лет. Методика развития силовых качеств у подростков 13-14 лет путем применения отягощений остается неосвещенной.

  2. Уровень развития силовых качеств на момент начала исследования у подростков 13-14 лет соответствовал уровню «ниже среднего». Было выбрано исследование, в котором использовались упражнения для развития силы с помощью средств тренировок пауэрлифтеров.

  3. После проведения педагогического исследования отмечены высокие темпы прироста в ИГ-1. Так в тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» у школьников ИГ-1 темпы прироста составили-72%, а в ИГ-2 – 24%. По тесту «После эксперимента уровень развития силовых качеств у подростков 13-14 лет исследовательской группы -1 была «выше среднего», тогда как у детей исследовательской группы -2 –«среднего»

уровня. Была отмечена эффективность исследуемой методики с использованием средств пауэрлифтинга для развития силовых способностей у юношей 13-14 лет







Список использованной литературы

  1. Авсиевич В.Н. Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на собственно-силовые способности юношей в неспецифических упражнениях / В.Н. Авсиевич // Молодой ученый.- 2016.- № 8 (112).- С. 1199-1202.

  2. Авсиевич В.Н. Влияние тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге на общую и специальную работоспособность юношей / В.Н. Авсиевич //

Проблемы современной науки и образования.- 2016.- № 5 (47).- С. 180- 185.

  1. Авсиевич В.Н. Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге / В.Н. Авсиевич // Молодой ученый.- 2016.- № 7 (111).- С. 1051-1053.

  2. Авсиевич В.Н. Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста / В.Н. Авсиевич // Молодой ученый.- 2016.- № 3 (107).- С. 1018-1021.

  3. Авсиевич В.Н. Методика тренировки становой тяги у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста / В.Н. Авсиевич // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 318-321.

  4. Авсиевич В.Н. Модель системы управления учебно-тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста спортсменов / В.Н. Авсиевич // Актуальные задачи педагогики. Материалы VII Международной научной конференции.- 2016.- С. 21-23.

  5. Аксенов М.О. Построение тренировочного процесса сильнейших пауэрлифтеров Бурятии на основе биоимпедансного анализа / М.О. Аксенов, В.Я. Колмаков // Физическая культура и спорт в условиях глобализации образования материалы II Международной научно- практической конференции.- Забайкальский государственный университет.- 2024.- С. 60-62.

  6. Амазян Д.Г. Использование средств пауэрлифтинга в процессе физического воспитания студентовВолгГТУ / Д.Г.Амазян [и др.] //

Актуальные вопросы профессионального образования.- 2024.- Т. 11.- № 14 (141).- С. 7-9.

10.Бодюков Е.В. Физическое воспитание в форме атлетической гимнастики / Е.В. Бодюков, В.В. Юров.- Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, 2020.- 180 с.

11.Бурнашев Р. Методика развития быстроты движений у юных борцов по методу круговой тренировки / Р. Бурнашев, О.В. Гончарова // Наука, новые технологии и инновации.- 2024.- № 9.- С. 177-179.

12.Виноградов Г.П.Атлетизм как национальная идея формирования здорового образа жизни / Г.П.Виноградов // Теория и практика физической культуры.- 2006.- № 10.- С. 55-57.

13.Виткевич Н.Н. «Пауэрлифтинг как педагогическая система воспитания современной молодежи»: проблемы и перспективы / Н.Н.Виткевич // Экстремальная деятельность человека.- 2010.- № 1 (16).- С. 37-40.

14.Гайдучёнок М.В. Анализ методик тренировок занятий пауэрлифтингом сильнейших спортсменов республики Татарстан / М.В. Гайдучёнок, Г.Ф. Агеева // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации.- 2015.- № 3.- С. 57-59.

15.Галашко Н.И. Трехмесячная программа подготовки пауэрлифтеров 16-18 лет к соревнованиям с акцентом на развитие силовых показателей в тяге штанги / Н.И. Галашко, В.В. Овсиенко, А.Ю. Бычкова // Особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности в вузах на современном этапе социально-политического развития

России Материалы Международной научно-методической конференции, посвященной XXXI летним Олимпийским играм.- 2016.- С. 43-52.

