Педагогическая гостиная:
«Готовимся к презентации личного опыта»
учитель- логопед:
Архипова О.И.
Педагогическая гостиная:
«Готовимся к презентации личного опыта»
Цель: Совершенствовать навыки выступления перед аудиторией у воспитателей, учить планировать последовательность в работе.
Воспитатель – это, профессия, где одним из главных условий успеха является коммуникабельность - умение грамотно общаться с аудиторией.
Если человек свободно владеет речью, то он пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.
Выступления и презентации стали неотъемлемой частью нашей профессиональной жизни. Чтобы все прошло гладко и вы получили тот эффект, на который рассчитываете, к выступлению или презентации нужно правильно подготовиться. Если упустить из виду хотя бы один из этапов подготовки, результат может быть плачевным.
При подготовке выступления (как и при выполнении любой другой важной задачи) необходимо задать себе три самых важных вопроса:
Что я делаю?
Для чего я это делаю?
Как я это делаю?
Ответы на них помогут определить тему выступления или презентации, их цель, подтолкнут заняться подготовкой содержательной стороны речи (составлением плана, сбором материала, обдумыванием структуры речи).
Технология обобщения и презентации опыта своей работы
Изучение и обобщение педагогического опыта – вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание.
Выделяют три основных подхода в трактовке педагогического опыта:
1. Как образец хорошей работы;
2. Как деятельность, воплощающая в жизнь выводы научных исследований, благодаря чему достигаются принципиально новые результаты;
3. Как новаторство с его педагогическими находками, открытиями нового, оригинального знания.
То есть обобщить опыт своей работы могут педагоги, имеющие любой стаж работы. Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта – выбор темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т.п. Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных педагогических и психологических терминов.
Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт.
Выделяются три вида обобщения педагогического опыта: рассказ, показ, описание. Наибольшее затруднение у педагогов-практиков вызывает описание своего педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению. Описание - наиболее высокий, аналитический уровень обобщения.
Формы обобщения:
1. Доклад (на МО, педсовете, педчтениях и т.д.);
2. Статья (в журнале, бюллетени, и т.д.);
3. Наглядные формы (проведение мастер-классов, открытых занятий, массовых мероприятий);
4. Рабочие планы, конспекты занятий с методическими выводами;
5. Отчѐт о педагогическом эксперименте (если он ведѐтся);
6. Тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия)
Сегодня мы подробно остановимся на таких формах обобщения опыта работы как доклад, презентация, мастер-класс.
Доклад.
Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, свои взгляды на нее, а также собственные результаты и выводы.
В докладе соединяются три качества педагога как исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль. Академический стиль - это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:
1. Предложения могут быть длинными и сложными;
2. Часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
3. Употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”, “таким образом”;
4. Авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”;
5. В тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Общая структура доклада может быть следующей:
1. Формулировка темы доклада (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
2. Актуальность работы (чем интересно данное направление, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему педагогом выбрана именно эта тема).
3. Воспроизводимость (адресная направленность). Возможность использования опыта другими педагогами.
4. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
5. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, “раскладывая” ее на составляющие).
6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
7. Результаты работы. Краткое изложение новой информации, которую получил педагог в процессе своей деятельности. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах. Укажите также длительность периода, в который вы проводили описываемый опыт. При обобщении своего опыта обязательно учтите недочеты, трудности, ошибки, которые возникали в процессе педагогической деятельности. Опишите их, чтобы предупредить о возможных сложностях в применении тех или иных методов работы.
8. Выводы. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.
Требования к оформлению письменного доклада.
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада).
4. Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос).
5. Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада).
6. Список литературы.
Несколько советов о том, как готовить доклад и блестяще выступить перед аудиторией.
1. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
2. Используйте дополнительную литературу не для того, чтобы повторить еще раз сказанное, а для того, чтобы углубить сведения, сделать выводы.
3. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. В докладе должно быть кратко отражено основное содержание, результаты и выводы.
4. Продолжительность выступления обычно не превышает 5-10 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.
5. Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
6. Не бойтесь аудитории - ваши слушатели дружески настроены.
7. Выступайте в полной готовности - владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
8. Сохраняйте уверенный вид - это действует на аудиторию.
9. Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
10. Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
11. Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д. поможет вам выиграть драгоценное время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
12. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ваши воспитанники.
При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который будет высоко оценен слушателями.
Мультимедийное сопровождение доклада
Под мультимедийным сопровождением доклада подразумевается передача или представление аудитории новой для нее информации в демонстрационной форме с использованием компьютерной технологии. В общепринятом понимании – это демонстрационные материалы, представленные в компьютерных слайдах для публичного выступления.
Использование мультимедийных презентаций позволяет повысить информационную насыщенность и результативность занятий, их динамизм и выразительность. Доказано, что эффективность подачи материала повысится при одновременном использовании зрительного и слухового каналов восприятия.
