Педагогическая мастерская к вводному занятию элективного курса «Пятый океан планеты»
«Природа не делится на разум без остатка»
Индуктор 1.
Кадры презентации (картина, на фоне которой выходят слова притчи, сопровождается музыкальным фоном)
Слова ведущего: «Эта притча из древних ведических книг, которая насчитывает более трёх тысячелетий, лишний раз говорит о том, что ещё наши предки понимали, что без дыхания нет жизни. В самом деле, кому неизвестно, что без пищи можно прожить более двух месяцев, без воды пару суток, а без воздуха не протянешь и пяти минут……»(на слайде текст)
«Одесситы в своё время пели: - воздух хорошенький предмет
- воздухом живёт весь свет
- уже много тысяч лет….
- воздух хорошенький предмет.
Воздух это действительно «предмет» достойный самого пристального изучения. Испокон веков он был загадочен, многолик, необъятен. Невидимое, неосязаемое нечто воздуха ставило в тупик древних мудрецов. Его величество эксперимент был ещё впереди, и истина добывалась путём наблюдениё и умозаключений, носивших зачастую мистический характер.
В основе элективного курса лежит изучение воздуха. (слайд № 3)
Самоконструкция 1.
!!! Сделайте вдох и выдох. Выдохнете на бумагу слова прилагательные, говорящие о свойствах воздуха
Социоконструция 1.
!!! Обсудите свои слова между собой в группе, дополните свой список, составьте общий список.
Афиширование 1.
!!! Зачитайте свои списки и охарактеризуйте 2-3 свойства (группы зачитывают свои списки)
Ведущий: тема элективного курса «Пятый океан планеты». Но говорить мы сегодня не о самом курсе, а о его идее. И эту идею, которая пройдёт красной нитью через каждое занятие Вы сформулируете в конце нашего мастер-класса. К этой идее Вы придёте сами. А я лишь дам Вам ниточку от клубочка за которой Вы пойдёте. И для этого «не закрывайте рот своим мыслям», доверьтесь свое руке, когда пишется. Ваша рука очень умная, она сама чётко, образно изложит ваши мысли. В.Розанов считал, что тайна писательства в кончиках пальцев. Вам будет предложено рассмотреть ряд ситуаций. Когда их обсуждение будет проходить в парах или пятёрках, важно слышать то, что говорит ваш товарищ. Слышать, остальное сделает фантазия, воображение. Мысли необходимо зацепиться за какое-нибудь слово, фразу. Если Вы согласны с утверждением, высказыванием вашего товарища, попытайтесь пересказать его своими словами Если нет, то свои доводы выскажите в доброжелательной форме, попробуйте наметить путь поиска истины.
Индуктор 2.
Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент (красота природы, человек-созидатель)
Самоконструкция 2.
Каждый возьмите листок бумаги и выплесните на него свои эмоции от увиденного в виде слов и
словосочетаний.
Социоконструция 2.
Обсудите в группе свои высказывания и составьте сказку, рассказ, стихотворение об увиденном или о своих чувствах.
Афиширование 2.
Чтение каждой группой своего сочинения.
Учитель подводит итог: в увиденном видеофрагменте каждый из Вас увидел красоту природы, окружающего мира, человека творца и созидателя…….
Самоконструкция 3.
А теперь давайте представим, что окружающий нас мир, окружающее нас пространство это множество точек. И каждый из Вас это одна из точек. Вы живёте в этом мире, взаимодействуете с ним. Давайте попробуем это изобразить (вызывает одного человека к доске и просит изобразить две точки. Каждый изображает у себя на листочках.)
Как можно изобразить это взаимодействие с миром на рисунке?
Сделайте выдох. Точка выдохнула. Она повлияла на мир. Человек оказал своё внимание на мир(стрелки от точки)
С
делайте вдох. Часть мира вошла в Вас и в точку. (стрелки к точке)
Самоконструкция 3.
Не слишком ли примитивно представить человека в виде точки? …. Давайте пофантазируем…. Во что мы можем превратить точки со стрелочками? (звёздочки, цветочки ит.д.) Посмотрите на свои фигурки, одинаковые они у Вас или нет? Каждый из Вас это такая же звёздочка с единственным и неповторимым множеством внешних и внутренних качеств. Вы имеете право любить себя уже поэтому. Человек должен любить себя, желать себе добра. Вы имеете право считать себя совершенством, исключительностью. Но при этом Вы должны не забывать и другое: каждый человек имеет точно такое же право по отношению к себе.