16.Галлямова О.Н. Эффективность статодинамических упражнений в воспитании силовой выносливости юных лыжников / О.Н. Галлямова, В.В. Павлов, Л.И.Халилова // Ученые записки университета им. П.Ф.

Лесгафта.- 2016.- № 4 (134).- С. 51-55.

17.Герасимов Е.А.Эффективность испозьзования круговой тренировки в общей физической подготовки юных хоккеистов / Е.А.Герасимов // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение.- 2014.- С. 40-41.

18.Гибадуллин М.Р. Статодинамические упражнения в круговой тренировки юных лыжниц / М.Р. Гибадуллин, В.В. Павлов // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием.

Поволжская ГАФКСиТ.- 2015.- С. 216-218.

19.Гордеева С.С. Социологический анализ физической культуры и здорового образа жизни лицеистов / С.С. Гордеева, // Известия высш. учебн. заведений. Поволж. рег. Обществ. науки. - 2011. - № 1. - С. 85-90.

20.Грязнова Л.И. Развитие психомоторики обучающихся средствами пауэрлифтиига / Л.И. Грязнова, Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии.- 2020.- Т. 1.- С. 226- 229.

21.Гудков А.Б. Морфофункциональное состояние сердца и магистральных сосудов у детей школьного возраста / А.Б. Гудков, О.В. Шишелова.- Архангельск, 2011.- 151с.

22.Гузь С.М. Cиловая подготовка школьников 10-17 лет / С.М.Гузь// V Международный конгресс учителей физической культуры и специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни «ГТО в школу»; ІІ Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Научно-методическое обеспечение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в образовательных организациях, реализующих программы общего и профессионального образования»; Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Здоровье и образование» материалы.- 2023.- С. 58-64.

23.Дворкин Л.С. Базовая физическая подготовка студентов технического вуза на основе атлетической гимнастики / Л.С. Дворкин, О.Ю. Давыдов // Теория и практика физической культуры. 2010. № 7. С. 55-57.

24.Додонов А.П. Модель оптимизации подготовки квалифицированных пауэрлифтеров на основе биологических ритмов / А.П.

Додонов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2014.- № 6.- С. 17-18.

25.Ермакова Т.С.

Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта.- 2015.- № 1.- С. 29-33.

26.Жариков А.А. Воспитание силовых способностей у юношей с помощью пауэрлифтинга / А.А. Жариков, А.В. Викулов // Инновационные оздоровительные и реабилитационные технологии Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.- 2016.- С. 208-212.

27.Захарова Л.В. Круговая тренировка как метод организации учебно- тренировочного процесса в школе / Л.В. Захарова, О.В. Лыпыгина //

Физическое воспитание студентов творческих специальностей.- 2008.- № 3.- С. 25-31.

28.Зверев В.Д. Проблемы начальной подготовки в силовом троеборье / В.Д.

Зверев // Физическая культура, спорт и здоровье нации Материалы международного конгресса. Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.- 2014.- С. 58.

29.Казин Э.М. Возрастные и типологические особенности адаптации школьников в условиях действия учебных и социально-оздоровительных // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-1 (62). С. 119-124.

30.Калюжный Е.А. Физиологические характеристики современных школьников / Е.А. Калюжный [ и др.] // Современные проблемы науки и образования.-2014.- № 4.- С. 508.

31.Кашкевич Е.И. Экологические особенности физического развития детей и подростков красноярского края / Е.И. Кашкевич // Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.

Красноярск, 2016.- 188с.

32.Киприянов В.А. Укрепление двигательного аппарата спортсменок- игровиков 14-15 лет методом круговой тренировки силовой направленности / В.А. Киприянов, Г.Г. Худяков, И.Ю.Кожевникова // Человек. Спорт. Медицина.- 2010.- № 21 (280).- С. 127-129.

33.Китаева М. Физиологические и психологические особенности подростков 11-17 лет / М. Китаева, С.И.Русинова // Филология и культура.- 2024.- № 15.- С. 77-80.

34.Лапаев Е.А. Развитие силовых способностей подростков 13-15 лет с использованием тренажёрных устройств во внеурочных формах физического воспитания / Е.А.Лапаев, С.А. Ким, И.И. Мирзоев // Молодежный научный вестник.- 2016.- № 10 (10).- С. 10-15.

