муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21 имени А.М. Достоевского» г. Ярославля
ПРОЕКТ
на тему « Пчёлы и волшебные свойства мёда»
(биология)
ученика (цы) 9б класса
Сальцевой Ксении Михайловны.
Руководитель проекта: Василина Васильевна Коптяева
Предмет: Биология
г. Ярославль
2022
Содержание:
2. Содержание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
3. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
4. Кто такие пчелы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
4.1. История возникновения медоносной пчелы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
4.2. Анатомия медоносной пчелы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
4.3. Пчелиная семья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
4.4. Мед — как один из продуктов пчелы медоносной . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
4.5. Ячейки Бенара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
4.6. Как определить правильный мед при покупке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
4.7. Удивительные факты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
5. Опыт: Генетическая память меда, мифы и реальность . . . . . . . . . . . . . . . 11
6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
7. Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
8. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
9. Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
10. Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
11. Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
12. Приложение 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
13. Приложение 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
14. Приложение 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Введение
Пчёлы — интереснейшие творения природы. Они не только жалят, но и играют важную роль в повседневной жизни человека. Опыляя растения, они повышают урожайность продовольственных культур и этим важны для экологии и экономики государств.
Мед— является великолепным стимулятором при физической и умственной усталости, при переутомлении. Его полезно употреблять как продукт питания и с лечебной целью при многих заболеваниях.
Актуальность проекта
Пчелы производят такие продукты как воск, прополис, а так же мед. Мёд является одним из наиболее часто фальсифицируемых пищевых продуктов, поскольку цены на него в 5-10 раз выше, чем на сахар и другие подсластители. Печальная новость заключается в том, что численность пчёл во всём мире сокращается. Поэтому сохранение и размножение крылатых тружениц — это чрезвычайно важный процесс для человека и природы.
Цель
Изучить жизнь пчел, состав и особенности мёда, его свойства, сорта.
Задачи проекта
Рассказать почему пчелы так важны для человека.
Объяснить свойства меда и как отличить натуральный мед от фальсифицируемого.
научиться различать настоящий мёд от подделки, провести опыт с проверкой качества меда.
Гипотеза:
Возможно ли что мед купленный в магазине может быть не натуральным?
4. Кто такие пчёлы?
Пчёлы - надсемейство летающих насекомых отряда перепончатокрылых, родственное осам и муравьям.
4.1. История возникновения медоносной пчелы.
Пчелы живут на земле миллионы лет, то есть появились задолго до человека. Еще не зная животноводства и земледелия, занимаясь только собирательством, человек, несомненно, знал вкус меда и всегда стремился его добыть. Сначала это был просто разгром пчелиных гнезд, потом человек стал брать половину богатства пчелиного дома, понимая, что после зимовки, летом, он может снова вернуться к гнезду и снова взять половину запасенного меда. Потом человек стал готовить в деревьях дупла, и пчелы охотно в них поселялись. Теперь уже "свою половину" человек брал по праву "квартиросдатчика". Так появились "бортные урожаи". При общении с пчелами человек пришел к мысьбли; а не попробовать ли вырубить пчелиную борть из ствола дерева и перенести к дому? Так появились пасеки, сострившие из древесных колод. Пчелы мирились с близостью человека и теперь уже "узаконенным" дележом меда. Но называть их животными домашними - большая натяжка. Покинув пасеку, пчелиный рой, как и миллионы лет назад, проживает без человеческой опеки. Пчелу правильнее называть прирученным насекомым.
4.2. Анатомия медоносной пчелы.
Тело рабочей пчелы, матки и трутня слагается из трех отделов - головы, груди, брюшка.
Первая из этих частей – голова, на которой у пчелы имеется трубчатый язычок, иначе говоря – хоботок: им пчела может высасывать нектар, скрытый на самом дне глубокой цветочной чашечки. В передней части головы расположены три маленьких глаза, а две более крупные находятся по бокам. В каждом из этих двух сложных глаз насчитывается более 6000 хрусталиков-фасеток, благодаря которым пчела может видеть не только то, что находится перед ней, но и то, что творится по бокам и даже сзади.
Внутри пчелиного гнезда царит полная темнота, так что пчела ориентируется там с помощью двух усиков-антенн, расположенных в передней части головы.
Вторая часть тела пчелы –грудь от этой части тела отходят шесть ножек. Задняя пара ножек отличается от двух передних – на ней имеются поросшие длинными волосками широкие плоские сегменты, которые называются «корзинами»; они предназначены специально для переноски пыльцы.
