СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая деятельность

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке в игровой форме закрепляются первоначальные геометрические сведения.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая деятельность»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская гимназия №7


Методическая разработка урока математики

Тема:

Геометрический лабиринт


Преподаватель: Гартлиб Любовь Антоновна


Пояснительная записка


Методическая разработка соответствует содержанию математики 5 класса.

Цель:

Обобщение геометрического материала курса 5 класса и применение его в нестандартных ситуациях.

Задачи:

  • развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора учащихся.

  • показать богатые возможности использования геометрического языка для описания предметов окружающего мира, научить видеть красоту геометрических форм в природе, архитектуре, окружающей среде.

  • развитие внимания, сообразительности, чувства соревнования, коллективизма и взаимопомощи.

Форма занятия: применение игровых технологий и ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация игры, карточки-задания.

Занятие проводится в форме групповой работы.

Занятие построено на основе концепции развивающего обучения.

Используемые приемы:

  • постановка проблемных вопросов;

  • постановка практико-ориентированного задания;

  • графические приемы.


Ход игры:

  1. Вступление:

Мы изучаем раздел математики, посвященный начальным геометрическим понятиям. Предпринимаем первые шаги в изучении величественной, фундаментальной науки - геометрии.

Начнем нашу встречу с высказываний ученых, великих мыслителей о геометрии:


Окружающий нас мир – это мир геометрии.

А. Д. Александров


Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать.

Г. Галилей


Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.

В. Произволов


Сегодня мы сможем, в определенной степени, прочувствовать данные цитаты и нам поможет игра «Геометрический лабиринт».

Содержание занятия отражено в так называемом геометрическом лабиринте, представьте, что мы в нем оказались. Выход известен – это этап, называемый «геометрическая картина»; все остальные этапы расставьте, выдерживая логическую последовательность.





Разминка:

Геометрическая викторина













История геометрии



Шифровальщики















Геометрические термины











Геометрические

«чудеса природы»





Геометрические шарады



Геометрическая картина





Этап: Геометрическая викторина

Каждой команде предлагается 10 вопросов. Необходимо ответить правильно на как можно большее количество.


1 команда:

  1. Сколько углов у треугольника? (три)

  2. Как называется отрезок, соединяющий точку окружности с центром этой окружности? (радиус)

  3. Сколько градусов содержит прямой угол? (90о)

  4. Наука об измерении земли. (геометрия)

  5. Часть прямой, ограниченная двумя точками. (отрезок)

  6. Треугольник, у которого все стороны равны. (равносторонний)

  7. Замкнутая плоская кривая. (окружность или овал)

  8. Сумма длин сторон многоугольника? (периметр)

  9. Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)

  10. Какое тело носит имя Хеопса? (пирамида)


2 команда:

  1. С помощью какого инструмента измеряют величину угла? (транспортир)

  2. Назовите фигуру, для которой любимым числом является число «три» (треугольник)

  3. Вид линии (прямая, ломанная, кривая)

  4. У угла – две, у треугольника - три, у четырехугольника – четыре. (сторона)

  5. Угол меньше прямого. (острый)

  6. Объемная фигура, плоскостным изображением которой является круг. (шар)

  7. Как называется граница круга? (Окружность.)

  8. Луч, делящий угол пополам? (биссектриса)

  9. Сумма углов треугольника равна (1800 )

  10. Назовите самую известную картину Казимира Малевича («Чёрный квадрат».)


3 команда:

  1. На какой угол поворачивается солдат по команде “кругом”? (1800)

  2. Треугольник, у которого равны две стороны, называется. (равнобедренным)

  3. В каких единицах измеряется величина угла? (градусы)

  4. Диаметр окружности равен восьми метрам. Чему равен радиус? (4 метра)

  5. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)

  6. Инструмент для построения окружности? (циркуль)

  7. Кратчайшее расстояние от точки до прямой. (перпендикуляр)

  8. Что можно вычислить, перемножив длину, ширину квадрата? (площадь)

  9. Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)

  10. Угол в 1 градус, рассматриваемый в лупу с четырехкратным увеличением, имеет величину…? (в 1 градус)

Этап: Геометрические термины


Каждой команде необходимо отгадать сами слова и геометрические термины, которые в них «вписались». Время выполнения 1мин.

 

ЗА _ _ _ _ _   (Процесс заострения предмета).

ВЫ _ _ _ _ _  (Конструктивный элемент одежды).

ФОР _ _ _ _ _  (Часть окна).

