Бахман О.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Казачемысской СОШ
Тебя заботит будущее? Строй сегодня.
Ты можешь изменить все.
На бесплодной равнине
вырастить кедровый лес.
Но важно, чтобы ты не конструировал
кедры, а сажал семена.
Антуан де Сент-Экзюпери
В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли бы заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.
Важнейшей задачей стандартов нового поколения является создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса.
Не секрет, что в настоящее время много говорится о снижении учебной мотивации обучающихся, о нежелании детей повышать свою грамотность и расширять кругозор. В
школу пришло какое-то новое поколение детей с определенными трудностями в поведении и в межличностных отношениях, с особой гиперактивностью. Эти дети требуют другого подхода, других отношений, взглядов. Вне уроков и школы это замечательные, спортивные, любознательные, добрые и открытые, со своими увлечениями дети. Объединяет их одно – общение через социальные сети; огромный информационный поток, обрушившийся на них, зачастую негативный. Ученику предоставлены огромные возможности для приобретения знаний, а он год за годом теряет желание и интерес к учебе, теряет способность к общению, к сотрудничеству.
Природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. Главное, чтобы у него был интерес. Принуждение - это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию. Этому могут способствовать технология модерации и активные методы обучения (АМО).
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е-70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию. В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.
Цели применения модерации:
• эффективное управление классом в процессе урока,
• максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс,
• поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока,
• гарантированное достижение целей урока.
Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).
Сегодня модерация – это эффективная интерактивная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность технологии определяется тем, что используемые активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Эффекты применения этой технологии полностью отвечают современным требованиям, обеспечивая достижение качественных результатов обучения, приводят учащихся к повышению стимулирования их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. В модерации применяются хорошо известные сегодня техники решения проблем и поиска оптимальных решений – «мозговой штурм», «список покупок», «дерево ожиданий» и др.
При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся.
Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.
Технологию модерации можно сравнить с путеводной нитью в море разнообразных образовательных процессов. Использование модерации позволяет упорядочить протекание всех этих процессов и, тем самым, обеспечить эффективное управление ими.
Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены следующие ключевые принципы:
• структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
• систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
• комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
• прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Технология модерации предполагает определённые этапы - фазы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы:
- Инициация (начало урока) - фаза знакомства учитель-ученик-предмет. При знакомстве учитель проводит мини - презентацию изучаемого предмета, в целях активизации учеников к познавательной деятельности. В игровой форме класс делится на малые группы для дальнейшей работы. Методы («Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга», «Летающие имена») эффективно и динамично помогают начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе, помогают переключиться с одного учебного предмета на другой.
- Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока). Основная задача для учителя на этом этапе - заинтересовать ученика к изучению данной темы. Методы: «Ключевые слова» (подготовить листочки с ключевыми словами на каждую пару, в парах составить приблизительный план, можно в виде ключевых слов, учащиеся сами формируют задачи урока и план изучения темы; использую LearningApps.org – это приложение Web 2.0 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Прекрасный сервис для разработки электронных обучающих ресурсов, а конкретно – для разнообразных заданий (пазл «Угадай-ка», «Найди пару», «Выдели слово», кроссворды и т.п.); «Эпиграф» (Прочитайте эпиграф к нашему уроку, осмыслите его, подумайте, как может быть он связан с темой урока?). Пример: Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам подобрать антонимы.
(Родной – чужой, неряшливый –аккуратный, горький – сладкий, светлый – темный, ложный – истинный, разбитый – целый, пассивный – активный). Прочитайте первые буквы антонимов, тема нашего урока: «Частица как часть речи».
- Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока) На данной фазе урока учитель рассказывает ученикам, какие виды работ может ученик выбрать при выполнении данной работы, какие формы оценки знаний учитель применяет на определенном этапе, что в итоге ученик может заработать по окончанию работы. На этой фазе урока ученик предварительно оценивает свои знания и делает ставки на свои знания, отмечает ставку на карточке и сдает учителю. По итогам изучения материала и работы, учитель выставляет оценку ученику и сравнивает с его ставками. (Если ставка завышена, то проводится работа над ошибками и ученику дается возможность повысить процент ставки (улучшить оценку), если ставка занижена, то ему начисляются бонусные проценты (оценка)). Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Вырасти цветок», позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
- Интерактивная лекция (передача и объяснение информации). Форма передачи информации ученикам может быть самой различной: обычная лекция (как правило, это форма самая скучная для учеников), интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры, проблемно-поисковая форма (самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта). Интерактивная лекция представляет собой выступление учителя с применением следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мотивационная речь. Методы («Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм») позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
- Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся). При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока использую методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
- Подведение итогов (рефлексия, оценка урока). После обсуждения в классе учитель и учащиеся подводят итог работы каждого ученика, группы и класса в целом, использую методы "Цветное настроение", «Узелок на память», «Лестница успеха»; «ХИМС», где учащиеся по цепочке отвечают хорошо, интересно, мешало, возьму с собой с данного урока, мероприятия; «Ваш новый компьютер», где всем участникам образовательного мероприятия выдаются по четыре стикера разных цветов и они пишут, что нового они увидели, чему научились, что поняли и какие эмоции испытали. Затем все эти высказывания приклеиваются на символический компьютер на доске. На монитор – что нового увидел, на клавиатуру – чему научился, на процессор – что понял, на мышку – что почувствовал.
- Эмоциональная разрядка (разминки). Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 3-5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия», «Роботы», «Постройся по росту», «Назад в прошлое» и многие другие позволяют нам это сделать, не выходя из класса.
Как показывает практика, особо ярко запоминается то, что является нестандартным! АМ позволяют разбавить скучные и привычные уроки и классные часы и сделать их интересными и более познавательными.
