МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЕДАГОГИКА НОВАТОРСТВА XXI ВЕКА
МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ЗАОЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ
НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 10-15 ОКТЯБРЯ 2011 ГОДА
Приоритетные направления в преподавании музыки.
Волкова Евгения Игоревна,
учитель музыки МКОУ ООШ №22,
г. Канск, Красноярский край.
Конечной целью современного образования является подготовка широко образованного, эрудированного, интеллигентного и профессионально компетентного гражданина нашего Отечества, обладающего активной жизненной позицией, творческим потенциалом, высокой духовной и эстетической культурой. И в этом свете особенно важным видится повышение эстетической культуры общества, неотъемлемым компонентом которой является музыкальная культура каждого его гражданина.
Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности учащихся позволяет деятельностное освоение музыкального искусства - приобретение опыта творческой деятельности, успешность школьника в различных видах музыкальной деятельности.
Приоритетами для учебного предмета музыки являются:
1.Эмоционально-ценностная деятельность — личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя;
2.Познавательная деятельность — наблюдение, выявление интонационно-жанровой основы изучаемых музыкальных произведений, их стилевых особенностей; моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки; поиск и выделение значимых связей и отношений между частями музыкального целого; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям; поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение учебно-творческих задач;
3.Информационно-коммуникативная деятельность — адекватное восприятие и переживание эмоционально-смыслового содержания музыки; освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре; воплощение своего личностно-ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, полилоге (овладение интонационной выразительностью речи); использование различных источников информации;
4.Рефлексивная деятельность – оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной музыкально-творческой деятельности; осознанное определение сферы своих музыкальных интересов и возможностей.
Освоение содержания образования по предмету «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.
В процессе музыкальных занятий учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
При организации учебно-воспитательного процесса целесообразно использовать современные информационные и компьютерные технологии, цифровые образовательные ресурсы, аудио- и видеоматериалы.
Применение информационных технологий позволяет:
- По-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники.
- Обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень.
- Увеличить интенсивность урока, его насыщенность.
- Изменить отношения между учеником и учителем в сторону партнерских, а ученика из объекта педагогического воздействия превратить в субъекта учебной деятельности.
- Помогать активизации творческого потенциала ребенка.
- Формировать эмоционально положительное отношение к предмету.
- Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре, повышению мотивации ученика.
- Формировать духовный мир ребенка.
Важным направлением музыкального воспитания является формирование нравственных, эстетических и художественных качеств личности, необходимых юному гражданину, патриоту России. Гражданственно-патриотическое воспитание на уроке осуществляю через знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами, при формировании позитивного, заинтересованного отношения к познанию музыкальных культур других стран.
Воспитательному воздействию на личность школьника способствуют: приобретение учащимися компетентности слушателя и исполнителя; развитие умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве, способности различать позитивные и негативные явления и влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием, а также интеграция полученных знаний в собственной музыкально-творческой деятельности, умение организовать свой культурный досуг.
Сохранение физического, психического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. Мною используются следующие механизмы реализации деятельности в области здоровьесбережения:
- исключение учебной перегрузки учащихся;
- включение в учебно-воспитательный процесс физ. минуток, упражнений для глаз;
- учёт динамики работоспособности;
- смена видов деятельности на уроке;
- осуществление работы по охране голоса школьников, укреплению голосового аппарата;
- использование метода позитивной психологической поддержки ученика;
- создание на уроке ситуации успеха;
- осуществление дифференцированного подхода в обучении детей с разными возможностями;
- создание благоприятного психологического климата на уроке для каждого ученика.
Всё это в комплексе будет способствовать решению задач модернизации школы, повышения качества преподавания предмета «Музыка», достижения определенного уровня музыкальной подготовки учащихся, отвечающего современным социокультурным требованиям.