Семинар-практикум для педагогов
«Отношение «учитель-ученик»
Педагог-психолог Чекмак Т.В.
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Дата проведения: 21.02.2021
Тема: «Педагог и обучающийся: бесконфликтное общение».
Цель: создать условия для формирования у педагогов адекватного понимания делового этикета педагога; решение проблемы неэтичного отношения педагога к обучающимся.
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать теоретический и практический материал по деловому этикету педагога;
Познакомить педагогов с различными сторонами делового этикета.
Отработать практически примеры ситуаций неэтичного отношения педагогов к учащимся.
Развивающие:
Развивать чувство эмпатии к своим коллегам, умения прислушиваться к ним с помощью игр направленных на сплочение коллектива;
Стимулировать интерес к творчеству, инициативу, развитие аналитических способностей педагогов.
Воспитательные:
Расширить представления педагогов о современном этикете педагога;
Формировать у педагогов потребность осознавать свои сильные и слабые стороны и принимать это.
Виды деятельности: аналитическая, коммуникативная, познавательная, двигательная, продуктивная.
Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint, карточки к ситуациями, фломастеры, карандаши, листы А4, ватман, жетоны в трех цветах (желтый, красный, зеленый) с фамилиями участников, табличка с названием команды: «Педагогическая этика», «Моральные ценности», «Педагогический такт».
Формы работы:
Создание мотивационного поля (организационный момент):
«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется»,- эти слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и настроить нас на дружелюбную рабочую атмосферу.
Упражнение 1. «Ситуация успеха» на снятие психоэмоционального напряжения и сплочение педагогического коллектива (на фоне музыки «Давайте говорить друг другу комплименты»):
- Для начала я хочу предложить вам участие в одном упражнении. Мы не так часто слышим добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности, а ведь без тёплого слова и летом холодно. Я думаю, что сейчас вы сидите рядом с тем человеком, который вам знаком не только как педагог, профессионал своего дела, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку соседа и сказать ему эти слова.
Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего в каждой группе.
А сейчас ответьте мысленно на вопросы:
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
- Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?
2. Вступительное слово педагога-психолога
Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами Вольтера:
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром».
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.
И вот сегодняшняя наша встреча посвящена деловой этике педагога.
Вопрос о поведении учителя обсуждается в среде и родителей, и учеников, и профессионального педагогического сообщества.
Как должен вести себя учитель при взаимодействии с детьми? Что может считаться нарушением профессиональной этики поведения учителя в школе? Какое обращение с детьми на уроке недопустимо?
Такие вопросы родитель задает себе, когда сталкивается с нарушением этических норм со стороны педагога в отношении ребенка. Когда папы и мамы отдают ребенка в школу, редко кто задумывается о том, что школа может стать для ребенка фактором риска.
Каждому родителю хочется, чтобы ребенок попал в класс к учителю, который научит не только писать и считать, но и будет прививать ребенку правильные общепринятые нормы общения и поведения. Для ребенка учитель, особенно первый — это образец поведения, пример для подражания. От того насколько поведение учителя соответствует этике, профессиональной культуре будет зависеть отношение ребенка к школе, к окружающему его обществу. Даже внешний вид педагога не останется незамеченным для детей.
На сегодняшний день единого ответа на вопрос о «правильном» поведении учителя не существует. У каждого педагога свой индивидуальный стиль общения с ребенком, с родителями, своя особенная манера преподавания, но основополагающим в работе педагога должны быть профессиональная культура взаимодействия, педагогическая этика. Неоспоримым является тот факт, что успешность обучения по предмету у учащихся нередко зависит от личности учителя и манеры его общения с классом. Некоторых учителей настолько боятся дети, что с трудом могут сосредоточиться на восприятии предмета. Других учителей дети просто обожают и готовы показать на занятиях все свои возможные умения и навыки. Личность учителя, его культура поведения серьезно влияет на то, как ребенок будет воспринимать школьный мир. Взрослые понимают, что педагог учит не только русскому языку, математике, но и закладывает понимание того, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого, имеет ли человек право на собственное мнение. Педагог учит этому в ходе образовательного процесса, демонстрируя детям образцы того или иного поведения.
На семинаре будут затронуты теоретические вопросы педагогического общения, а также предложены вам практические задания.
