СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая консультация "Применение игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра — это самая свободная форма погружения ребенка в реальную или воображаемую действительность. Главный компонент игровой технологии — непосредственно систематическое общение педагога и детей.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая консультация "Применение игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников".»

Применение игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников.

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №62 «Огонек» г. Тамбова

Маняхина Оксана Михайловна



«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и

который призваны изменить» А.М. Горький.



Игровые технологии широко применяются в практике педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью. Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Главный компонент игровой технологии — непосредственно систематическое общение педагога и детей.

Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов и результатов игровой деятельности.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением ее основных задач.

Игровая технология должна быть направлена на решение таких задач:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

  • деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве ее средства;

  • в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра — это самая свободная форма погружения ребенка в реальную или воображаемую действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.

У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Психологи рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Но сейчас я хотела бы заострить внимание на использование игровых технологий именно в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое образование дошкольников по праву занимает особое место в системе дошкольного образования. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивности просвещенческой работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в ДОУ - первом звене системы непрерывного образования. Экологическое образование дошкольников имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры, что является частью духовной культуры.

Что же такое технология? Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве. В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма организованной образовательной деятельности создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.

Существует много разнообразных классификаций экологических игр. Я вам предлагаю рассмотреть классификацию по специфическим характеристикам, выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы:

Творческие игры:

- сюжетно-ролевые;

- театрализованные и имитационные;

- игры-путешествия;

- соревновательные.

Игры с правилами:

- дидактические;

- подвижные.

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Например, игра «Строительство Зеленого города», «Путешествие в Африку с Айболитом», «У совенка день рождения». В экологическом воспитании также можно использовать элементы сюжетно-ролевой игры для обучения дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям, животным и людям как к части природы. Благодаря ролевой игре решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость.

Имитационные и театрализованные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Дети идентифицируют себя с животными, растениями, насекомыми: «Медведь в берлоге», «Кто живет в дупле?», «Танец бабочек», «Танец цветов».

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, в жаркую пустыню, на дно океана: «Поездка на выставку растений», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. В процессе игры-путешествия дети узнают много нового. Воспитатель должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Дидактические игры делятся по характеру используемого материала:

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку -- самый большой, поменьше, маленький» и т.д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность.

Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Овощи и фрукты», «Животные и птицы», «Круглый год», «Садовод» и т.д.) В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

Экологическая игра способствует:

– в более доступной форме донести информацию o сложных природных явлениях;

– обогащению чувственного опыта ребенка;

– более чуткому отношению к природе, развивая при этом умственные способности воспитанников;

– получению новых знаний, их обобщению и закреплению;

– развитию познавательных способностей;

– уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Таким образом, использование игровых технологий в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Игра – это дело серьёзное! Понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь.