СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце". 3 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самым знаменитым уральским сказителем, был П.П.Бажов. Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. 

Просмотр содержимого документа
«Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце". 3 класс»

Тема урока: Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце". 3 класс

Цели:

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1.Чтение и пересказ сказа

2. Ответы на вопросы 6,7, после произведении.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений

1. Рассказ учителя о Павле Петровиче Бажове.

  • Самым знаменитым уральским сказителем, был П.П.Бажов. Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам.

2. Работа со сказом П. Бажова " Серебряное копытце ".

Сам автор Павел Бажов определил жанр своего произведения - сказ. Что же это такое?

Есть ли что-то сказочное в названии?

Сказы - это произведения устного народного творчества или авторс­кие о событиях прошлого, настоящего, в которых как будто участвовал сам рассказчик и пересказал это читателям.

Сказы Бажова читаются плавно, напевно, с ударением на "о": так го­ворили на Урале - "окали".

1-я часть.

- Почему Кокованя решил взять к себе в дети сиротку?

- Почему девчонка "на шестом году" никому была не нужна? (Ма­ленькая, не умела ничего делать, не могла работать на барина.)

После чтения 2-го абзаца на стр. 51:

- Какую картину вы представили себе после чтения этого отрывка? (Словесное рисование.)

Чтение до слов "Ты хоть кто? - спрашивает девчонка" (стр. 51).

- Как понимаете слова: "Это у вас Григорева-то подаренка"? (Подарил жизнь девочке Григорий, отец.)

  • Что мы о ней узнали? (Зовут Даренка. Добрая девочка, любит кошку.)

Чтение 1 -й части до конца.

  • Чем занимается Кокованя летом? зимой?

  • Чем заинтересовал старик девочку?

  • Почему девочка пошла жить к Коковане?

- Как он отнесся к кошке?

Очень интересна речь Коковани. Сколько в ней слов, присущих ураль­цам, устаревших слов, образных сравнений. Найдите их. (Знавал, породителям пойдет, подаренушка, звонкая кошка, вместо балалайки т.д.)

Чтение 2-й части.

Вопросы после чтения:

  • Как жили Кокованя, Даренка, Муренка вместе?

  • Что значит мастер сказки сказывать?

  • Что узнали мы о Серебряном копытце?

Чтение 3-й части.

После чтения 1 -го предложения:

- Какую картину вы представили?

Талант автора в том и состоит, что он всего несколькими словами на­рисовал яркую, образную картину зимы.

3.Прослушивание 4 части

- Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы –Дарёнке?

Уральские рабочие добывали в горах драгоценные камни. А искусные мастера делали из них украшения, шкатулки, другие предметы удивительной красоты.

- Какие они были по характеру?

4. Работа с текстом

А) Выборочное чтение.

- Рассмотри иллюстрации к тексту.

Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях.

- Подбери и прочитай соответствующие фрагменты текста.

Б) Задание на карточке.

Какие по характеру были Кокованя и Дарёнка. Подчеркни.

Добрые, трудолюбивые, весёлые, заботливые, мудрые, ласковые, серьёзные, бескорыстные, дружные.

- Вспомните, какой была старуха в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.

(жадной, алчной)

- Мог ли козлик показаться такой старухе?

- А кому из девочек – героинь сказки Одоевского “Мороз Иванович” мог бы показаться козлик Серебряное копытце? Почему? Объясните.( целую горсть серебряных пяточков, на память бриллиант косыночку закалывать).

В) Далее выполняем задание. (запись на доске)

О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.

А) Человек должен любить животных.

Б) Очень важно быть скромным.

В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

4. Сравнение сказки и сказа.

А) беседа

- Назови волшебных героев сказа.(Мурёнка, Серебряное Копытце)

- Как они связаны в сказе? ( У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

- А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке)

- Чем похожи сказка и сказ?

- Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа?

( Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.)

Б) Работа с карточками (работа в парах).

Определи: чем отличаются друг сказка и сказ. Отметь отличия.

Сказка

Сказ

Вымысел

Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла

Сказочные герои и события

Главная тема- жизнь и быт рабочих Урала

Сказочные предметы

Главные герои – рабочие, мастера, добытчики

 

Есть волшебные предметы

 

Есть сказочные герои и события

 

Рассказчик

Отличие сказа от сказки

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

Отличительные черты сказа:

Герои – люди обыкновенные.

Фольклорная первооснова.

Присутствие рассказчика – человека из народа.

Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

Отличительные черты сказки:

Волшебные герои - добрые или злые.

Нет рассказчика.

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.

Не имеют реальной основы.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

III. Итог

Подведение итогов.

- А теперь давайте вернёмся к главному герою сказа – Серебряное копытце.

- Как вы думаете почему Кокованя хотел увидеть волшебного оленя?

( Потому что старый охотник мечтал встретиться с настоящим чудом). - Какие качества людей привлекают автора?

- Кому открываться сокровища земли?

О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.




IV. Домашнее задание.

1.Чтение по ролям первой и второй части.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!