СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая мастерская по теме "Соцветия"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая мастерская по теме "Соцветия"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Башкортостан‌‌

МКУ УО МР ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН‌

МБОУ ООШ с. Салихово МР Ишимбайский район РБ









Педагогическая мастерская


на уроках биологии по теме "Соцветия"





















Составитель: Жданова Галия Маратовна

учитель биологии







Салихово 2023

Педагогическая мастерская на уроках биологии по теме "Соцветия"

ДЕВИЗ УРОКА:

Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена, чтобы вырасти в тепле пылающего воображения.

(М. Монтессори)

ТИП УРОКА: урок новых знаний.

ВИД УРОКА: урок-мастерская.

ЦЕЛЬ: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для познания особенностей строения плодов.

ЗАДАЧИ:

1. Способствовать раскрытию и развитию основных биологических понятий о цветке и его роли; создать условия для формирования навыков работы с раздаточным материалом, умения делать схемы, формировать информационные и коммуникативные компетенции.

2. Развивать мыслительные операции анализа, сравнения, умения делать выводы, навыки самостоятельной работы в процессе получения знаний на основе социального опыта детей.

3. Способствовать воспитанию дружелюбия, взаимовыручки и взаимопонимания, бережного отношения к растениям.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебное издание «Биология. 6 класс» (компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное оформление, рабочие листы, цветные карандаши, раздаточный материал –карточки с изображением плодов, наборы муляжей плодов, кроссворд «Соцветия», модели немых схем классификации плодов (на доске), натуральные объекты.



ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя - мастера

Деятельность учащихся

Индуктор

Учитель приветствует детей и читает стихотворение.

«Здравствуйте, ребята. Сегодня мне хотелось бы начать нашу мастерскую стихотворением Раисы Тростьяновой:

Если лилии, фиалки,
Астры, васильки… цветут,
Видно сразу всем! А злаки?
Тоже празднуют весну!

То метёлки, то колосья
Выпускают в мир они,
Незаметные в них просто
Сизоватые цветки…


Активно слушают. Определяют тему урока и записывают её на рабочих листах.

Афиширо
вание

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?

- Верно, о соцветиях.Соцветия – это группы цветков, расположенных близко к друг другу в определенном порядке.

Учащиеся делятся с классом своими мыслями. Делают вывод, что на месте цветка формируется плод.

Самоконст
рукция

Учитель предлагает учащимся нарисовать любое растение с соцветием.

Звучит музыка. Дети рисуют.

Социоконст
рукция

- Соцветик – зачем он нужен растению? Сейчас вам необходимо выяснить, зачем плод нужен растению.

Работа в парах, обсуждение проблемы. Ребята должны выяснить роль соцветия у цветковых растений.

Афиширо
вание

Учитель предлагает высказать парам свои точки зрения и продемонстрировать свои рисунки.

Дети высказывают свои мнения и показывают изображения соцветий.

Работа с рабочими листами

- Мы пришли к общему мнению, что биологическое значение соцветий заключается в том, что мелкие и часто невзрачные цветки , собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают опылителей. Посмотрите на рисунок в учебнике “Типы соцветий” и определите какой тип соцветия у вашего растения, подпишите.

Учащиеся подписывают тип соцветия у себя на рисунках.

Афиширо
вание

- Теперь вы свои работы можете вывесить на доске.

Рисунки с растениями вывешиваются на доску, сравниваются.

Разрыв

- Посмотрите рисунки ваших товарищей, их записи. У всех ли одинаковые мнения?

Учитель обобщает рисунки.

Ребята выделяют сходства и различия. Делают вывод, что не все думают одинаково.

Самокор
рекция

- Чтобы убедиться в правильности своего мнения, откройте учебник и прочитайте статью о типах соцветий. Возьмите свои рисунки и доработайте их.

Дети дорабатывают рисунки, находят свои ошибки и корректируют их.

Коррекция
знаний

Учитель предлагает ребятам дополнительные знания о классификации плодов:

- Плоды растений разнообразны и делятся на виды:

Виды соцветий (в рабочей тетради записать)

1.Простые - цветки располагаются непосредственно на главной оси.

