муниципальная бюджетная образовательная организация
Пышминского городского округа
«Тимохинская начальная общеобразовательная школа»
Дидактическая игра как средство формирования экологической культуры детей младшего дошкольного возраста
Исполнитель: Меньшенина З.В.,
воспитатель первая
квалификационная категория
с. Тимохинское,2018
Проблемы взаимоотношений ребёнка с природой на современном этапе имеет место. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже с младшего дошкольного возраста так важны для воспитания развивающейся личности. Для интеллектуального развития дошкольников необходим богатый чувственный опыт, получаемый ими от восприятия предметов, мира природы, общественной жизни.
Актуальность данной темы обусловлена реформированием образовательной системы, требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом дошкольного образования относительно воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста. Одним из ее направлений является становление процесса непрерывного
экологического образования в условиях усугубления экологических проблем.
В ознакомлении дошкольников с природой особую роль я отвожу дидактическим играм. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях экологического цикла в младшей группе детского сада помогает мне активизировать деятельность ребенка, развивать познавательную активность, наблюдательность, поддерживать интерес к изучаемому, развивать творческое воображение, образное мышление, снять утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я обратила внимание, что особенно тяжело им даётся формирование понятия разнообразности природных объектов и необходимости гуманных отношений к ним. Ведь он ещё очень мал для того, чтобы понять и почувствовать это самостоятельно.
Цель данной работы:
формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её) .
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями, развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, умение находить и принимать решения В результате наблюдений за поведением детей в природе, я поняла, что игры по праву считаются одним из эффективнейших средств ознакомления дошкольников с природой.
Поэтому в своей практике я активно использую дидактические игры, как на занятиях, так и в повседневной жизни, на прогулке. В процессе формирования экологических представлений у младших дошкольников я использую следующие виды дидактических игр:
– предметные;
– настольно-печатные;
– словесные.
Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, каштаны, камешки и т.д.). Использую их с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают мелкую моторику рук. Например: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки?”, Выложи узор из камушков», «Выложи узор из шишек
Больше всего детям нравится игра «Чудесный мешочек». Эту игру я использую часто. Она способствует развитию тактильных чувств, памяти, интереса к деятельности, а также развитию заинтересованности. Предметные игры использую как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, в утренние и вечерние отрезки времени, усложняя содержание игры в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. «Угадай, чей хвост? », «Птички на кормушках», « Кто, чем питается? и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. В них решаются самые разнообразные задачи ознакомления с природой: формирование представлений о предметах и явлениях природы, упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении .
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» . Словесные игры провожу с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности воспитанников, способствуют развитию речи и культуре общения.
Подбирая дидактические игры экологического содержания, продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу детей, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям. При проведении дидактических игр использую постепенное их усложнение от группы к группе, их вариативность.
Обобщая опыт работы можно сформулировать следующие выводы: дидактические игры в формировании экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста имеют огромная значение . Их содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Для определения уровня экологических представлений у воспитанников я использовала метод индивидуальной беседы. Выделила оценочные критерии:
• представления о сезонных изменениях
• представления о домашних животных
• представления о диких животных
• знания об овощах и фруктах
• умение называть предметы окружения, их назначения и свойства
• представления о бережном отношении к природе
• навыки ухода за растениями и животными
• знания о правилах поведения в природе
• знания экологических игр.
Результатами моей деятельности по экологическому воспитанию дошкольников посредством дидактической игры считаю то, чему научились мои воспитанники, а именно:
- отличать и называть свойства воды, снега (льётся, лепится);
- отличать и называть домашних животных;
- отличать и называть диких животных;
- проявлять бережное отношение к объектам природы
- обращать внимание на яркие сезонные проявления в мире растений и животных;
- имеют представления о правилах поведения в природе;
- между детьми укрепились дружеские взаимоотношения, дети научились работать совместно, стали более доброжелательными.
Результаты проведённой работы позволяют сделать вывод:
выбранные мной методы и приёмы – игровые, словесные, практические, наглядные по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры. Активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.