Подготовила: музыкальный руководитель
Снытко А.В.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 2» с.Чугуевка
Районный профессиональный конкурс
«Лучший по профессии – 2024»
в номинация «Воспитатель года- 2024 »
Моя педагогическая находка
« Логоритмика - как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста »
В настоящее время возросло и продолжает расти число детей с речевыми нарушениями. Увеличивается и число малышей, у которых речь не появилась до трех лет. Поэтому родители и педагоги должны своевременно помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
Актуальной проблемой для меня как музыкального руководителя стоит решение музыкальных задач в сочетании с коррекционными, т.к. речевые расстройства приводят к неправильному произношения текста, затруднению дыхания и затормаживанию исполнения песен, выполнения движений под музыку и игре на музыкальных инструментах.
Используя на музыкальных занятиях логоритмику, как один из эффективных видов работ над развитием речи, я ставлю перед собой цель- преодолеть речевые нарушения детей путём системы музыкально- двигательных, двигательных упражнений, которые основаны на использовании связи слова, музыки и движения.
композитор и педагог
кандидат педагогических наук Галина Анатольевна Волкова
Эмиль- Жак Далькроз
На практике применяю следующие средства логоритмики:
- танцы, марши, ходьба;
- стихи, сопровождаемые движениями;
- пение, сопровождаемое движениями, жестами;
- упражнения на развитие дыхания, голоса;
- артикуляционные упражнения;
- упражнения, регулирующие координацию движений и мышечный тонус;
- упражнения, формирующие чувство музыкального ритма, размера, темпа, слухового внимания;
- игра на музыкальных и шумовых инструментах;
- массаж (лица, рук, ног, и т. п.);
- пальчиковые игры;
- подвижные, коммуникативные, игры.
Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях помогает решать следующие музыкальные задачи:
- развитие ритмического слуха;
- развитие тембрового слуха;
- развитие слухового внимания;
- развитие моторики артикуляционного аппарата;
- формирование правильного дыхания;
- формирование навыков правильного пения.
Основные направления и средства коррекционной работы
№
Направления
1
2
Средства коррекционной работы
Коррекция речевых нарушений.
3
Работа над звукопроизношением, интонационной стороной речи, речевым дыханием, чувства ритма и темпа
Развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, координации
Специальные упражнения, стихи, песенный материал для артикуляционной и дыхательной гимнастики, выработки интонации, развития голоса и его выразительности
Различные виды движений, ходьбы и бега, упражнения с предметами и без предметов, с пением , проговариванием текста.
4
Коррекция эмоционально- поведенческих расстройств
5
Общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища.
Активизация интеллектуальной деятельности
Упражнения на передачу эмоционального образа, характера музыки, выразительности движений, волевую саморегуляцию
Усвоение понятий через выполнение заданий логическое мышление, сравнение, анализ, синтез, передачу впечатлений
Исполнительская деятельность
6
Танцы, песни, игра на шумовых и музыкальных инструментах. Участие в праздниках, конкурсах, спектаклях
Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, ощущений, восприятия (сенсорной системы)
Упражнения на активизацию наблюдательности, пополнение объёма памяти, распределение внимания. Игры с сенсорным материалом, с предметами и без них
Из истории возникновения логоритмики
В начале 20 века во многих европейских странах вводилась система воспитания под названием «Метод ритмической гимнастики». Автором этой системы стал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жан Далькроз . На своих занятиях Эмиль Далькроз вводил упражнения для координации движений, которые выполнялись под музыку. Занятия с детьми проводились начиная с дошкольного возраста. Особое внимание уделялось развитию у детей чувства ритма, музыкального слуха, внимания, памяти, эмоциональной выразительности движения и передаче образного содержания музыки.
Особенности работы с детьми, имеющими задержку речевого развития
Термин «задержка речевого развития» получил достаточно широкое распространение и считается более уместным по отношению к детям раннего возраста с сохранными интеллектуальными способностями, у которых нарушены сроки появления и развития речи.
Если задержка речевого развития затягивается до 4– 4,5 лет, то это является угрожающим фактором для общего развития ребенка, что должно вызывать тревогу у родителей и педагогов! . Логоритмика – одна из эффективнейших методик развития речи у детей, основанная на двигательных упражнениях под музыку.