Социоконструция 3.
Вспомним просмотренный видеофрагмент. Вы только что смотрели, писали, читали, мыслили, созидали. К какой звёздочке Вы себя бы отнесли? Почему? (учащиеся подходят к доске и ставят + под звёздочкой которую выбрали и объясняют свой выбор)
Относя себя к первой звёздочке большинство оперировало следующими понятиями: человек творит, делает, преобразует, созидает, влияет. Назовём её «СОЗИДАТЕЛЕМ». Относя себя ко второй звёздочке, вы оперировали понятиями: я смотрел, я любовался, радовался, восхищался. Назовём таких людей «СОЗЕРЦАТЕЛЯМИ». (кадры презентации по построению звёздочек отображаются во время обсуждения)
(Делается вывод больше «СОЗЕРЦАТЕЛЕЙ» или «СОЗИДАТЕЛЕЙ».)
Я выслушал множество мнений, и для того чтобы убедиться в истинности или в неистинности своих суждений выполним следующие задания. Возьмите конверты с заданиями, прочитайте и выполните его. Время 10 минут. (задания в приложении 1)
Афиширование 3.
Ребята представляют свои рисунки и рассказывают о своих эмоциях и чувствах.
Идут кадры презентации подводящие итог сказанному детьми.
А кого больше в настоящее время «СОЗЕРЦАТЕЛЕЙ» или «СОЗИДАТЕЛЕЙ» (выслушать несколько мнений).
Разрыв.
Кто желал бы изменить своё мнение о себе переставьте свой значок у звёздочки. Анализ сложившейся ситуации. Объяснение, почему поменяли своё мнение или почему нет.
Посмотрите на эти звёздочки. Каким должно стать современное человеческое общество, чтобы не допустить изображённого на рисунках, чтобы прийти в состояние гармонии с самим собой, окружающим миром, людьми, природой? К какому завершению должен прийти спор между «ЛИРИКАМИ» и «ФИЗИКАМИ»? (рассуждения детей)
И «ФИЗИКАМ» и «ХИМИКАМ» не хватает погружения в природу, растворения в ней, ощущения себя не частью природы, а единения с ней, восприятия целостности мира……..
Попробуем сделать это:
Пластика.
(кадры презентации идут параллельно)
Сядьте прямо. Руки вытяните на стол перед собой. Закройте глаза. Вы цветок…
Ночь… Тишина… Всё спит кругом…
Но солнце Вас слегка пригрело
И Вы проснулись, протянув
К нему свой стебелёк, всё своё тело.
Раскрыли сомкнутый бутон
Вдохнули воздух чистый, свежий.
Умылись утренней росой,
Встряхнув с листков её небрежно.
И повернулись посмотреть,
Проснулись ли подружки Ваши,
И, улыбнувшись, тихо петь
Под шелест ветра все начавши..
Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Запишите на бумаге свои мысли по поводу услышанного, увиденного, пережитого Вами (заслушать, собрать листочки)
Перед уходом оставьте свои эмоции на листке ватмана: красный цвет – отлично, синий – не понравилось, зелёный – неплохо.
Приложение 1.
Прочитайте отрывок стихотворения.
Какие образы возникли у Вас при чтении этого текста?
Попытайтесь выразить свои эмоции на бумаге в виде плаката, рисунка, схемы….
Сделайте презентацию своего рисунка.
Не в сон – в небытиё само проваливаюсь,
С чудовищною явью разговариваю.
Не плодоносит на Земле зерно –
Шесть тысяч лет, как мёртвое оно.
Шесть тысяч лет безжизненна вода.
Шесть тысяч лет пустынны города.
Здесь только смерть – гляди иль не гляди
И поливают – ей одной в угоду – её посевы щедро, ежегодно
Из века в век «кислотные» дожди.
Презентация:
Продемонстрируйте свой рисунок
Прочитайте текст
Выразите своё отношение к нарисованному и прочитанному в виде ответов на вопросы:
Что изображено на рисунке («вчера», «сегодня», «завтра», «прошлое», «настоящее», «будущее»)
Почему Вы так решили?
Как Вы думаете, каковы причины произошедшего?
Что необходимо сделать, чтобы этого не произошло?
Что Вы можете сделать для этого?