Название этапа | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организа- ционный момент | | Осуществляет контроль готовности обучающихся к уроку | Показывают готовность к уроку |
2. Индукция  | Создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определённой теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребёнка на уровне его знаний и умений. | - Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. К акие хитрые секреты Таят обычные предметы: Блестят в солонке минералы! Снежинки – это же кристаллы! Фольга, скрывавшая конфету - Металл такой же, как в ракетах. Таит его простая глина, Сестра сапфира и рубина! А коль споткнешься ты о камень, Не думай, что виной булыжник, И тут всесильная природа Тебе подсунула породу! - Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (Полезные ископаемые) - Что такое “полезные” и “ископаемые”  - Что скажете о предмете? Что у меня там? Содержимое рюкзака очень разное, но, в то же время, имеет что-то общее. Это тайна, которую вы раскроете позднее. (Показываю рюкзак, достаю содержимое и искренне проявляю удивление, так как в рюкзаке лежат непонятные предметы: резиновые перчатки, хлопушка, колготки, пена для бритья, духи, помада, аспирин, колба с нефтью и т. д.) - Что такое? Кто разыграл учителя? Почему все эти предметы принесла на урок? - Какой из этих предметов точно может иметь отношение к уроку окружающего мира? (Нефть) | Слушают учителя Участвуют в диалоге Выдвигают гипотезы |
3. Само- конструкция | На данном этапе происходит индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать всё, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно даётся задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.). | - Я предлагаю сегодня поработать в творческой лаборатории «Полезные ископаемые». Помните, что самое главное в нашей лаборатории: «Мы всё знаем как! Мы все способны! Никто никого не критикует!» -Можно считать, что творческие лаборатории «Полезные ископаемые» в 3а классе открыты. - Предлагаю самостоятельно подумать над вопросом: «Что такое нефть?», заполнив таблицу (Приложение1) | Самостоятельно решают обозначенную проблему |
4. Социо- конструкция | На данном этапе организуется работа учащихся в парах по построению определённых ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.). | - А теперь вы будете работать в парах. Помогите друг другу закончить исследование «Что такое нефть». Поменяйтесь информацией, дополните друг друга. Помните, что критиковать другого нельзя!  | Работают в парах. Ребята обмениваются тетрадями и дополняют предложения одноклассников. |
5. Социали зация | На этом этапе происходит выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов). Учитель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить поученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.). | - А теперь две пары объединяются в группу. Задание то же самое! Поможем друг другу закончить исследование «Что такое нефть» В ыберите в вашей группе наиболее удачный ответ, подумайте, кто в вашей группе будет его презентовать классу. Подготовьтесь к выступлению. Вы должны будете представить общее мнение группы «Что такое нефть» | Работают в группах. Ребята обмениваются листами и дополняют предложения одноклассников. Готовятся к выступлению в классе. |
6. Афиширо вание | На этом этапе происходит представление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий. | - А теперь давайте представим ваши работы! - Начнём презентацию работ самых смелых и наблюдательных учеников нашего класса. - Помните, что во время выступления группы вы можете задавать уточняющие вопросы. Критиковать выступающего нельзя!  Задаёт уточняющие вопросы выступающим: - Правильно ли я вас поняла…? - Т.е. вы утверждаете, что …. ? - Ваша группа считает, что…? Ф изминутка | Презентуют мнение группы «Что такое нефть…» Отвечают на вопросы учителя и других учащихся |
7. Разрыв | Ученики на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия; выдвигают свои гипотезы по их разрешению, затем работают с предложенными источниками информации, которые позволяют найти оптимальный вариант решения проблемы; закрепляют и применяют полученные знания. | - Итак, подведём итоги….(указывает на возникшие в ходе презентации противоречия и разрывы) - Первая группа считает, однако другие выступающие… - Вы все одинаково представили…., однако… - У всех выступающих по-разному были описаны… Постановка учебной задачи - Что вам хотелось бы узнать по теме нашего обсуждения в лаборатории? Давайте вместе сформулируем то, что нам важно узнать, чтобы снять противоречия? Что такое нефть и какими свойствами она обладает? (вопрос формулирую и вывешиваю на доску: свойства нефти) 1. - Прочитайте информацию на с. 46-48 о нефти М ожете воспользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами 2. Проведение опытов Приложение 3 - Что добавили в таблички? - А теперь предлагаю вашему вниманию содержимое моего рюкзака - Что объединяет все эти предметы? - У нас есть с вами коробка с интересными фактами (серебристая коробка, в которой на кусочках пазл записаны факты о нефти, затем из пазл собирается нефтяная качалка) - Что это за предмет? - Предлагаю прослушать аудиозапись по теме нашего урока.