Применение логоритмики на музыкальных занятиях с детьми
Движение – одно из основных биологических качеств живой материи и механизмов балансирования в этой среде. Движения под музыкальное сопровождение благотворно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, оказывают эмоционально положительное влияние на психику.
Музыкальный ритм – это организация музыки во времени. Основой этого ритма являются звуки и паузы, которые представляются в различных ритмических фигурах.
Темп – скорость движения.
Если ежедневно и в определенное время выполнять различные по своему характеру логоритмические упражнения на музыкальных занятиях – артикуляционные, дыхательные, музыкально-ритмические, то в организме происходит положительная перестройка различных систем – дыхательной, моторной, сенсорной и др. И еще один важный фактор успешности логоритмических занятий – это личность самого педагога, его креативность, изобретательность и эмоциональность, которые умело сочетаются с различными образами, музыкальными, стихотворными и игровыми приемами.
Ритмические упражнения для вызывания звуков
Песенка «Колыбельная»
Оборудование: игрушки – кроватка, Зайка, Киса, кукла (Ляля);
( Дети вместе с педагогом поют колыбельную песенку и укачивают Зайку, Кису, Лялю.)
Ритмические упражнения для вызывания звуков
Упражнение «Тихо-громко»
Оборудование: игрушки – слоник, часики, самолет, птичка, мышка, мишка.
Педагог рассказывает о высоте и громкости звуков. Дети с интонацией проговаривают звукоподражания и выполняют движения согласно тексту.
Развитие слухового внимания и восприятия у ребенка
Звук речи – крайне сложное явление.
Упражнения на развитие слухового восприятия выполняются на самых первых этапах работы с ребенком и являются базовыми для дальнейшего понимания речи. Такая работа способствует развитию слухового внимания и слуховой памяти. Всю систему работы можно разделить на следующие этапы:
- Развитие у ребенка умения определять высоту голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
- Развитие у ребенка умения силы голоса.
- Развитие у ребенка умения тембра голоса .
Песенка на развитие слухового внимания и восприятия у ребенка
Песенка «Концерт»
Оборудование: шумовые инструменты – барабан, дудочка, бубенцы;
Педагог и дети создали шумовой оркестр. У нас был в гостях барабан, дудочка и бубенцы.
Дети поют, выполняют движения согласно тексту песенки.
Веселая дыхательная гимнастика
Дыхание – один из процессов жизнедеятельности человека. В норме оно осуществляется ритмично, включает в себя две фазы – вдох и выдох. Глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.
Цель следующих упражнений – научить ребенка управлять вдохом и выдохом, формировать воздушную струю, дуть через трубочку, активизировать речевой аппарат, и носовое дыхание. Упражнения рекомендуется выполнять перед артикуляционной гимнастикой, в положении стоя, лёжа в естественной позе.
Упражнение «Облака»
Оборудование: коврик или покрывало; аудиозапись «Звуки природы».
Массаж под музыку
Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию артикуляционного аппарата. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений, улучшается эластичность мыщц.
Массаж щек, лба, круговой мышцы рта способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений.
Песенка «Ложки»
Оборудование: чайные ложки и з пищевой пластмассы ил и музыкальные инструменты(ложки);
Ребенок по тексту песенки массирует лицо легкими, поглаживающими движениями от середины к краям, держа ложечки в руках выпуклой стороной к лицу.
Пальчиковые игры с массажем
Особое место в развитии ребенка занимает пальчиковые игры.
Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Выполняя ее ежедневно в умеренном темпе, от трех до пяти раз, сначала одной рукой, затем другой или двумя руками вместе. Играя с пальчиками, можно применять резиновые массажные мячики, шарики и колечки су-джок, шишки, экспандер, массажные бигуди. Важно выполнять движения по ритмике стихотворных строк!
Упражнение «Семья»
(Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начинать)
«Вкусная» артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения помогут улучшить подвижность губ и языка, что необходимо для правильного произнесения звуков, звукосочетаний и первых простых слов. Стараюсь проводить гимнастику эмоционально и в игровой форме. Для вспомогательного создания образа артикуляционной позы применяйте игрушки, картинки.
Упражнение «Бегемотик»
Улыбнуться широко открыть рот. Язык держать за зубами.
Удерживать в таком положении 3–5 секунд.
Использование логоритмических приемов в моей повседневной работе позволяет детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создает благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.
Сухомлинский
Василий Александрович