Теоретическая часть:
- Активный метод работы
- У нас созданы три команды - «Педагогическая этика», «Моральные ценности», «Педагогический такт». Названия команд – это понятия, связанные с темой нашего семинара-практикума.
Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика». Слово это образовано от древнегреческого einos - «нрав, обычай, хороший образ мысли».
Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога.
Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
«Такт» в переводе с греческого - «легкое прикосновение».
«Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Говоря словами Г. Гуцкова «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца».
Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания. Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.
Постоянное общение педагога требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.
Прошу вас дать несколько определений сущности понятия педагогического такта:
1 команда:
· Быть приветливым - это значит…
· Быть внимательным - это …
· Быть предупредительным - это значит…
2 команда:
· Быть бескорыстным - это…
· Быть вежливым - это значит…
· Быть тактичным - это…
3 команда:
· Быть справедливым - это…
· Быть доброжелательным - это значит…
· Быть требовательным - это…
Какие же параметры включает в себя «Деловая этика педагога?»
Слушаем ответы группы.
Составные делового этикета педагога:
Внутреннее содержание педагога;
Культура речи педагогов при общении;
Умение общаться с родителями воспитанников;
Внешний вид педагога.
(показываем на стенде)
Практическая часть:
- В практической части мы с вами проработаем все составные педагогического этикета.
1 составная ПЭ - внутреннее содержание педагога
Упражнение 2. «Свет мой зеркальце! Скажи».
Ход: «Вспомните, пожалуйста, сказку А.С Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Сначала я предлагаю поупражняться в мимических движениях, поднять брови, опустить, нахмурить брови. Сдвинуть, надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться. Представьте свой мимический образ партнеру.
Хорошо, продолжаем. В сказке есть слова, которые произносит царица, сидя перед зеркальцем, помните: «Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…». Мы сегодня попросим зеркальце рассказать, какие мы. Роль зеркальца и царицы вы распределите в парах. «Зеркальце» внимательно посмотрит «на царицу», подумает, как и что о нем можно рассказать. Только для зеркальца не внешность, а более качественная характеристика важна, оценка жизненных проявлений, ситуаций, поступков, умений общаться с учениками. По сигналу «начали», первая пара по порядку, начинает игру, царица спрашивает, зеркальце отвечает. Внимание, начали!»
После упражнения ведущий задает вопросы. Что вызвало затруднение? Легко ли охарактеризовать человека? Как чувствовал себя партнер, согласен с мнением о нем?
2 составная ПЭ - культура речи педагогов при общении.
Упражнение 2. «Выразительная речь»
- Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.
1-й команда:
Произнесите фразу « Иди сюда»
1) громко,
3) радостно.
2) возмущенно,
2-й команда:
Скажите « Молодец»
1) тихо,
3) удивленно,
4) радостно.
3-й команда:
Скажите «Принеси дневник»
1) громко, ласково,
2) угрожающе,
4) таинственно.
ВЫВОД: учитель говорит, ученик слышит и чувствует… Давайте поработаем вместе.
По одному представителю от команды.
Работа с таблицей (запись по ходу обсуждения на ватмане)
- Проведем игру «Пазлы». Приглашаю по одному представителю от команды. Перед вами набор слов, словосочетаний, предложений по теме. У 1 команды – что говорит учитель, 2 команда – что слышит ученик, 3 команда – что чувствует ученик. Нам необходимо сложить соответствие.
Что говорит учитель? | Что слышит ученик? | Что чувствует ученик? |
Ты хороший | Я хороший | Принятие |
Я вижу тебя | Я что-то значу | Внимание |
Спасибо тебе за… | Мои усилия замечены | Уважение |
Я знаю о тебе что-то замечательное | Я — состоятелен | Одобрение |
Ты мне нравишься | Кто-то заботится обо мне | Теплые чувства |
3 составная ПЭ - Умение общаться с родителями воспитанников
Упражнение 3. «Наша позиция»
- Учебники по педагогике призывают учителей любить каждого ученика, но на практике все не так радужно.
Вы слышали и знаете о буллинге - травле в детском коллективе. Но такая проблема, как травля со стороны педагога не менее актуальна.
Стоит отметить, что очень часто случаи, когда педагог унижает ученика замалчиваются, на них закрываются глаза родителей и находится масса причин ничего не делать.
Как учителя унижают учеников?
Арсенал у педагогов достаточно широк. Приведем несколько жалоб школьников.
Учительница русского языка постоянно обзывает учеников:
• дебилы,
• придурки,
• имбицилы,
• идиоты
• дураки.
Две ученицы предприняли попытку решить проблему без скандала, при этом они рассчитывали, что администрация школы их поддержит. Однако все обернулось против девочек, и никаких мер по устранению проблемы принято не было. Родители этих учениц написали отказ от посещения уроков педагога, который позволяет себе оскорблять учеников. Итогом стал скандал. Администрация школы обозвала девочек лгуньями и заявила о том, что в том, что педагог их унижает, виноваты они сами.
Учитель истории и обществознания при всем классе обсуждает размеры ученика, который страдает ожирением.
Просьбы ребенка прекратить это безобразие игнорируются.
Двух сестер школьные учителя затравили за то, что они занимались в модельной школе
Любые пропуски, пробелы и т.д. воспринимались в штыки. Девочек оскорбляли и унижали, поощряли буллинг со стороны учеников.
Учительница не отпускала на уроке в туалет ребенка с энурезом, требуя перед всем классом надеть ему памперс.
Таких ситуаций сотни тысяч. Даже элитные школы не застрахованы от таких случаев.
- Предлагаю вам в своих группах рассмотреть ситуации и выработать поведение учителя.
Ситуация №1.
Марина - ученица восьмого класса, девочка средних способностей, очень самоуверенная, в классе держится особняком, в общественной жизни не участвует. Дома рассказывает матери обо всем, что происходит в школе, искажая факты или просто придумывая их. По ее рассказам, многие ребята в классе курят, ругаются, мальчики хулиганят, девочки ведут себя вызывающе. Учителя несправедливы, завышают отметки своим любимчикам, а другим, в том числе и ей, занижают.
Мама приходит в школу с обвинениями в адрес учителей и администрации. Никакие уговоры и убеждения, что Марина видит жизнь класса в кривом зеркале, не успокаивают маму. Она требует справедливого отношения к ее дочери, наведения порядка в классе. Вмешательство директора ни к чему не приводит. Конфликт то разгорается, то угасает в зависимости от того, что Марина рассказывает маме. Длится это три года. Мама по-прежнему борется за справедливость, Марина дезинформирует мать. Ребята все больше отчуждаются от Марины.
Как видно, конфликт не получил разрешения и, по-видимому, кончится только с уходом Марины из школы.
Ситуация конфликтна, потому что мама Марины стремится уличить классного руководителя в профессиональных ошибках, а учитель настаивает на правильности своих действий. То, что предпринимает учитель, не приводит к разрешению конфликта, а, наоборот, поддерживает его.
Конфликт неконструктивен. Он держит в напряжении учителя и администрацию школы, к которой время от времени обращается мать Марины. Внутренний конфликт матери не снимается: она по-прежнему раздражена на учителя и одноклассников дочери. Марина в этой ситуации проигрывает больше всех, поскольку класс отворачивается от нее.
Цель, которая могла бы сплотить учителя и мать Марины, - благополучие девочки в общении с одноклассниками, участие ее в общих делах. Это было бы реально, если бы Марина стала доброжелательна к ребятам, захотела установить контакт с ними.
Вопрос:
Как следовало бы вести себя учителю, чтобы погасить конфликт?
Рекомендации:
Прежде всего пытаться установить отношения сотрудничества, показать свою готовность помочь девочке. Следовало бы работать и с классом, расположить ребят к Марине. Особое внимание надо было уделить Марине. По существу, конфликт матери со школой спровоцирован ею (разумеется, бессознательно) и отражает собственный внутренний конфликт девочки. Мать взрастила этот конфликт, внушая дочери чрезмерные притязания и недоверие к людям. При этом у Марины нет средств реализовать свои притязания, нравиться окружающим, как ей того бы хотелось. Обличительными рассказами Марина вымещает свой эмоциональный дискомфорт.
Ситуация №2.
Учитель поставил семикласснице Оле тройку по физике за четверть. Два месяца назад девочка пришла из другой школы, где у нее по физике были отличные отметки. Ученица сказала, что не удовлетворена оценкой. Дома Оля пожаловалась, что учитель несправедлив к ней. Мать позвонила учителю по телефону и выразила ему свое недовольство. На уроке он иронически отозвался о том, как Оля и ее мать воспринимают Олины отметки по физике. В знак протеста Оля самовольно вышла из класса.
Учитель обратился к директору с жалобой на Олю и ее мать. Директор предложил ему пригласить мать на урок, спросить девочку при матери и другом учителе. Матери Оли обещали, что при ней комиссия проверит Олины знания, а учитель согласится с решением комиссии. И мать Оли, и учитель приняли предложения директора, который обещал присутствовать на уроке.
В доброжелательной обстановке Олю спрашивал другой учитель. Знания девочки были оценены как посредственные, и матери пришлось удовлетвориться решением комиссии. Учитель предложил Оле программу индивидуальных занятий. Он рассказал об этом ребятам и обещал разработать аналогичные программы для всех желающих.
Конфликт учителя и матери Оли открытый, острый. Мать не соглашается с тем, как учитель оценивает знания ее дочери, а учителя задевает недоверие к его объективности. Мать Оли начинает конфликтные действия телефонным звонком и высказыванием претензий. В ответ учитель привлекает к участию в столкновении класс и директора школы.
Ситуация разрешилась благодаря разумному поведению директора. Он нашел правильный подход и к учителю, и к матери ученицы. Каждый из них принял условия директора, поскольку увидел возможность преодоления конфронтации и поиска путей к сотрудничеству. Привлечение другого учителя оказалось эффективным, поскольку подтвердило объективность Олиных оценок.
Конфликт разрешился конструктивно. Ситуация была исчерпана снятием противоречий между ее участниками. Очень важно, что учитель сам предложил Оле свою помощь, сделал это при ребятах, тем самым признав, что был неправ, когда втянул класс в столкновение с Олей и ее матерью.
Вопрос:
Это укрепило авторитет учителя? Какую ошибку совершил учитель, решая конфликтную ситуацию?
Рекомендации:
Развитие столкновения можно было бы предотвратить, если бы учитель после звонка матери Оли не иронизировал над девочкой и ее матерью перед всем классом, не стремился бы доказать, что он объективен, а сразу предложил Оле свою помощь.
Ситуация № 3.
Учительница вызвала в школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской во время перемены.
Учитель. Вы совершенно перестали следить за сыном!
Мать. То есть, как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым.
Учитель (раздраженно). Так что же выходит: я вам лгу и от нечего делать вызвала вас в школу?!
Мать. А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.
Учитель. Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки ...
Мать. Вы знаете, К. М., дома он мне не дерзит.
Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведёт себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.
Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц нет постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашёл, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок.
Учитель. А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!
Мать. А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.
Учитель. В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается).
Мать уходит.
Учитель. Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!
Вопрос:
Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия педагогов?
Рекомендации:
Разговор учителя с мамой ученика не перешел бы в конфликт, если бы он состоялся не публично. Конфликт не разрешился. В данной ситуации каждый участник стоял на своей позиции. Привлечение третьей стороны (в лице представителей администрации) способствовало бы снятию противоречий между участниками разговора. Учитель не проявил педагогический такт, показал безразличие в отношениях с родителями и учениками.
ВЫВОД:
Для того чтобы педагогические ситуации возникали как можно реже, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:
• Не нужно за всеми отрицательными поступкам видеть только отрицательные мотивы. Здесь важна "педагогическая зоркость" - внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии с учениками и коллегами, и вдумчивый анализ случившегося. Видеть только плохое - усугублять конфликтность ситуации.
• Тщательно готовьтесь к предстоящему уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
• Ученики лучше выполняют опосредованные распоряжения педагога. Смысл опосредованного воздействия в том, что через пробуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека, от него можно добиться большего.
• Помните! Кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их достоинство, публично унижать, наказывать, используя негуманные способы — на все это права учитель не имеет.
• У школьников, которые стали жертвой учительского буллинга, может проявляться повышенная агрессия, часто занижена самооценка и гипертрофированное чувство вины. В подростковом возрасте такое травмирование психики может довести ребенка до суицида.
• Образование — это сложный процесс, в котором участвуют множество сторон, и хороший результат возможен лишь при слаженной работе всех заинтересованных лиц. Всем участникам образовательного процесса необходимо уделять много внимания оттачиванию механизмов коммуникации, профилактике конфликтов, своевременному их разрешению.
