«Педагог-наставник: должность или миссия?»
«Если учитель имеет только любовь к делу, он
будет хороший учитель. Если учитель имеет
только любовь к ученику, как отец, мать, - он
будет лучше того учителя, который прочёл
все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к
ученикам. Если учитель соединяет в себе
любовь к делу и к ученикам,
он – совершенный учитель...»
(Л. Толстой)
Педагог-наставник – это особая категория, специфический работник в системе образования, миссия которого заключается не только в обучении, но и сопровождении подопечного. Наставничество базируется на координации и контроле действий, перенятии опыта у лидера, совместное развитие конкретной идеи или проекта. Педагог-наставник – это «универсальный солдат», миссия которого состоит в обучении и воспитании подопечного в конкретном русле: профессиональном, дисциплинарном, проектном, научном и пр. Это своего рода учитель, который курирует и дополнительно в усиленном режиме развивает сопутствующие стороны, навыки. Так нам говорят
Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь и идет по своей дороге жизни. У всех это выходит по-разному. Кто-то сразу делает выбор , кто-то долго и упорно идет к заветной цели, чтобы заняться своим любимым делом. Так же получилось и у меня. В 2011 году закончила Благовещенский государственный и была принята на работу в Лицей № 3 города Зея. Мои представления о школе, о занятиях и ученика немного разнились с тем, чему я должна была научить и научиться сама.
Но все страхи пропали сразу, когда познакомили меня с моим наставником. Галина Ивановна замечательный педагог биологии, с большим стажем и очаровательной улыбкой. К ней я могла обратиться с любым вопросом, в любое время суток. Она меня поддерживала, помогала и наставляла. Она учила меня, что школа это место для творчества, вдохновения, исследования, интересов. Хочу сказать ей большое спасибо, ведь благодаря я хожу в школу не как на работу .
Сейчас я педогог со стажем, с педагогическим багажом за плечами, до сих пор с теплотой и нежностью вспоминаю моего наставника – того человека, который дал мне представление о профессии, благодаря которому прошло мое профессиональное становление. Я старалась перенять самое интересное, ценное, нужное, значимое для меня и моей деятельности.
Теперь я имею возможность помочь начинающим педагогам. Ведь не секрет, что молодые педагоги, которые приходят в школу, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание конспектов, трудности в грамотном использовании знаний на практике, работа с учениками и родителями. И именно наставничество, как форма работы с молодыми специалистами, решает многие неразрешимые проблемы.
Наставничество – это постоянный диалог. Одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.
В педагогике существуют различные виды наставничества. Для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, а также двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети. Обеспечить такой вид наставничества непросто, но возможно.
Целью работы в качестве наставника : помочь молодому специалисту в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повышение квалификации, уровня его профессиональных знаний и умений; научить выходить из сложных ситуаций; развить в нем уверенность в собственных силах и укрепить в правильности решения выбрать профессию учителя.
Я считаю, чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было продуктивным, стараюсь не поучать молодого и неопытного коллегу, а в доверительной и непринужденной обстановке вместе решать сложные вопросы. На мой взгляд наставник должен быть терпеливым и внимательным к проблемам молодых педагогов. Так же похвала молодого педагога вселяет уверенность в себе, повышает интерес к профессии.
Для молодого специалиста всегда волнительным событием становится посещение занятий администрацией школы и коллегами, поэтому я, как наставник в преддверии проверок помогаю анализировать предстоящее занятие, всегда начиная с более удавшихся моментов, не скуплюсь на слова поддержки и постепенно, очень корректно, указываю на недостатки, подсказываю наиболее эффективные формы организации занятия и коммуникации с воспитанниками.
Работа с детьми сама по себе сложна, но вот работа с родителями еще сложнее. Часто родители относятся с недоверием , агрессией и не пониманием. На помощь к молодому педагогу приходит наставник. Делюсь своим опытом, как сдержанно и тактично общаться с родителями.
В современном цивилизованном обществе учитель является фигурой, которая требует особого внимания. Учитель- человек, питающий душу и сердце ребенка, дающий знания и увлекающий за собой, а это по плечу далеко не каждому.
Для себя я поняла, что не мы выбрали профессию учитель, а она выбрала нас! Учитель – это не профессия, а состояние души.
Важно помнить, что в наставничестве выигрывают все стороны, кто-то получает умения и навыки, опыт и уверенность, другие – профессионально подготовленные кадры. А должность это или миссия решает каждый для себя самостоятельно. Случайных людей в этой профессии не бывают. Не приживаются.
Я благодарна судьбе за то, что в выборе профессии не ошиблась. Я – педагог, и это дело всей моей жизни, которому я ежедневно отдаю себя без остатка. Я не утратила оптимизма и все ещё осваиваю, ищу, пробую, творю… Я живу и радуюсь каждому новому дню, который приносит мне новые открытия, дарит новые встречи. Я с радостью иду школу, чтобы снова и снова встретиться с коллегами – моими единомышленниками, живущими в бешеном ритме жизни, способными созидать и творить.
Учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней школы №16 имени Героя Российской Федерации гвардии старшего лейтенанта Заволянского Валерия Ивановича» рабочего поселка Заветы Ильича Землянская Елена Андреевна.