2.Сложные - цветки располагаются на разветвлениях главной оси.

- Вам даны карточки с изображением плодов. Необходимо распределить их согласно классификации дополнить схемы.

Дети работают в парах. Рассматривают рисунки учебника и формируют схемы.

Рассматривая изображения плодов, учащиеся проводят классификацию по видам соцветий.

Разрыв

- Ребята, оказывается, это ещё не полная классификация плодов. Простые и сложные соцветия, в свою очередь, делятся на определенные виды, про которые вы узнаете в ходе выполнения лабораторной работы.




Ребята слушают учителя.

Реконструк
кция

- Теперь мы с вами можем определять вид соцветия и давать им характеристику. -Чтобы закрепить полученные знания вам нужно по инструктивной карточке выполнить лабораторную работу по теме «Типы простых и сложных соцветий»

ЦЕЛЬ: закрепить знания о соцветиях.

Работая в парах, ребята выполняют лабораторную работу, используя гербарий.

Итоги урока.

- Предлагаю поиграть на тему урока и ответить на вопросы:

Игра «Третий – лишний». Я называю растения, какое из них лишнее и почему?
1. Сирень, виноград, астра.
2. Пшеница, рожь, черемуха.
3. Вишня, морковь, петрушка.
4. Морковь, подсолнечник, астра.

Ребята играют.

Подводятся итого урока.

Домашнее задание

Стр.46-47, отвечать на вопросы.

 

Рефлексия

Ребята, у меня на столе клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат пластилин и зубочистка. Сделайте из них цветы.  Если вам не понравился урок, вам было не комфортно, одиноко, то сделайте и посадите на клумбе свой один  цветок, а если очень понравился –вы работали вместе, вам было удобно работать в классе, то сделайте и посадите  любое соцветие.  

Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как эти ростки цветков  тянутся к свету, так вы стремились к знаниям.


Учащиеся индивидуально отвечают на рефлексивный тест.

 

Пожелание учителя – мастера:

«Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полете…
Давайте же дружить, мечтать,
Дерзать, учить, любить».

 



Инструктивная карточка для лабораторной работы:

ТЕМА: «Определение плодов»

Типы простых и сложных соцветий

Цель работы: изучить строение различных типов соцветий и установить их значение в жизни растений.

Оборудование:  учебник, презентация, гербарий.

Ход работы

Задание 2. Заполнение таблицы по различным видам соцветий.

Простые соцветия:

Кисть - на оси соцветия располагаются поочередно цветки на равных цветоножках (черемуха, люцерна).

Колос - на оси соцветия поочередно располагаются сидячие цветки (подорожник).

Щиток - на оси соцветия располагаются поочередно цветки на цветоножках разной длины. У нижних цветков цветоножки более длинные, у верхних совсем короткие, в результате чего цветки находятся на одном уровне - в одной плоскости (спирея, яблоня).

Зонтик - цветки располагаются на вершине оси соцветия на цветоножках равной длины (вишня, сусак, лук).

Головка - цветки располагаются на утолщенной вершине цветоноса без цветоножек или на очень коротких цветоножках (клевер, кровохлебка).

Корзинка - цветки располагаются без цветоножек на блюдцевидно расположенной вершине оси соцветия и окружены обычно измененными листьями, составляющими обертку (подсолнечник).

Початок - цветы без цветоножек располагаются на утолщенной оси.

Вывод:  простые соцветия имею только главную ось с расположенными на нем цветками

Задание 3. Сложные соцветия:

Метелка - на главной оси соцветия поочередно располагаются простые кисти (сирень), корзинки (полынь).

Сложный зонтик - на вершине главной оси соцветия на равных осях второго порядка располагаются простые зонтики (морковь, укроп, борщевик).

Сложный щиток - на главной оси соцветия располагаются простые щитки (рябина) или корзинки (пижма, бузина, калина).

Сложный колос - на главной оси соцветия с двух сторон располагаются простые колоски (пшеница, рожь, пырей, ячмень).

Вывод: сложные соцветия состоят из простых соцветий, расположенных на главной оси.