35.Маковеева О.С. Морфо-функциональные изменения организма детей и их значение в жизнедеятельности человека / О.С. Маковеева // Психология телесности :теоретические и практические исследования. – 2023. – С 216- 225.


















Приложение 1

Примерный месячный план тренировок для развития силы у подростков 13-14 лет средствами пауэрлифтинга

Неделя

1 тренировка

2 тренировка

3 тренировка

1 неделя

1)Приседания 60-65% 4х10

2)Тяга с плинтов 55% 3х12

3)Приседания в выпаде 3х12

4)Отжимание на

Брусьях 3х10-15

5)Подъем гантелей на бицепс (сидя) 4 х 10-12


1)Жим лѐжа 60% 5х10

2)Жим сидя широким хватом 3х10

3)Наклоны со штангой 30% от тяги 3 х 10

4)Приседания в

Выпаде сторону 3 х 10

5)Французский жим 3 х 12

6)Поднимание ног в висе на перекладине 3 х 8


1)Становая сила 70% 4х8

2)Тяга в наклоне к животу 3 х12

3)Подтягивание на

перекладине 3 х до предела

4)Сгибание и разгибание ног

на тренажере 6 х 10

5)Подъем на носки стоя на возвышении 3 х 15

6)Поднимание туловища на наклонной скамье 3 х 15

2 неделя

1)Приседания 80% 5 х 5

2)Тяга с плинтов 70% 3 х 8

3)Отжимания на брусьях

1)Жим лежа 65% 4 х 10

2)Жим сидя широким хватом 3 х 10

3)Наклоны со штангой 30% от тяги 3 х 10

4)Приседания в выпаде в сторону 3 х 10

5)Разгибание рук на блоке 4 х 12

6)Поднимание ног в висе на перекладине 3 х 8-12

1)Тяга 75-80% 4 х 6-8

2)Тяга в наклоне к животу 3 х 12

3)Подтягивание на

перекладине 3 х до предела

4)Сгибание и разгибание ног на тренажере 6 х 10

5)Подъем на носки, стоя на возвышении (с гантелями 3 х 15)

6)Поднимание туловища на наклонной скамье 3 х 15

3 неделя

1)Приседания 85% 5 х 4-5

2)Тяга с плинтов 70% 3 х 8

3)Отжимания на брусьях 3 х

8 (с отягощением)

4)Приседания в выпаде 3 х 10

5Подъем на бицепс гантелей

5-5-8-8-12-12

6)Поднимание туловища из

и.п. лежа на спине 3 х 20

1)Жим лежа узким хватом 4 х 10

2)Жим сидя из-за головы 4 х 8

3)Жим лежа ногами 4 х 8

4)Жим книзу на блоке 3 х 10

5)Наклоны с диском 3 х 10

6)Поднимание ног в висе на перекладине 3 х 15

1)Тяга с виса 70% 5 х 6

2)Шраги 4 х 8

3)Подтягивание в висе на перекладине 3 х6-8

4)Сгибание и разгибание ног на тренажере 6 х 10

5)Подъем на носки стоя на возвышении 3 х 15 (с гантелями)

6)Подтягивание туловища на

наклонной скамье 3 х 15

4 неделя

1)Приседания 90% 5 х 4-5

2)Тяга с плинтов 100% 4 х 2-3

3)Отжимания на брусьях с

отягощением 3 х 10

4)Ходьба выпадами

5)Подъем штанги на бицепс 4 х 8-12

6)Поднимание туловища из

и.п. лежа 3х20

1)Жим лежа (прикидка) 60%

х 5;70% х 5; 80% х 5; 90% х 2; 95-100%

2)Жим стоя 3 х 6

3)Наклоны с диском 3 х 10

4)Жим лежа ногами 4 х 8

5)Жим книзу на блоке 3 х 10

6)Поднимание ног в висе на перекладине 3 х 15

1)Тяга 60% х 5; 70% х 5; 80% 3 х 5

2)Шраги 4 х 8-10

3)Подтягивания на

перекладине за голову 3 х 5-6

4)Сгибание и разгибание ног на тренажере 4 х 10

5)Прыжки

С грифом плечах 3 х 8-10

6)Поднимание туловища на наклонной скамье 3 х 15