Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. И наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего - семья, родители, затем - школа, учителя. Но, к сожалению, местом формирования здоровья ребёнка сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта.
Наша школа разработала программу «Здоровье», которую мы внедряем в свою учебную и внеурочную деятельность. За эту проделанную работу наша школа была отмечена в книге «100 лучших школ Украины»
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. «По результатам исследований психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на «4» и «15», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. Родители в последние годы всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух-трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Таким образом, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.
На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.
Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье.
Пример взрослых, родителей, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях - один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни. Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям.
Здоровый образ жизни - это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий. Одно из важнейших - создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.
Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни следует строить в тесном контакте с родителями.
Установление контакта с родителями по вопросам здоровья детей:
- информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья школьников;
- индивидуальные и групповые консультации , спортивно-развлекательные праздники
- лекторий для родителей .
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.
Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Повышению активности родителей способствуют дни открытых дверей, где предоставляется возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурных занятиях.
Родители учеников - хорошие помощники при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни.
В классе оформлен уголок в помощь родителям, где помещаются памятки, советы и т.д.
В работе по формированию здорового образа жизни у учащихся я ставлю перед собой следующие цели и задачи:
1) Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.
3) Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре, ответственности у самого ребенка за своё здоровье, оценки своих возможностей.
Задачи:
1) Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.
2) Создать систему учебных и внеурочных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.
3) Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.
Содержание работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
I – ресурсное обеспечение:
- состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
- оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
- питание в школьной столовой;
- наличие справочной и художественной литературы в кабинете.
II – организация учебного процесса:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
- использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
- соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
- индивидуализация обучения.
III – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
- беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
- проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV – физкультурно-оздоровительная работа:
- эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
- организация подвижных игр.
Трудно переоценить пользу подвижных игр для детей. Они активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме.
Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, быстроту реакции и внимание, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность. В процессе коллективных подвижных игр закладываются такие качества как честность, справедливость и дисциплинированность, развивается чувство сопереживания, малыш учится подчиняться общим правилам и действовать в коллективе.
- организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
- проведение спортивных игр, соревнований
Деятельность классного руководителя по здоровьесбережению:
- сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
- организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
- организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
- проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся
1. Детский травматизм на дорогах.
2. Досуг в семье.
3. Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.
4. За здоровый образ жизни.
5. Каким будет ваш ребенок.
6. Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.
7. Причины быстрой утомляемости младших школьников.
8. Психологическая поддержка младших школьников.
Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья
1. Беседа «Береги свою жизнь»
2. Беседа «Если хочешь быть здоров»
3. Беседа «В здоровом теле здоровый дух»
4. Беседа «Для чего мы моем руки»
5. Беседа «Для чего нужна зарядка»
6. Беседа «Осторожно на дорогах!»
7.Беседа «Витаминная грядка»
8. Игра «В гостях у Айболита»
9. Игра «Здоров будешь – все добудешь»
10. Игра «Мы – ловкие, смелые, умелые»
11. Классный час «Мои увлечения»
12. Классный час «Мои любимые игры»
13. Классный час «Мой режим дня – мой друг и помощник»
14. Лекция о правильном питании
15.Выступление агитбригады «Азбука здоровья»
16.День здоровья.
17. Спортивный час «Веселая эстафета»
18. Старты надежд.
19. Спортивный праздник «День индианца»
20. «Праздник чистоты и здоровья»
21.Викторины и конкурсы: «Лекарственные растения», «Витаминная азбука».
22.Психологические игры на развитие внимания, памяти, мышления.
23.Кроссворды.
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.