Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27»
Педагогическая находка «Использование Мемори- бокса в формировании основ
гражданственности и патриотизма детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Ст.воспитатель Каравдина М.В
2025год
Добрый день уважаемые жюри, уважаемые коллеги!
Сегодня выступление хочу начать со слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Возникает вопрос. Как сформировать у столь юного гражданина чувство патриотизма к своей стране и Родине? Формирование основ гражданственности и патриотизма – что это?
Сегодня в полной мере можно говорить о наличии социального заказа на воспитание высоконравственной, образованной, предприимчивой личности, обладающей активной гражданской позицией и чувством патриотизма по отношению к своему государству. Поэтому государство с каждым годом предъявляет все большие требования к образовательным структурам общества в воспитании подрастающего поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию. В содержании федеральной образовательной программы дошкольного воспитания также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников потому, что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине
Новое время, другие дети - все это требует выбора наиболее эффективных средств, методов и приемов организации воспитательно-образовательного процесса.
Современные дети растут в эпоху быстро развивающихся информационных технологий. Дошкольников уже сложно, представить без компьютера, планшета, телефона. Но и педагоги на месте не стоят, стараются соответствовать, развиваются, чтобы заинтересовать нынешних детей.
Своей педагогической находкой считаю использование совершенно новой, интересной технологии Мемори - бокса в формировании основ гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста.
Мемори - бокс, или как его еще называют волшебная коробочка, - это самодельная коробка или можно сказать подобие кейса, с различным набором материалов на определенную тему. Данную технологию можно применять в любой образовательной области.
Главная ценность бокса заключается в том, что он -
Функционален, способствует развитию творчества, воображения, вариативен.
Пригоден к использованию одновременно группой детей.
Структура и содержание доступны детям дошкольного возраста.
Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников
позволяет ребенку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов.
Особенности работы с бокс - технологией:
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.
Первый этап - это этап подготовки бокса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые надо будет дать ответ.
Второй этап - работа с боксом (выполнение практических упражнений и заданий) — это его решение.
Одним из вариантов изготовления Мемори - бокса в моей работе было совместно с детьми.
Мемори – бокс «Моя Родина Россия» появился как итог реализации проекта «Семейные традиции современной России».
Мемори-бокс включает следующие разделы:
«Россия. Государственные символы»,
«Моя малая Родина»,
«Достопримечательности»,
«Традиции «старой» России»,
«Кладовая семейных традиций».
В течение продолжительного времени мы с ребятами изготавливали атрибуты и материал для конвертов в бокс, подбирали иллюстрации, приклеивали конверты. Тем самым, дети стали непосредственными участниками при оформлении данного пособия, которым они могут пользоваться по мере необходимости.
Все наполнение Мемори - бокса (практические задания, игровые упражнения, дидактические игры и т.д.) помогает расширять умственные способности детей, развивать их связную речь, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, формировать представления детей о родине.
Еще один вариант – это творческая мастерская, где родители (законные представители) и дети в тесном взаимодействии с педагогом, все вместе создавали один из компонентов будущего бокса, и презентовали его перед
другими участниками. В итоге собрали в один бокс все детали и получилось новое методическое пособие «Возвращение к истокам», которое также успешно используется в работе с детьми.
Разделы этого бокса :
«Русские народные музыкальные инструменты»,
«Предметы народного быта»,
«Русские народные сказки»
позволяют приобщить детей к истокам русской и народной культуры.
Увидев положительный результат, заинтересованность и активность детей, решила подготовить следующий бокс к празднованию 80-летия Дня Победы.
Подобрав материал для формирования основ гражданственности и патриотизма дошкольников, такой мемори-бокс «День Победы» вызвал у моих воспитанников большой интерес.
Знакомство начали с простого рассматривания содержания учебной коробки, познакомились с правилами пользования. Также рассмотрели игры, уточнили их правила, когда и где можно в них поиграть.
Он включает в себя разделы:
(Знакомство детей с традициями празднования Дня Победы в наши дни);
(Знакомство с историческими событиями ,завершившими Великую Отечественную войну);
(Знакомство с оружием советских солдат, используемым в годы ВОВ) ;
(Знакомство с защитниками Родины воевавшими в годы ВОВ);
«Вставай, страна огромная!»
(Знакомство детей с тяжелыми днями начала ВОВ);
(Рассказать детям, что памятник- символ мужества и патриотизма всего советского народа .Статуя Родины-Матери олицетворяет подвиг нашего народа и победу над фашизмом).
Работу с боксом использовала в индивидуальной и совместной работе, в образовательной деятельности.
В перспективе создание бокса «Защитники Отечества».
По результатам внедрения инновационной технологии «Мемори - бокс» провела анализ проделанной работы, сделала сравнительный мониторинг знаний детей и убедилась в том, что процент уровня знаний детей сравнительно увеличился. Высокий уровень формирования основ патриотического воспитания старших дошкольников наблюдался у четырех человек (22%). Средний уровень составил 78% (14 человек), а низкий уровень не показал никто.
Использование технологии говорит об эффективности организации познавательной деятельности, повышения уровня развития речи, наблюдательности, внимания, памяти, воображения, социализации, развития коммуникативных навыков.
Надеюсь, что знакомство с пособием «Мемори – бокс» помогло вам задуматься над темой патриотического воспитания, было полезным и вы сможете применить данную технологию в своей работе.
Желаю всем вдохновения, новых идей. Творите и ваши старания будут награждены горящими глазами ваших воспитанников.
Спасибо за внимание!