1. Рассказ учителя о Павле Петровиче Бажове. Самым знаменитым уральским сказителем, был П.П.Бажов. Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. 2. Работа со сказом П. Бажова " Серебряное копытце ". Сам автор Павел Бажов определил жанр своего произведения - сказ. Что же это такое? Есть ли что-то сказочное в названии? Сказы - это произведения устного народного творчества или авторские о событиях прошлого, настоящего, в которых как будто участвовал сам рассказчик и пересказал это читателям. Сказы Бажова читаются плавно, напевно, с ударением на "о": так говорили на Урале - "окали". 1-я часть. - Почему Кокованя решил взять к себе в дети сиротку? - Почему девчонка "на шестом году" никому была не нужна? (Маленькая, не умела ничего делать, не могла работать на барина.) После чтения 2-го абзаца на стр. 51: - Какую картину вы представили себе после чтения этого отрывка? (Словесное рисование.) Чтение до слов "Ты хоть кто? - спрашивает девчонка" (стр. 51). - Как понимаете слова: "Это у вас Григорева-то подаренка"? (Подарил жизнь девочке Григорий, отец.) Чтение 1 -й части до конца. Чем занимается Кокованя летом? зимой? Чем заинтересовал старик девочку? Почему девочка пошла жить к Коковане? - Как он отнесся к кошке? Очень интересна речь Коковани. Сколько в ней слов, присущих уральцам, устаревших слов, образных сравнений. Найдите их. (Знавал, породителям пойдет, подаренушка, звонкая кошка, вместо балалайки т.д.) Чтение 2-й части. Вопросы после чтения: Как жили Кокованя, Даренка, Муренка вместе? Что значит мастер сказки сказывать? Что узнали мы о Серебряном копытце? Чтение 3-й части. После чтения 1 -го предложения: - Какую картину вы представили? Талант автора в том и состоит, что он всего несколькими словами нарисовал яркую, образную картину зимы. 3.Прослушивание 4 части - Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы –Дарёнке? Уральские рабочие добывали в горах драгоценные камни. А искусные мастера делали из них украшения, шкатулки, другие предметы удивительной красоты. - Какие они были по характеру? 4. Работа с текстом А) Выборочное чтение. - Рассмотри иллюстрации к тексту. Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях. - Подбери и прочитай соответствующие фрагменты текста. Б) Задание на карточке. Какие по характеру были Кокованя и Дарёнка. Подчеркни. Добрые, трудолюбивые, весёлые, заботливые, мудрые, ласковые, серьёзные, бескорыстные, дружные. - Вспомните, какой была старуха в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина. (жадной, алчной) - Мог ли козлик показаться такой старухе? - А кому из девочек – героинь сказки Одоевского “Мороз Иванович” мог бы показаться козлик Серебряное копытце? Почему? Объясните.( целую горсть серебряных пяточков, на память бриллиант косыночку закалывать). В) Далее выполняем задание. (запись на доске) О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку. А) Человек должен любить животных. Б) Очень важно быть скромным. В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены. 4. Сравнение сказки и сказа. А) беседа - Назови волшебных героев сказа.(Мурёнка, Серебряное Копытце) - Как они связаны в сказе? ( У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной). - А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке) - Чем похожи сказка и сказ? - Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа? ( Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.) Б) Работа с карточками (работа в парах). Определи: чем отличаются друг сказка и сказ. Отметь отличия. Сказка | Сказ | Вымысел | Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла | Сказочные герои и события | Главная тема- жизнь и быт рабочих Урала | Сказочные предметы | Главные герои – рабочие, мастера, добытчики | | Есть волшебные предметы | | Есть сказочные герои и события | | Рассказчик | Отличие сказа от сказки Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло) Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика. (В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно) Отличительные черты сказа: Герои – люди обыкновенные. Фольклорная первооснова. Присутствие рассказчика – человека из народа. Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования. Отличительные черты сказки: Волшебные герои - добрые или злые. Нет рассказчика. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание. Не имеют реальной основы. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |