МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МКУ УО МР ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН
МБОУ ООШ с. Салихово МР Ишимбайский район РБ
Педагогическая мастерская
на уроках биологии по теме "Соцветия"
Составитель: Жданова Галия Маратовна
учитель биологии
Салихово 2023
Педагогическая мастерская на уроках биологии по теме "Соцветия"
ДЕВИЗ УРОКА:
Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена, чтобы вырасти в тепле пылающего воображения.
(М. Монтессори)
ТИП УРОКА: урок новых знаний.
ВИД УРОКА: урок-мастерская.
ЦЕЛЬ: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для познания особенностей строения плодов.
ЗАДАЧИ:
1. Способствовать раскрытию и развитию основных биологических понятий о цветке и его роли; создать условия для формирования навыков работы с раздаточным материалом, умения делать схемы, формировать информационные и коммуникативные компетенции.
2. Развивать мыслительные операции анализа, сравнения, умения делать выводы, навыки самостоятельной работы в процессе получения знаний на основе социального опыта детей.
3. Способствовать воспитанию дружелюбия, взаимовыручки и взаимопонимания, бережного отношения к растениям.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебное издание «Биология. 6 класс» (компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное оформление, рабочие листы, цветные карандаши, раздаточный материал –карточки с изображением плодов, наборы муляжей плодов, кроссворд «Соцветия», модели немых схем классификации плодов (на доске), натуральные объекты.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя - мастера | Деятельность учащихся |
Индуктор | Учитель приветствует детей и читает стихотворение. «Здравствуйте, ребята. Сегодня мне хотелось бы начать нашу мастерскую стихотворением Раисы Тростьяновой: Если лилии, фиалки, Астры, васильки… цветут, Видно сразу всем! А злаки? Тоже празднуют весну! То метёлки, то колосья Выпускают в мир они, Незаметные в них просто Сизоватые цветки… | Активно слушают. Определяют тему урока и записывают её на рабочих листах. |
Афиширо вание | - Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? - Верно, о соцветиях.Соцветия – это группы цветков, расположенных близко к друг другу в определенном порядке. | Учащиеся делятся с классом своими мыслями. Делают вывод, что на месте цветка формируется плод. |
Самоконст рукция | Учитель предлагает учащимся нарисовать любое растение с соцветием. | Звучит музыка. Дети рисуют. |
Социоконст рукция | - Соцветик – зачем он нужен растению? Сейчас вам необходимо выяснить, зачем плод нужен растению. | Работа в парах, обсуждение проблемы. Ребята должны выяснить роль соцветия у цветковых растений. |
Афиширо вание | Учитель предлагает высказать парам свои точки зрения и продемонстрировать свои рисунки. | Дети высказывают свои мнения и показывают изображения соцветий. |
Работа с рабочими листами | - Мы пришли к общему мнению, что биологическое значение соцветий заключается в том, что мелкие и часто невзрачные цветки , собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают опылителей. Посмотрите на рисунок в учебнике “Типы соцветий” и определите какой тип соцветия у вашего растения, подпишите. | Учащиеся подписывают тип соцветия у себя на рисунках. |
Афиширо вание | - Теперь вы свои работы можете вывесить на доске. | Рисунки с растениями вывешиваются на доску, сравниваются. |
Разрыв | - Посмотрите рисунки ваших товарищей, их записи. У всех ли одинаковые мнения? Учитель обобщает рисунки. | Ребята выделяют сходства и различия. Делают вывод, что не все думают одинаково. |
Самокор рекция | - Чтобы убедиться в правильности своего мнения, откройте учебник и прочитайте статью о типах соцветий. Возьмите свои рисунки и доработайте их. | Дети дорабатывают рисунки, находят свои ошибки и корректируют их. |
Коррекция знаний | Учитель предлагает ребятам дополнительные знания о классификации плодов: - Плоды растений разнообразны и делятся на виды: Виды соцветий (в рабочей тетради записать) 1.Простые - цветки располагаются непосредственно на главной оси. 2.Сложные - цветки располагаются на разветвлениях главной оси. - Вам даны карточки с изображением плодов. Необходимо распределить их согласно классификации дополнить схемы. | Дети работают в парах. Рассматривают рисунки учебника и формируют схемы. Рассматривая изображения плодов, учащиеся проводят классификацию по видам соцветий. |
Разрыв | - Ребята, оказывается, это ещё не полная классификация плодов. Простые и сложные соцветия, в свою очередь, делятся на определенные виды, про которые вы узнаете в ходе выполнения лабораторной работы. | Ребята слушают учителя. |
Реконструк кция | - Теперь мы с вами можем определять вид соцветия и давать им характеристику. -Чтобы закрепить полученные знания вам нужно по инструктивной карточке выполнить лабораторную работу по теме «Типы простых и сложных соцветий» ЦЕЛЬ: закрепить знания о соцветиях. | Работая в парах, ребята выполняют лабораторную работу, используя гербарий. |
Итоги урока. | - Предлагаю поиграть на тему урока и ответить на вопросы: Игра «Третий – лишний». Я называю растения, какое из них лишнее и почему? 1. Сирень, виноград, астра. 2. Пшеница, рожь, черемуха. 3. Вишня, морковь, петрушка. 4. Морковь, подсолнечник, астра. | Ребята играют. Подводятся итого урока. |
Домашнее задание | Стр.46-47, отвечать на вопросы. | |
Рефлексия | Ребята, у меня на столе клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат пластилин и зубочистка. Сделайте из них цветы. Если вам не понравился урок, вам было не комфортно, одиноко, то сделайте и посадите на клумбе свой один цветок, а если очень понравился –вы работали вместе, вам было удобно работать в классе, то сделайте и посадите любое соцветие. Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как эти ростки цветков тянутся к свету, так вы стремились к знаниям. | Учащиеся индивидуально отвечают на рефлексивный тест. |
| Пожелание учителя – мастера: «Нам жить в одной семье, Нам жить в одном кругу, Идти в одном строю, Летать в одном полете… Давайте же дружить, мечтать, Дерзать, учить, любить». | |
Инструктивная карточка для лабораторной работы:
ТЕМА: «Определение плодов»
Типы простых и сложных соцветий
Цель работы: изучить строение различных типов соцветий и установить их значение в жизни растений.
Оборудование: учебник, презентация, гербарий.
Ход работы
Задание 2. Заполнение таблицы по различным видам соцветий.
Простые соцветия:
Кисть - на оси соцветия располагаются поочередно цветки на равных цветоножках (черемуха, люцерна).
Колос - на оси соцветия поочередно располагаются сидячие цветки (подорожник).
Щиток - на оси соцветия располагаются поочередно цветки на цветоножках разной длины. У нижних цветков цветоножки более длинные, у верхних совсем короткие, в результате чего цветки находятся на одном уровне - в одной плоскости (спирея, яблоня).
Зонтик - цветки располагаются на вершине оси соцветия на цветоножках равной длины (вишня, сусак, лук).
Головка - цветки располагаются на утолщенной вершине цветоноса без цветоножек или на очень коротких цветоножках (клевер, кровохлебка).
Корзинка - цветки располагаются без цветоножек на блюдцевидно расположенной вершине оси соцветия и окружены обычно измененными листьями, составляющими обертку (подсолнечник).
Початок - цветы без цветоножек располагаются на утолщенной оси.
Вывод: простые соцветия имею только главную ось с расположенными на нем цветками
Задание 3. Сложные соцветия:
Метелка - на главной оси соцветия поочередно располагаются простые кисти (сирень), корзинки (полынь).
Сложный зонтик - на вершине главной оси соцветия на равных осях второго порядка располагаются простые зонтики (морковь, укроп, борщевик).
Сложный щиток - на главной оси соцветия располагаются простые щитки (рябина) или корзинки (пижма, бузина, калина).
Сложный колос - на главной оси соцветия с двух сторон располагаются простые колоски (пшеница, рожь, пырей, ячмень).
Вывод: сложные соцветия состоят из простых соцветий, расположенных на главной оси.