4 составная ПЭ – внешний вид педагога
- Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие. Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.
Просмотр видеоролика «Нарезка из советских фильмов об учителях»
Итоги семинара – практикума:
Педагог-психолог: Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара- практикума достигнута. Соблюдение этических принципов – это нить, которая создаёт невидимую основу взаимодействия педагога с детьми и родителями, педагогического коллектива в целом.
- Вы все должны знать отношение ученика к учителю с точки зрения психологии. Педагог для школьника – это…
Класс | Отношение ученика к учителю |
3-4 класс | «Слово учителя для меня закон», «Я полностью доверяю учителю» и «Я вполне доволен учителем». Педагог выступает перед ребенком в беспрекословно авторитетной роли. |
5 класс | У детей уменьшается желание делиться с новыми учителями своими мыслями и снижается их личный авторитет. Думается, это происходит во многом из-за потери «интимности» и увеличения психологического расстояния в общении. Однако по-прежнему высоким остается желание быть похожим на учителя. |
6 класс | Еще сохраняется позитивное некритическое принятие требований взрослых, поэтому в целом отношение к учителям несколько выше по сравнению с пятиклассниками. |
7 класс | Происходит дальнейшее снижение личного авторитета учителей и общего доверия к ним, хотя способность педагогов точно предсказать их успехи в преподаваемых предметах оценивается довольно высоко. Но именно в этом возрасте и заканчивается период всеобщего одобрения педагогов. |
8 класс | Происходит второе серьезное снижение уровня отношения школьников к своим учителям. Стремительно падает личный авторитет учителя, снижается желание делиться с ним своими мыслями и становиться похожими на него. Учитель не рассматривается более как носитель непререкаемого авторитета, данного его социальным положением взрослого человека. Хотя по-прежнему продолжает оставаться достаточно важной оценка учителя. |
9 класс | Уровень отношения к учителям в целом несколько возрастает, однако так и не достигает уровня более младших классов. |
10 класс | Отмечают способность учителя дать разумный совет в преподаваемом предмете и более довольны учителями. Впервые происходит по-настоящему осмысленное разделение отношения к учителю как к человеку с его личностными особенностями и как к профессионалу, обладающему специальными умениями и навыками. |
11 класс | Отношение школьников становится наиболее дифференцированным и осознанным. Личная авторитетность учителей снижается до наименьшего за всю школьную жизнь уровня, выпускники более критично оценивают их способности обучать школьников. Особенно охладевает желание стать похожими на учителей. Видимо, причина такого охлаждения в том, что влачащий жалкое материальное существование учитель, при всем возможном богатстве его души, вызывает в молодых людях в лучшем случае сочувствие, а отнюдь не желание идти его путем. (Прибавим к этому, что именно в данный период в основном завершается начавшееся ранее «строительство самого себя», молодой человек активно «присваивает» расхожие в данный момент в среде его сверстников представления об устройстве мира и своем собственном месте в нем.) |
ВЫВОД | Стоит обратить внимание, что на протяжении всех школьных лет остаются стабильно высокими оценки школьниками справедливости учителей, удовлетворения их работой, способности дать разумный совет. Это своего рода нерастрачиваемый «золотой фонд» благожелательного отношения к своим наставникам. |
Упражнение 4. «Чему я научилась».
Цель: рефлексия
Задание: закончить неоконченные предложения
- Я научилась….
- Я узнала, что….
- Я была удивлена тем, что…..
- Мне понравилось,………
- Я была разочарована тем, что….
- Самым важным для меня было….
- Что буду использовать в своей работе …
Всем спасибо за активное участие!!!
Команда №1
«Педагогическая этика»
Команда №2
«Моральные ценности»
Команда №3
«Педагогический такт»
Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога.
Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания. Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.
Прошу вас дать несколько определений сущности понятия педагогического такта:
1 команда:
· Быть приветливым - это значит…
· Быть внимательным - это …
· Быть предупредительным - это значит…
Прошу вас дать несколько определений сущности понятия педагогического такта:
2 команда:
· Быть бескорыстным - это…
· Быть вежливым - это значит…
· Быть тактичным - это…
Прошу вас дать несколько определений сущности понятия педагогического такта:
3 команда:
· Быть справедливым - это…
· Быть доброжелательным - это значит…
· Быть требовательным - это…
Упражнение 2. «Выразительная речь»
- Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.