(4мин 55 сек по 5 мин 40 сек)    - Кто догадался, почему для поиска информации о нефти вам была предложена книга про Бугуруслан? На юго-восточной окраине Бугуруслана стоит на склоне горы неброский, даже, пожалуй, скромный памятный знак. Он установлен в честь трудового подвига оренбургских нефтяников. Именно на этом месте, в слободке за речкой Турханкой, в конце улицы Пионерской, более полувека назад — 26 июля 1937 года — скважина № 1 дала первую промышленную нефть Оренбуржья. | Участвуют в обсуждении. Фиксируют возникшие противоречия Обучающиеся читают текст и выделяют информацию о нефти. Пользуются личными планшетами и смартфонами с выходом в Интернет Участвуют в проведении опытов и делают выводы, заполняют таблички Анализируют содержание рюкзака и делают вывод о том, что объединяет все предмет Зачитывают записи с листка и прикрепляют деталь к доске. Затем собирают иллюстрацию нефтяной качалки. Прослушивают аудиозапись и просматривают слайды. Принимают участие в беседе, находят причинно-следственные связи. Рассматривают иллюстрацию |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | На данном этапе учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях. | - Что вы узнали нового о нефти? - Почему нефть называют «Черным золотом»? - Как вы думаете, о чем должен всегда помнить человек, добывая нефть из недр земли? | Участвуют в диалоге |
- Давайте вернемся к тем противоречиям, которые у нас возникли в нашей лаборатории. - Получилось ли у нас на них ответить? - Я прошу вас оценить свою работу на уроке –Что я открыл сегодня в себе, в учебнике, в окружающем мире? - К каким вопросам вышел? - Что не понял? - Что же объединяет предметы из моего рюкзака? Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. (Резерв) Теперь вы знаете, что такое нефть. Что нефть нужна человеку, но она очень опасна при неосторожном обращении. Поэтому нефтяники при добыче нефти соблюдают осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни: не будет деревьев, цветов, травы, животных. Запомните, что нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее. Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города. Я хочу, чтобы вы запомнили одно маленькое стихотворение: Планета наша – общий дом И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, Должны беречь мы этот дом! | Обучающиеся отвечают на вопрос учителя. Выполняют задания на рефлексию - достраивают предложения |
9. Домашнее задание | | Подготовить сообщение на тему «Польза нефти для моей семьи» | Выполняют запись в дневник |
На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти. Какого цвета нефть?
Смочить нефтью кончик полоски бумаги. Избыток обмакнуть салфеткой. Понюхать ее. Имеет ли запах?
Вывод: Нефть имеет запах.
2-е пробирки: 1-я с нефтью, 2-я - пустая. Перелить нефть в пустую пробирку.
Капнуть детям на указательный палец левой руки каплю воды, на правую каплю нефти. Дети растирают между пальцами одной руки воду, а другой нефть, высказывают свои ощущения при растирании.
2 -е пробирки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе пробирки положить палочки. В какой из пробирок видна палочка, а в какой - нет? Почему? В пробирке с водой мы видим палочку, а в пробирке с нефтью - нет.
3 пробирки:1-я с водой, 2-я с нефтью, 3-я – с молоком. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Прилить в пробирку с небольшим количеством нефти примерно такое же количество воды. Посмотреть, растворится ли нефть в воде?
Нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому что она не смешивается и не растворяется.
Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.
НЕ СМЕШИВАЕТСЯ, НЕ РАСТВОРЯЕТСЯ.
В основу урока положена технология педагогической мастерской (ателье), формирующая универсальные учебные действия. На данном уроке развитие у обучающихся происходит через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, интегративную организацию познавательного процесса, через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности. Свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности. Материал соответствует возрастной аудитории. Вся работа основана на демократических принципах общения с учащимися, на развитие творческой активности детей. Задания подобраны так, чтобы развивались различные характеристики внимания: его объём, устойчивость, умение переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные виды деятельности. Формы работы, использованные на уроке, способствуют сохранению позитивного настроения при решении проблемных вопросов.