Третьей и самой крупной частью тела пчелы является брюшко. В брюшке самки-пчелы расположены железы, выделяющие воск, а также единственное орудие защиты — жало. В длинной трубке, расположенной под его наконечником, находится яд. Будьте осторожны и сохраняйте спокойствие, услышав пчелиное жужжание. Если на пчелу не обращать внимания, она скорее всего не обратит внимания на вас и спокойно полетит по своим делам — искать нектар.
Жалить могут только пчелы-самки, поскольку данный орган, называемый яйцекладом, когда-то использовался для откладывания яиц.
4.3. Пчелиная семья.
Внутри любого пчелиного гнезда постоянно кипит бурная деятельность — рабочие пчелы выполняют свои жизненно важные обязанности.
Главная в пчелином семействе одна пчела-матка. Матка почти вдвое больше любой другой пчелы в улье. Только она откладывает яйца, из них образуются личинки, а из личинок появляются пчёлы. Поэтому пчёлы заботятся о ней. На сотах, среди других пчёл, её хорошо видно, так как она больше обыкновенной пчелы, у неё длинные крылья и ровное тело. Хоботка у неё почти не видно, но он ей и не нужен. Она не собирает мёд, матку кормят рабочие пчёлы.
Обязанности рабочих пчёл в рое строго распределены. Несколько самцов (трутней) оплодотворяют матку. Пчела-матка (царица) откладывает яички. Молодые рабочие прибирают в улье и следят за его проветриванием. Повзрослев, эти же пчёлы обеспечивают пищу матке и личинкам. Становясь несколько старше, эти пчелы получают новую задачу — охранять вход в гнездо. Став ещё старше, рабочие пчёлы занимаются хранением меда. И, наконец, самые старшие становятся пчёлами-сборщицами.
В одной пчелиной колонии может насчитываться до 60 000 рабочих пчел. В конечном итоге они становятся добытчиками, обязанными разыскивать цветы и собирать с них нектар и пыльцу. Набрав максимальное количество, которое только возможно унести, они возвращаются домой, где освобождаются от груза, а потом снова летят на поиски цветов; так повторяется много раз за день, от восхода до наступления темноты.
После заката рабочие пчелы отправляются отдыхать, а с рассветом они вновь просыпаются, готовые к новому трудовому дню.
Самцы медоносных пчел крупнее рабочих, но их в колонии намного меньше; они называются трутнями и никакой работы не выполняют. Единственная их задача — спариваться с маткой, чтобы та могла отложить яйца. Сразу после спаривания самцы обычно умирают.
Но срок жизни недолог даже и у рабочих пчел — например, медоносная пчела в среднем живет всего шесть или семь недель. Однако вся эта короткая жизнь посвящена неустанному труду. Обычно колония медоносных пчел живет семь лет, хотя иногда в течение этого срока новая матка может заменить старую.
4.4. Мед — как один из продуктов пчелы медоностной.
Мёд пчелиный — продукт, представляющий собой частично переваренный в зобе медоносной пчелы нектар. Мёд содержит 13—22 % воды, 75—80 % углеводов (глюкоза, фруктоза, сахароза), витамины В1, В2, В6, Е, К, С, провитамин А-каротин, фолиевую кислоту.
Вырабатывая мёд из нектара, пчелы испаряют воду, перемешивают в сотах и обрабатывают ферментами. Вследствие этого изменяется химический состав продукта. Основная масса воды испаряется из нектара в первый же день.
Зрелый мёд пчёлы запечатывают в ячейках восковыми крышечками. По этому признаку определяют его зрелость и сроки откачки. Незапечатанный мёд имеет повышенную водность и содержит много нерасщеплённой сахарозы, что ухудшает его качество. Незрелый мёд нельзя долго хранить.
Мёд — продукт, имеющий широкое ритуальное применение, символ бессмертия, плодородия, здоровья, благополучия, красоты, счастья, «сладости» жизни; его называют пищей богов и эликсиром жизни.
Фальсифицированный мед - подделанный мед, он очень похож на натуральный, но не обладает ценными свойствами. За прошедшее столетие приемы фальсификации совершенствовались. Наиболее частыми примесями, прибавляемыми к мёду с целью фальсификации, являются: сахарная и крахмальная патоки и крахмальный сахар; затем, мука, трагант или клей и, наконец, минеральные вещества: гипс, глина, мел и некоторые другие.