Преимуществами мультимедийной презентации являются:
наглядность излагаемого материала, обеспечение доступности для визуального восприятия всей аудиторией;
привлечение внимания слушателей к содержанию излагаемого материала за счет использования элементов анимации, аудио- и видеофрагментов;
акцентирование наиболее важных моментов доклада;
сохранение логической последовательности изложения доклада;
эстетичность и выразительность представляемой информации;
простота подготовки слайдов, компактность и транспортабельность информации.
Цели мультимедийной презентации:
визуальное представление авторского замысла, максимально комфортное для восприятия конкретной аудиторией, побуждающее к взаимодействию с объектами и/или автором презентации;
демонстрация достижений докладчика в различных сферах деятельности с помощью современных информационных технологий.
Психолого-коммуникативные требования к мультимедийной презентации:
1. Мультимедийную презентацию необходимо создавать, учитывая особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, мышление, воображение, память и речь.
2. Изложение материала доклада в презентации должно ориентироваться на специфику подготовки обучаемых.
3. Содержание мультимедийной презентации должно не только соответствовать зоне актуального развития, но и обеспечивать зону ближайшего развития.
2.1. Этапы создания мультимедийной презентации
В процессе создания мультимедийной презентации выделяют три этапа:
этап проектирования,
этап конструирования,
этап моделирования.
1. Этап проектирования предполагает следующие шаги:
определение целей использования презентации;
сбор необходимого материала (тексты, рисунки, схемы и др.);
формирование структуры и логики подачи материала;
создание папки, в которую помещается собранный материал;
2. Этап конструирования – это разработка презентации с учетом содержания и соотношения текстовой и графической информации. Этот этап включает в себя:
определение дизайна слайдов;
наполнение слайдов собранной текстовой и наглядной информацией;
включение эффектов анимации, аудио,- видеофайлов и музыкального сопровождения (при необходимости).На отдельных слайдах могут быть использованы эффекты анимации, в виде различных способов появления текста, рисунков, таблиц, фотографий и динамики их движения на экране при просмотре. Однако следует помнить, что в ходе доклада не следует злоупотреблять анимационными возможностями презентации;
установка режима показа слайдов. Необходимо также принять во внимание, что в любой презентации присутствуют стандартные слайды (титульный, содержательный и заключительный), которыми не следует пренебрегать при ее оформлении. Кроме того, каждый слайд презентации должен иметь заголовок
Титульный слайд включает: полное название образовательного учреждения, название презентации, город и год.
Содержательный слайд - это список слайдов презентации (дизайн любой), сгруппированный по темам сообщения (например, слайды 1-5 – «Введение», слайды 6-9 – «Понятийный аппарат темы» и т.д.). Использование содержательного слайда позволит быстро найти необходимый раздел презентации и воспроизвести его.
Заключительный слайд содержит выводы, пожелания, список литературы и др.
3. Этап моделирования – это репетиция презентации, которая позволяет осуществить проверку и коррекцию подготовленного материала и определить его соответствие содержанию доклада.
2.2. Критерии оценки мультимедийной презентации
Качество презентации можно оценить на основе ряда критериев.
1. Содержание презентации:
раскрытие темы доклада;
подача материала (обоснованность деления на слайды);
грамотность изложения;
наличие, достаточность и обоснованность графического оформления (схем, рисунков, диаграмм, фотографий);
использование дополнительной развивающей информации по теме доклада;
ссылки на источники информации (при необходимости).
2. Оформление презентации:
соответствие дизайна всей презентации поставленной цели;
единство стиля включаемых в презентацию рисунков;
применение собственных (авторских) элементов оформления;
обоснованное использование анимационных эффектов, аудио,- видеофайлов;
соответствие продолжительности презентации времени, отведенному на доклад.
2.3. Требования к содержательной части мультимедийной презентации
Содержание презентации должно соответствовать теме доклада. Эффективность применения презентации зависит от четкости и продуманности ее структуры. Для построения структуры следует использовать классический принцип декомпозиции решения задачи, т.е. представлять каждую сложную идею как систему более простых идей. Это поможет реализовать основное правило для презентации: 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем, можно один ключевой момент разделить и на несколько слайдов. Пронумеруйте слайды. Это позволит быстро обращаться к конкретному слайду в случае необходимости.
Информационная составляющая презентации должна поддерживаться ее эстетическими возможностями, которые не должны быть перенасыщенными и многослойными.
Иллюстративный материал слайдов презентации должен быть современным и актуальным, решать задачи доклада.
Оформление слайдов должно привлекать внимание аудитории, учитывая психологические особенности восприятия слушателей.
Слайды нельзя перегружать ни текстом, ни картинками. Необходимо избегать дословного «перепечатывания» текста доклада на слайды - слайды, перегруженные текстом - не осознаются. Необходимо помнить, что человек моментально может запомнить немного: не более трех фактов, выводов, определений.
ЗАПОМНИТЕ: Презентация сопровождает доклад, но не заменяет его. Текстовое содержание презентации должно сопровождать определенные положения, озвученные докладчиком, но не повторять их слово в слово. Слова и связанные с ними образы обязательно должны быть согласованы во времени.
2.4. Оформление мультимедийной презентации
Для наиболее продуктивного использования презентаций и соблюдения валеологических требований необходимо выполнять следующие рекомендации по ее оформлению.
1. Цвет.
Сочетание двух цветов – цвета знака и цвета фона – существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне).
Цветовая схема презентации должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у слушающих ощущение связности, преемственности, комфортности.
2. Фон. Фон является элементом заднего (второго) плана. Он должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее. Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз и снижает эффективность восприятия материала. Используйте однородный фон для слайдов (например, белый или серый), так как он не отвлекает внимание от основного содержания и не является раздражающим фактором. Цвет шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи легко читались.
3. Шрифт.
Необходимо использовать так называемые рубленые шрифты (например, различные варианты Arial или Tahoma), причем размер шрифта должен быть довольно крупный. Предпочтительно не пользоваться курсивом, так как при этом иногда восприятие текста ухудшается. Не рекомендуется смешивать разные шрифты и злоупотреблять их цветовым оформлением. Очевидно, что заголовки набираются более крупным шрифтом.
5. Единый стиль оформления. Единство в выборе цвета слайдов презентации, шрифтов, расположения текста, заголовков, рисунков, использования таблиц и т.д. обеспечивает эстетическую составляющую презентации, а также психологический комфорт восприятия и усвоения информации. Вместе с тем, презентация не должна быть однотипной и монотонной, что достигается разумным разнообразием приемов оформления и содержания.
6. Расположение информации на странице. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Предпочтительно горизонтальное расположение материала.
7. Текст. Объем текста на слайде зависит от назначения презентации. На одном слайде должно быть не более 7 - 10 строк. Слова и предложения – короткие. Временная форма глаголов – одинаковая.
8. Анимации и эффекты. Одной из особенностей презентации является ее динамизм, что обеспечивается различными анимационными эффектами. Однако ПОМНИТЕ:
1. В титульном и завершающем слайдах использование анимации объектов не допускается.
2. Движение, изменение формы и цвета, привлекая непроизвольное внимание, выступают фактором отвлечения от содержания, поэтому анимационными эффектами не следует увлекаться - важен не внешний эффект, а содержание информации.
3. Посредством анимации можно создать модель какого-либо процесса, явления, объекта.
4. Визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд. Поэтому настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам нежелательна.
Критерии оценки мультимедийной презентации
Качество презентации можно оценить на основе ряда критериев.
1. Содержание презентации:
раскрытие темы доклада;
подача материала (обоснованность деления на слайды);
грамотность изложения;
наличие, достаточность и обоснованность графического оформления (схем, рисунков, диаграмм, фотографий);
использование дополнительной развивающей информации по теме доклада;
ссылки на источники информации (при необходимости).
2. Оформление презентации:
соответствие дизайна всей презентации поставленной цели;
единство стиля включаемых в презентацию рисунков;
применение собственных (авторских) элементов оформления;
обоснованное использование анимационных эффектов, аудио,- видеофайлов;
соответствие продолжительности презентации времени, отведенному на доклад.
Мастер-класс.
Мастер-класс – это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования педагога. Следует обратить внимание при подготовке мастер- класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы.
Мастер-класс проводится в малых группах (7-15 человек).
Структура проведения мастер-класса:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
1. Представление педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).
2. Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.
3. Описание передового опыта, представляемого педагогом.
2. Представление занятия
1. Рассказ педагога о проекте занятия.
2. Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться.
3. Краткая характеристика результативности используемой технологии.
4. Вопросы педагогу по изложенному проекту.
3. Проведение занятия (мастер-класса)
1. Мастер исполняет роль консультанта, организует деятельность слушателей и управляет ею.
2. Обсуждение авторских моделей занятия слушателями.
4. Рефлексия
1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
2. Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Список использованной литературы:
«Как написать доклад?». http://www.doklada.net/
Лисицына О. С. «Пишем доклад». http://www.publiclibrary.ru/readers/otlichnik/learn-kak-napisat-doklad.htm
«Советы при написании эссе, доклада, тезисов. Рекомендации по подготовке к выступлению перед аудиторией». http://www.magistrant.ru/stat4.htm
«Требования к оформлению научной статьи». http://nesterova.on.ufanet.ru/drujinin/0063.htm
Как подготовить и провести методический мастер-класс по обмену опытом. http://den-za-dnem.ru/school.php?item=167
Организация и проведение мастер-классов http://www.openclass.ru/wiki-pages/51789
Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия "Школы совершенствования профессионального мастерства" http://festival.1september.ru/articles/515316/