1-й команда:
Произнесите фразу « Иди сюда»
1) громко,
3) радостно.
2) возмущенно,
Упражнение 2. «Выразительная речь»
- Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.
2-й команда:
Скажите « Молодец»
1) тихо,
3) удивленно,
4) радостно.
Упражнение 2. «Выразительная речь»
- Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.
3-й команда:
Скажите «Принеси дневник»
1) громко, ласково,
2) угрожающе,
4) таинственно.
Ты хороший
Я вижу тебя
Спасибо тебе за…
Я знаю о тебе что-то замечательное
Ты мне нравишься
Я хороший
Я что-то значу
Мои усилия замечены
Я — состоятелен
Кто-то заботится обо мне
Принятие
Внимание
Уважение
Одобрение
Теплые чувства
Ситуация №1.
Марина - ученица восьмого класса, девочка средних способностей, очень самоуверенная, в классе держится особняком, в общественной жизни не участвует. Дома рассказывает матери обо всем, что происходит в школе, искажая факты или просто придумывая их. По ее рассказам, многие ребята в классе курят, ругаются, мальчики хулиганят, девочки ведут себя вызывающе. Учителя несправедливы, завышают отметки своим любимчикам, а другим, в том числе и ей, занижают.
Мама приходит в школу с обвинениями в адрес учителей и администрации. Никакие уговоры и убеждения, что Марина видит жизнь класса в кривом зеркале, не успокаивают маму. Она требует справедливого отношения к ее дочери, наведения порядка в классе. Вмешательство директора ни к чему не приводит. Конфликт то разгорается, то угасает в зависимости от того, что Марина рассказывает маме. Длится это три года. Мама по-прежнему борется за справедливость, Марина дезинформирует мать. Ребята все больше отчуждаются от Марины.
Как видно, конфликт не получил разрешения и, по-видимому, кончится только с уходом Марины из школы.
Ситуация конфликтна, потому что мама Марины стремится уличить классного руководителя в профессиональных ошибках, а учитель настаивает на правильности своих действий. То, что предпринимает учитель, не приводит к разрешению конфликта, а, наоборот, поддерживает его.
Конфликт неконструктивен. Он держит в напряжении учителя и администрацию школы, к которой время от времени обращается мать Марины. Внутренний конфликт матери не снимается: она по-прежнему раздражена на учителя и одноклассников дочери. Марина в этой ситуации проигрывает больше всех, поскольку класс отворачивается от нее.
Цель, которая могла бы сплотить учителя и мать Марины, - благополучие девочки в общении с одноклассниками, участие ее в общих делах. Это было бы реально, если бы Марина стала доброжелательна к ребятам, захотела установить контакт с ними.
Вопрос:
Как следовало бы вести себя учителю, чтобы погасить конфликт?
Ситуация №2.
Учитель поставил семикласснице Оле тройку по физике за четверть. Два месяца назад девочка пришла из другой школы, где у нее по физике были отличные отметки. Ученица сказала, что не удовлетворена оценкой. Дома Оля пожаловалась, что учитель несправедлив к ней. Мать позвонила учителю по телефону и выразила ему свое недовольство. На уроке он иронически отозвался о том, как Оля и ее мать воспринимают Олины отметки по физике. В знак протеста Оля самовольно вышла из класса.
Учитель обратился к директору с жалобой на Олю и ее мать. Директор предложил ему пригласить мать на урок, спросить девочку при матери и другом учителе. Матери Оли обещали, что при ней комиссия проверит Олины знания, а учитель согласится с решением комиссии. И мать Оли, и учитель приняли предложения директора, который обещал присутствовать на уроке.
В доброжелательной обстановке Олю спрашивал другой учитель. Знания девочки были оценены как посредственные, и матери пришлось удовлетвориться решением комиссии. Учитель предложил Оле программу индивидуальных занятий. Он рассказал об этом ребятам и обещал разработать аналогичные программы для всех желающих.