Органолептические и физико-химические свойства меда
Виды мёда по консистенции.
По консистенции центробежный мёд может быть жидким или закристаллизовавшимся.
Жидкий мёд. Слишком жидкий мёд может свидетельствовать о недостаточной выдержке его в сотах, его называют «незрелым».
Закристаллизовавшийся мёд — образуется естественным путём из жидкого мёда. Засахарившийся мёд так же полезен, как и свежий. Полное засахаривание хорошего зрелого мёда происходит через 3-4 недели после медосбора6. С учетом, что последние медовые взятки берутся в сентябре, к 20 октября весь доброкачественный мёд должен быть только засахаренным (за исключением двух редких сортов - акациевого и верескового).
4.5. Ячейки Бенара.
О том, что такое ячейки Бенара, хорошо знают представители двух профессий: физики и пчеловоды. Последние, зная о «ячейках» делают всё возможное, чтоб их клиенты как можно дольше находились в неведении, ибо от этого зависит качество продаж. Мечта большинства пасечников - чтоб среди покупателей не оказался физик, который в два счёта сумеет разоблачить трюк с мёдом и холодной водой, якобы доказывающий о генетической памяти мёда.
С физической точки зрения:
То, что на холодной воде мёд может «рисовать свой дом», воспользовавшись генетической памятью, не выдерживает никакой критики со стороны учёного сообщества, да и здравого смысла вообще. Ещё в далёком 1900 году французский учёный физик Генри Клод Бенар подробно описал процесс остывания веществ, в результате которого образуются правильные шестигранники. Объясняется это просто: при нагревании любого жидкого или вязкого вещества его нагретые слои поднимаются вверх, а более холодные - вниз, в результате чего на дне обнаруживается орнамент правильной формы. (Пузыри на кипящей поверхности - доказательство тому.)
4.6. Как определить правильный мед при покупке?
Цвет. Первое, чем человек интересуется, глядя на прилавок, – это цвет меда. Конечно, в зависимости от сортов оттенки могут отличаться. Однако есть общее правило. Если мед свежий, то в нем не будет осадка. Если продукт мутный, это означает, что в составе есть некоторые примеси. Если вы заметили несколько темных пятен, значит, мед нагревали, возможно, даже не один раз.
Консистенция натурального меда должна быть немного вязкой. Если вы покрутили в руках банку и заметили, что продукт слишком быстро переливается, то это означает, что он либо разбавленный, либо топленый. Вес и вкус. Известно, что банка с одним литром меда весит примерно 1,5 килограмма. Если вы обратили внимание, что она гораздо легче, значит, продукт был разбавлен водой. Теперь что касается вкуса. Мед сам по себе сладкий, но некоторые продавцы добавляют в него дополнительно сахар. Попробуйте на кончик языка продукт. Если он приторный, значит, продавец подсластил его.
4.7. Удивительные факты.
Когда пчелиная семья лишится матки, многие тысячи возбужденных пчел, встревоженные, бегают по улью, «гудят» и, обеспокоенные, кружатся над ним. Хорошо, если есть в сотах личинки трех-четырехдневного возраста, еще не попробовавшие грубой пищи — меда и перги. Тогда рабочие пчелы начинают выводить из этих личинок матку, кормят их молочком. Через 16 дней молодая матка выползает из ячейки.
Молодые, трех-четырехдневные пчелы-кормилицы за шесть дней своей ответственной работы кормят каждую личинку около 8 тысяч раз!
У матки, как и у рабочих пчел, есть жало (оно же и яйцеклад). Но человека она никогда не жалит, даже и попыток таких не делает. Зато, если встретит в гнезде вторую матку, яростно нападает на нее и пускает в ход свое ядовитое оружие.
Матки и трутни любят поспать, но обычно не в ячейках как пчелы, а просто на сотах.
За лето пчелиная семья выделяет 3 килограмма воска (и больше) и собирает до 40 килограммов пыльцы и до 200 килограммов меда!
5. Опыт: Генетическая память меда, мифы и реальность.
Уже давно не является секретом тот неоспоримый факт, что некоторые продукты обладают памятью. Сразу вспоминаются опыты над водой, которые доказали, что она действительно может «запоминать». Но есть ли у мёда генетическая память, или это хороший маркетинговый ход?
Для проведения опыта мне понадобилось: банка меда, блюдце, чайная ложка и кружка с водой комнатной температуры.
