Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская гимназия №7
Методическая разработка урока математики
Тема:
Геометрический лабиринт
Преподаватель: Гартлиб Любовь Антоновна
Пояснительная записка
Методическая разработка соответствует содержанию математики 5 класса.
Цель:
Обобщение геометрического материала курса 5 класса и применение его в нестандартных ситуациях.
Задачи:
развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора учащихся.
показать богатые возможности использования геометрического языка для описания предметов окружающего мира, научить видеть красоту геометрических форм в природе, архитектуре, окружающей среде.
развитие внимания, сообразительности, чувства соревнования, коллективизма и взаимопомощи.
Форма занятия: применение игровых технологий и ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация игры, карточки-задания.
Занятие проводится в форме групповой работы.
Занятие построено на основе концепции развивающего обучения.
Используемые приемы:
Ход игры:
Вступление:
Мы изучаем раздел математики, посвященный начальным геометрическим понятиям. Предпринимаем первые шаги в изучении величественной, фундаментальной науки - геометрии.
Начнем нашу встречу с высказываний ученых, великих мыслителей о геометрии:
Окружающий нас мир – это мир геометрии.
А. Д. Александров
Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать.
Г. Галилей
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.
В. Произволов
Сегодня мы сможем, в определенной степени, прочувствовать данные цитаты и нам поможет игра «Геометрический лабиринт».
Содержание занятия отражено в так называемом геометрическом лабиринте, представьте, что мы в нем оказались. Выход известен – это этап, называемый «геометрическая картина»; все остальные этапы расставьте, выдерживая логическую последовательность.
Разминка: Геометрическая викторина | История геометрии | Шифровальщики | Геометрические термины |
Геометрические «чудеса природы» |
Геометрические шарады |
Геометрическая картина  |
Этап: Геометрическая викторина
Каждой команде предлагается 10 вопросов. Необходимо ответить правильно на как можно большее количество.
1 команда:
Сколько углов у треугольника? (три)
Как называется отрезок, соединяющий точку окружности с центром этой окружности? (радиус)
Сколько градусов содержит прямой угол? (90о)
Наука об измерении земли. (геометрия)
Часть прямой, ограниченная двумя точками. (отрезок)
Треугольник, у которого все стороны равны. (равносторонний)
Замкнутая плоская кривая. (окружность или овал)
Сумма длин сторон многоугольника? (периметр)
Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)
Какое тело носит имя Хеопса? (пирамида)
2 команда:
С помощью какого инструмента измеряют величину угла? (транспортир)
Назовите фигуру, для которой любимым числом является число «три» (треугольник)
Вид линии (прямая, ломанная, кривая)
У угла – две, у треугольника - три, у четырехугольника – четыре. (сторона)
Угол меньше прямого. (острый)
Объемная фигура, плоскостным изображением которой является круг. (шар)
Как называется граница круга? (Окружность.)
Луч, делящий угол пополам? (биссектриса)
Сумма углов треугольника равна (1800 )
Назовите самую известную картину Казимира Малевича («Чёрный квадрат».)
3 команда:
На какой угол поворачивается солдат по команде “кругом”? (1800)
Треугольник, у которого равны две стороны, называется. (равнобедренным)
В каких единицах измеряется величина угла? (градусы)
Диаметр окружности равен восьми метрам. Чему равен радиус? (4 метра)
Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)
Инструмент для построения окружности? (циркуль)
Кратчайшее расстояние от точки до прямой. (перпендикуляр)
Что можно вычислить, перемножив длину, ширину квадрата? (площадь)
Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)
Угол в 1 градус, рассматриваемый в лупу с четырехкратным увеличением, имеет величину…? (в 1 градус)
Этап: Геометрические термины
Каждой команде необходимо отгадать сами слова и геометрические термины, которые в них «вписались». Время выполнения 1мин.
◘ ЗА _ _ _ _ _ (Процесс заострения предмета).
◘ ВЫ _ _ _ _ _ (Конструктивный элемент одежды).
◘ ФОР _ _ _ _ _ (Часть окна).
◘ ЛАС _ _ _ _ _ (Птица).
◘ КИС _ _ _ _ _ (Инструмент художника).
Ответ: Точка