Конфликт учителя и матери Оли открытый, острый. Мать не соглашается с тем, как учитель оценивает знания ее дочери, а учителя задевает недоверие к его объективности. Мать Оли начинает конфликтные действия телефонным звонком и высказыванием претензий. В ответ учитель привлекает к участию в столкновении класс и директора школы.
Ситуация разрешилась благодаря разумному поведению директора. Он нашел правильный подход и к учителю, и к матери ученицы. Каждый из них принял условия директора, поскольку увидел возможность преодоления конфронтации и поиска путей к сотрудничеству. Привлечение другого учителя оказалось эффективным, поскольку подтвердило объективность Олиных оценок.
Конфликт разрешился конструктивно. Ситуация была исчерпана снятием противоречий между ее участниками. Очень важно, что учитель сам предложил Оле свою помощь, сделал это при ребятах, тем самым признав, что был неправ, когда втянул класс в столкновение с Олей и ее матерью.
Вопрос:
Это укрепило авторитет учителя? Какую ошибку совершил учитель, решая конфликтную ситуацию?
Ситуация № 3.
Учительница вызвала в школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской во время перемены.
Учитель. Вы совершенно перестали следить за сыном!
Мать. То есть, как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым.
Учитель (раздраженно). Так что же выходит: я вам лгу и от нечего делать вызвала вас в школу?!
Мать. А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.
Учитель. Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки ...
Мать. Вы знаете, К. М., дома он мне не дерзит.
Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведёт себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.
Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц нет постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашёл, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок.
Учитель. А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!
Мать. А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.
Учитель. В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается).
Мать уходит.
Учитель. Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!
Вопрос:
Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия педагогов?
Класс | Отношение ученика к учителю |
3-4 класс | «Слово учителя для меня закон», «Я полностью доверяю учителю» и «Я вполне доволен учителем». Педагог выступает перед ребенком в беспрекословно авторитетной роли. |
5 класс | У детей уменьшается желание делиться с новыми учителями своими мыслями и снижается их личный авторитет. Думается, это происходит во многом из-за потери «интимности» и увеличения психологического расстояния в общении. Однако по-прежнему высоким остается желание быть похожим на учителя. |
6 класс | Еще сохраняется позитивное некритическое принятие требований взрослых, поэтому в целом отношение к учителям несколько выше по сравнению с пятиклассниками. |
7 класс | Происходит дальнейшее снижение личного авторитета учителей и общего доверия к ним, хотя способность педагогов точно предсказать их успехи в преподаваемых предметах оценивается довольно высоко. Но именно в этом возрасте и заканчивается период всеобщего одобрения педагогов. |
8 класс | Происходит второе серьезное снижение уровня отношения школьников к своим учителям. Стремительно падает личный авторитет учителя, снижается желание делиться с ним своими мыслями и становиться похожими на него. Учитель не рассматривается более как носитель непререкаемого авторитета, данного его социальным положением взрослого человека. Хотя по-прежнему продолжает оставаться достаточно важной оценка учителя. |
9 класс | Уровень отношения к учителям в целом несколько возрастает, однако так и не достигает уровня более младших классов. |
10 класс | Отмечают способность учителя дать разумный совет в преподаваемом предмете и более довольны учителями. Впервые происходит по-настоящему осмысленное разделение отношения к учителю как к человеку с его личностными особенностями и как к профессионалу, обладающему специальными умениями и навыками. |
11 класс | Отношение школьников становится наиболее дифференцированным и осознанным. Личная авторитетность учителей снижается до наименьшего за всю школьную жизнь уровня, выпускники более критично оценивают их способности обучать школьников. Особенно охладевает желание стать похожими на учителей. Видимо, причина такого охлаждения в том, что влачащий жалкое материальное существование учитель, при всем возможном богатстве его души, вызывает в молодых людях в лучшем случае сочувствие, а отнюдь не желание идти его путем. (Прибавим к этому, что именно в данный период в основном завершается начавшееся ранее «строительство самого себя», молодой человек активно «присваивает» расхожие в данный момент в среде его сверстников представления об устройстве мира и своем собственном месте в нем.) |
ВЫВОД | Стоит обратить внимание, что на протяжении всех школьных лет остаются стабильно высокими оценки школьниками справедливости учителей, удовлетворения их работой, способности дать разумный совет. Это своего рода нерастрачиваемый «золотой фонд» благожелательного отношения к своим наставникам. |