В блюдце, лежащие на столе, чайной ложкой я капнула мед из банки. Полила его небольшим количеством воды и взяв в руки блюдце, круговыми движениями “потрясла” его. Мед показал размытый рисунок похожий на соты, то-есть его родной дом. Если бы этого не произошло, то мед был бы фальсифицированный и являлся бы подделкой: химической смесью или вареньем из цветов. Такой мед не обладает полезными свойствами.
Генетическая память - Обычно это название употребляется по отношению к человеку, однако чаще продавцы произносят его относительно меда. Они утверждают, что генетическая память меда — признак натуральности продукта.
Учеными доказано, что в РНК и ДНК содержится генетическая память. Поскольку в меде нет ни того, ни другого, биологическая память меда отсутствует. Но, невзирая на обоснованность доводов, множество людей верит, что она существует.
Заключение
Пчела - символ трудолюбия и коллективизма, польза в сельском хозяйстве от пчёл огромна, поскольку они являются одними из самых активных опылителей цветковых растений. С цветов и листьев разных растений пчёлы собирают корм и вырабатывают в своём организме ценные продукты: мёд, воск, прополис, маточное молочко. С тех пор как пчела стала спутницей человека, она неизменно привлекает его внимание. Это чудесное насекомое изучали и изучают натуралисты, философы, биологи, химики, врачи, поэты. Того, кто хоть немного проник в тайны поведения пчёл, не может не восхищать целесообразность и мудрость организации их жизни.
Пчёлы обладают удивительной способностью, над которой учёные до сих пор ломают головы. В некоторых исключительных случаях они могут удлинять собственную жизнь в 5 – 6 раз, если это требуется для сохранения всей семьи.
У пчёл один из самых маленьких размеров мозга в мире. И в то же время они настолько умны и организованны. О пчёлах можно рассказывать без конца. Люди, которые всю жизнь занимаются пчёлами, никогда не перестают им удивляться. Многие загадки, связанные с жизнью пчёл, человеку ещё предстоит разгадать, что поможет ему осознать необходимость бережного отношения к природе. Маленькое трудолюбивое насекомое на своих крыльях приносит людям здоровье
Работая над проектом, я узнала большое количество полезной информации. Теперь я точно знаю, что мёд – очень полезный продукт и всем рекомендую употреблять его. Но не забывайте – все должно быть в меру! Чтобы этот ценнейший продукт действительно приносил пользу, нужно уметь правильно выбирать его, научиться отличать качественный продукт от подделки и правильно его хранить.
Вывод
В процессе исследования, проведенного в этой работе, мне удалось узнать много нового, интересного о пчёлах, их жизни и пользе для человека. Это оказалось интересным и увлекательным. Невозможно переоценить пользу, которую приносят пчелы опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы.
Кроме ароматного и душистого мёда мы используем пчелиный прополис, воск, даже яд пчелиный и тот приносит пользу людям. Но мед все же является наиболее полезным и вкусным продуктом их производства.
Мои гипотезы подтвердились: Мед купленный в магазине, а не у проверенного поставщика может быть дешевой подделкой. Настоящий мед обладает лечебными свойствами, так как в нем содержится большое количество разных витаминов.
8. Литература
Миньков С. Г., Плотников И. С. Справочник пчеловода. — 3-е дополн. и перераб. — Алма-Ата: Кайнар
В. М. Николаевский «Справочник по пчеловодству».
Крылов В.Н., Пчелиный яд. – научно-справочное издание, 2010.
В. Орлов «Самоучитель пчеловода».
В. Смирнов «Энциклопедия пчеловода»
Лукьянов Н.Л. «Мёд» (стр.31)
Виноградов В. П., Нуждин А. С., Розов С. А. Основы пчеловодства. — Колос, 1966.
https://dompchel.ru/med/geneticheskaya-pamyat
Source: https://fermer.blog/bok/pchelovodstvo/pchely/9299-znachenie-pchjol-v-prirode.html
https://zen.yandex.ru/media/sovetka/geneticheskaia-pamiat-meda-mif-ili-realnost-5c67b578489d3e00aef1febf
https://pochemu4ka.ru/load/detskie_issledovatelskie_proekty/estestvoznanie/nauchno_issledovatelskij_proekt_opredelenie_kachestva_mjoda_v_domashnikh_uslovijakh/483-1-0-11926
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
.
Приложение 5.
Приложение 6.