Любая технология имеет свои положительные и отрицательные стороны.
«За» | « Против» |
Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения | Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ребенка участвовать в процессе обучения |
Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают | Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создает некий внутренний дискомфорт |
Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание ,но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества | Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе |
Интерактив практически исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим | Для некоторых детей работа в команде с использованием АМО- способ ничего не делать |
Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать мнения, принимать продуманное решение, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми | Если учитель в полной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию |
АМО развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться. К мнению своих товарищей | Увлечение АМО может увести от главного на уроке- получение знаний по конкретному вопросу. |
Интерактив снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий | |
Необходимо помнить, что уроки с включением АМО являются одним из видов урока, поэтому проведение их возможно нечасто. Не всегда содержание материала темы может быть представлено в технологии модерации и АМО. Такие уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. Все содержание учебного материала не может быть представлено через технологию модерации и АМО.
Эффекты технологии модерации:
1.Эффекты от четкого целеполагания и учета потребностей учащихся:
• Образовательный процесс становится понятным и желанным для детей.
• Цели образования становятся целями обучающихся.
• Приобретается значительный мотивационный потенциал.
• Обеспечивается высокая познавательная активность и самостоятельность.
2.Эффекты от самостоятельности в процессе обучения:
• Формирование ответственности за результаты своей учебной деятельности.
• Развитие у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах.
3. Эффекты от групповой работы и сотрудничества:
4. Эффекты от качественной коммуникации на уроке:
• Взаимопонимание и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
• Открытый и свободный обмен информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами.
• Развитие диалога и полилога.
• Активное включение в образовательный процесс всех обучающихся.
5. Эффекты от визуализации:
• Обеспечивается наглядность, четкое восприятие и понимание нового материала.
• Оживляется образовательный процесс, позитивно воспринимается и положительно сказывается на результатах обучения.
6. Эффекты от мотивации:
• Стимулирование познавательной активности и творческого процесса.
• Раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействию их качественному обучению.
• Позволяет долго сохранять работоспособность и хорошее настроение как у учащихся так и у педагога.
7. Эффект от мониторинга:
• Содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся.
• Помогает педагогу в контроле полноты реализации учебного плана.
• Содействует качественному усвоению обучающимися нового материала.
8. Эффекты от обучения в сотрудничестве:
Обеспечивается приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях.
9. Эффект от рефлексии:
• Учащийся достигает необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения.
• Лучшие понимание своих потребностей и возможностей.
• Вырабатывается адекватные модели эффективного поведения с учетом нравственных норм и общекультурных ценностей.
10. Эффекты от анализа и оценки:
Учитель получает четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям обучающихся.
11. Эффекты от применения технологии:
• Эффективное управление процессами обучения, воспитания и развития.
• Образовательный процесс делается более контролируемым, устойчивым.
• Позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке.
• Позволяет педагогу получать запланированные результаты.
• Возрастает доверие к учителю, повышается его авторитета и уважение у обучающихся.
• Обеспечивается полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков
• Целенаправленно и методично осуществляется воспитание, развитие и социализацию личности учащегося.
Использование активных методов обучения и технологии модерации помогает мне активизировать познавательную деятельность всех учащихся на протяжении всего урока, обеспечивает высокую мотивацию. Ребята взаимодействуют друг с другом, видят результаты своей работы. Активные методы, использованные на каждом этапе, позволяют более эффективно решать конкретные задачи этапа, обеспечивать качественное закрепление знаний и умений, развивать навыки сотрудничества. Благодаря активным методам обучения интерес учащихся к учебному процессу не ослабевает на протяжении всего урока.
Использование технологии модерации формирует у обучающихся универсальные учебные действия. Активные методы обучения совместно с технологией модерации как раз и позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.
Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Изучив специальную литературу и применяя на практике технологию модерации (пока всего лишь полгода), я пришла к выводу, что в процессе преподавания это позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, а самое главное добиваться положительных результатов в учебной и воспитательной деятельности. Как показывает практика использования активных методов обучения, они способствуют не только активизации процесса познания, но учат детей конструктивному общению, поиску компромиссов, что немаловажно в современной жизни. Поэтому я говорю интерактиву – ДА!
Технология модерации и АМО приобретают ценность еще и потому, что способствуют успешному формированию у обучающихся комплекса положительных деловых качеств, например, таких, как:
- способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи, проблемы;
- умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения - работать и самостоятельно, и в команде;
- умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия, т.е. умение работать в коллективе;
- знание уровня своей компетентности, умение анализировать и оценивать свои действия;
- способность выдвигать и формулировать идеи, предложения и проекты;
- готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;
- умение избегать ошибок и просчетов;
- способность ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но понятным;
- умение ценить и продуктивно использовать рабочее время;
- умение имитировать наиболее характерные элементы деятельности человека в свете инновационных технологий, их максимальное приближение к реальности и др.
Использованные ресурсы:
А.Гин. Приемы педагогической техники http://school10gai.ru/Virt_met_cab/agin_priemy_pedagogicheskoj_tekhniki.doc
Образовательный портал "Мой университет" http://moi-universitet.ru/
Образовательная Галактика Intel® Education Galaxy. Тренинг «Технология модерации» https://sites.google.com/site/knopkioa/
Сайт педагога-практика, координатора сетевого сообщества «Современный мультимедийный урок федерального образовательного портала», «Сеть творческих учителей» Аствацатурова Георгия Осиповича. Дидактор. Дидактика, мультимедийные уроки, педагогическая техника http://didaktor.ru/priemy-pedagogicheskoj-texniki/
12