◘ _ _ _ ИНА (Тонкая длинная щепка).
◘ С _ _ _ АЙ (Происшествие).
◘ ОТ _ _ _ КА (Уход на некоторое время).
◘ ◘ ИЗ _ _ _ ЕНИЕ (Выделение особого вида энергии).
◘ У _ _ _ ШЕНИЕ (Изменение в хорошую сторону) Ответ: Луч

◘ Г _ _ _ _ (Очень большое число).
◘ _ _ _ _ Ь (Ископаемое горючее вещество).
◘ _ _ _ _ ОВНИК (Преступник).
◘ ТРЕ _ _ _ _ КА (Старинный форменный головной убор).
◘ ТРЕ _ _ _ _ ЬНИК (Геометрическая фигура).
Ответ: Угол

◘ _ _ _ А (Страна).
◘ _ _ _ ОК (Спортивный приз).
◘ _ _ _ РИК (Помещение на корабле).
◘ _ _ _ АНКА (Барашковая шапка).
◘ _ _ _ АТУРА (Объём помещения).
Ответ: Куб

◘ _ _ _ Ф (Предмет одежды).
◘ _ _ _ Ж (Шуточный или сатирический рисунок).
◘ _ _ _ М (Обаяние, очарование).
◘ _ _ _ НИР (Подвижное соединение деталей механизма).
◘ _ _ _ АДА (Род загадки).
Ответ: Шар
Этап: История геометрии
Назовите геометрический инструмент.
По древней легенде, этот инструмент придумал очень талантливый юноша Талос, живший в Афинах. В древней Греции пользоваться этим инструментом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и высокого ума.
Этот предмет не заменим в архитектуре и строительстве. За многие века конструкция этого предмета практически не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник.
Назовите ученого.
На слайде портреты трех ученых Фалес Милетский, Пифагор Самосский, Архимед. Отвечая на вопросы ведущего.
Основатель геометрии, жил в самом конце 7 - первой половине 6 в. до н. э., имел титул одного из мудрецов Греции. Он был поистине первым философом, первым математиком, астрономом и вообще первым по всем наукам в Греции. Он установил, что окружность диаметром делится пополам; доказал, что углы при основании в равнобедренном треугольнике равны; измерил высоту пирамиды Хеопса по ее тени; открыл продолжительность года и разделил его на 365 дней.
Фалес Милетский
(624 до н.э.- 648 до н.э.)
древнегреческий математик
Назовите ученого.
После Фалеса Милетского этот ученый сыграл выдающуюся роль в развитии геометрии. В его трудах под названием «Начала» были систематизированы известные к тому времени геометрические сведения, и геометрия впервые предстала как математическая наука. Почти 2000 лет труды этого ученого служили основной книгой, по которой изучали геометрию.

Пифагор Самосский
(570-490 г.г. до н.э.)
древнегреческий математик
Архимеду принадлежит формула для определения площади треугольника через три его стороны (неправильно именуемая формулой Герона). Архимед создал теорию полуправильных выпуклых многогранников (архимедовы тела) и т.д.
Архимед
(ок. 287 до н. э)
древнегреческий математик
Этап: Шифровальщики
Расшифруйте понятие.
ответ: геометрия
ответ: аксиома
ответ: стереометрия
Ответ: теорема





1 = Л
Ответ: планиметрия
Этап: Геометрические «чудеса природы»
В качестве подсказки к каждому вопросу предлагается иллюстрация.
Назовите геометрический вид тополя. Ответ: пирамидальный
Вечнозеленый конус – это ….
Ответ: кипарис
3. Какая геометрическая фигура очень больно кусается, иногда со смертельным исходом.
Ответ: Ядовитейшим из морских существ являются мраморная улитка – конус
Этап: Геометрические шарады
Я с «Л» смягчённым - под землёй,
Бываю каменный и бурый.
А с твёрдым - в комнате твоей
И в геометрии фигура.
Ответ: уголь- угол
С глухим шипящим -
Кругл, как мячик.
Со звонким -
Как огонь, горячий.
Ответ: шар-жар
С «К» - фигура без углов,
С «Д» - дружить с тобой готов.
Ответ: круг-друг
Заключительный этап: Геометрическая картина
Придумать и нарисовать картину из геометрических фигур.
Подведение итогов игры.
Награждение победителей.