ЛАС _ _ _ _ _  (Птица).

КИС _ _ _ _ _  (Инструмент художника).


Ответ: Точка

_ _ _ ИНА  (Тонкая длинная щепка).

С _ _ _ АЙ  (Происшествие).

ОТ _ _ _ КА  (Уход на некоторое время).

◘ ◘ ИЗ _ _ _ ЕНИЕ  (Выделение особого вида  энергии).

У _ _ _ ШЕНИЕ  (Изменение в хорошую сторону) Ответ: Луч

 

Г _ _ _ _  (Очень большое число).

_ _ _ _ Ь  (Ископаемое горючее вещество).

_ _ _ _ ОВНИК  (Преступник).

ТРЕ _ _ _ _ КА  (Старинный форменный  головной убор).

ТРЕ _ _ _ _ ЬНИК  (Геометрическая фигура).

Ответ: Угол

 

 

 

_ _ _ А  (Страна).

_ _ _ ОК  (Спортивный приз).

_ _ _ РИК  (Помещение на корабле).

_ _ _ АНКА  (Барашковая шапка).

_ _ _ АТУРА  (Объём помещения).


Ответ: Куб

 

_ _ _ Ф  (Предмет одежды).

_ _ _ Ж  (Шуточный или сатирический рисунок).

_ _ _ М  (Обаяние, очарование).

_ _ _ НИР  (Подвижное соединение деталей  механизма).

_ _ _ АДА  (Род загадки).

Ответ: Шар


Этап: История геометрии

  1. Назовите геометрический инструмент.

По древней легенде, этот инструмент придумал очень талантливый юноша Талос, живший в Афинах. В древней Греции пользоваться этим инструментом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и высокого ума.

Этот предмет не заменим в архитектуре и строительстве. За многие века конструкция этого предмета практически не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник.



  1. Назовите ученого.

На слайде портреты трех ученых Фалес Милетский, Пифагор Самосский, Архимед. Отвечая на вопросы ведущего.


Основатель геометрии, жил в самом конце 7 - первой половине 6 в. до н. э., имел титул одного из мудрецов Греции. Он был поистине первым философом, первым математиком, астрономом и вообще первым по всем наукам в Греции. Он установил, что окружность диаметром делится пополам; доказал, что углы при основании в равнобедренном треугольнике равны; измерил высоту пирамиды Хеопса по ее тени; открыл продолжительность года и разделил его на 365 дней.


Фалес Милетский

(624 до н.э.- 648 до н.э.)

древнегреческий математик


  1. Назовите ученого.

После Фалеса Милетского этот ученый сыграл выдающуюся роль в развитии геометрии. В его трудах под названием «Начала» были систематизированы известные к тому времени геометрические сведения, и геометрия впервые предстала как математическая наука. Почти 2000 лет труды этого ученого служили основной книгой, по которой изучали геометрию.


Пифагор Самосский

(570-490 г.г. до н.э.)

древнегреческий математик


Архимеду принадлежит формула для определения площади треугольника через три его стороны (неправильно именуемая формулой Герона). Архимед создал теорию полуправильных выпуклых многогранников (архимедовы тела) и т.д.

Архимед

(ок. 287 до н. э)

древнегреческий математик



Этап: Шифровальщики

Расшифруйте понятие.



ответ: геометрия






ответ: аксиома










ответ: стереометрия



 1  = Е


Ответ: теорема



1  = Л



Ответ: планиметрия


Этап: Геометрические «чудеса природы»


В качестве подсказки к каждому вопросу предлагается иллюстрация.


  1. Назовите геометрический вид тополя. Ответ: пирамидальный

  1. Вечнозеленый конус – это ….

Ответ: кипарис


3. Какая геометрическая фигура очень больно кусается, иногда со смертельным исходом.


Ответ: Ядовитейшим из морских существ являются мраморная улитка – конус




Этап: Геометрические шарады


Я с «Л» смягчённым - под землёй,

Бываю каменный и бурый.

А с твёрдым - в комнате твоей

И в геометрии фигура.

Ответ: уголь- угол

С глухим шипящим -

Кругл, как мячик.

Со звонким -

Как огонь, горячий.

Ответ: шар-жар


С «К» - фигура без углов,

С «Д» - дружить с тобой готов.

Ответ: круг-друг










Заключительный этап: Геометрическая картина


Придумать и нарисовать картину из геометрических фигур.





Подведение итогов игры.

Награждение победителей.