Старинный школьный афоризм гласит «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями». Серьезное положение вызывает рост числа семей и детей, которые находятся в социально опасном положении. Происходит увеличение социального сиротства, беспризорности, ухудшение физического и психического здоровья детей. И, как следствие, в современном российском обществе отмечается рост детской преступности, наркомании, суицидов. Все это не может не вызывать тревогу педагогов, родителей, общественности.
Общеизвестно, что семья и школа являются важнейшими факторами целостного формирования личности ребенка. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Ведь семьи, из которых приходят наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состояние как человека. «...нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию.... Нам нет извинения, если дети у нас развращены»,- настаивает святитель Иоанн Златоуст. Миссия школы заключается в возрождении традиций семейного воспитания.
Школа служит основным звеном системы воспитания подрастающего поколения. Конечно, педагоги прилагают много усилий, чтобы всех своих воспитанников вырастить честными, добрыми, трудолюбивыми людьми. Но в любом случае они не могут заменить детям отца и мать, влияние которых на ребенка чрезвычайно велико. Роль семьи в воспитании ребенка определяется глубоким учетом его особенностей. Ведь родное и любимое чадо они знают, конечно же лучше учителей. Не учитывать этого нельзя.
Только тесное сотрудничество с родителями может решить многие трудности. Именно педагог оказывается в состоянии усилить влияние семьи на ребенка, или, напротив, нейтрализовать это влияние, если того требует ситуация. Если мы сумеем сделать так, чтобы школа стала тем местом, где ребенок получает от нас тепло и участие, мы решим главную задачу педагога. Все невероятные изменения, которые происходят в ребенке и так пугают нас, учителей имеют свою логику, причину и их можно взять под контроль, разобравшись в чуткой детской душе.
Семья очень сильно влияет на взгляды ребенка, что учителю в одиночку трудно противостоять этому. Поэтому и возникает проблема – сплочения коллектива и формирование позитивных детско – родительских отношений. А классный руководитель должен помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка.
Так какие же формы досуга можно и нужно использовать для формирования детско-родительских отношений? На протяжении 5 лет я являюсь классным руководителем своего ныне – 10 класса. Перепробовала различные формы работы, искала и ищу новые. Каждый новый учебный год ставлю перед собой новые цели и задачи, которые стараюсь решить. Я люблю свой класс, мне интересно наблюдать за изменениями, происходящими в развитии подрастающего поколения. Понимаю, во всей педагогической деятельности роль учителя незаменима. Имея тесный контакт с родителями, можно конкретно построить свою работу. Опыт свидетельствует, что повышению ответственности родителей за воспитание детей способствует их систематическое приобщение к жизни и деятельности школы. Основными формами работы с родителями являются:
-Лектории для родителей
-обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию,
-консультации,
-участие во всех видах внеурочной деятельности,
-участие родителей в подготовке и проведении общешкольных мероприятий,
-ведение кружков и секций и т.д.
Привлечение родителей к участию в школьных делах, в учебно-воспитательной работе помогают решить многие задачи. Но по-прежнему, одной из основных форм совместной работы семьи и школы остаются родительские собрания. Готовя родительские собрания всегда задавалась вопросом, кА сделать, чтобы эти встречи делали родителей и учителей подлинными союзниками в воспитании учащихся?
Не понаслышке знаю, что родители часто от подобных нравоучительных собраний теряются, им в следующий раз не очень захочется идти в школу и слушать педагога, делится своими тревогами и сомнениями. Давно всем педагогам известно, что к родительскому собранию нужно подготовиться. Поэтому, взяв класс, разработала для себя памятку подготовки к родительским собраниям. (слайд №1)
Заранее подготовить анкеты (опросить учителей о способностях ребенка). Слайд №2
Стоит разослать приглашения, это не трудно, а родителям очень приятно. Слайд №3
В приглашениях указать вопросы, которые будут рассматриваться на собрании. 2 раза в год размещаю в классной комнате выставку творческих работ учащихся (Сочинения, фотографии, рисунки, забавные выдержки из сочинений)
Собрания проходили на разнообразные актуальные темы: в среднем возрасте «Трудности (Слайд №4) адаптации пятиклассников в школе», «Как помочь ребенку в выполнении домашних заданий», чуть постарше «Мир семейных увлечений», «Мир переживаний старшеклассников и их родителей» и многие другие. Выяснила, что родители, прочитав приглашение, а тем более вопросы, которые будут рассматриваться, более активны. На общешкольных родительских собраниях выступаю с докладами и презентациями по важным темам воспитания.. В этом учебном году ввела новшество – собрание открывает классный руководитель, но повестку дня оглашает кто-либо из родителей. И один из родителей выступает с небольшим докладом по теме.
Большим успехом пользуются поздравления с праздником, с днем рождения родителей. Это – открытка, изготовленная руками учащихся или купленная заранее. Культурно досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности школьного учреждения. Организация праздников, развлечений, творческих дел, способствуют повышению эффективности воспитательного процесса, создает условия для комфортного формирования личности каждого ребенка. Поэтому проводится множество мероприятий: это и день знаний, и день матери, и Новый год и праздник мам, пап. В данное время готовим стенгазету с фотографиями и рассказами о мамах «Все для тебя, родная».При подготовке мероприятий родители оказывают посильную помощь : готовят сувениры, участвуют в роли жюри, сами играют небольшие роли. В интеллектуальной игре «Счастливый случай» родители набрали большее количество баллов, но победителей и проигравших не было. Такие формы работы более сплачивают коллектив. (Слайд №5) + фото
Родители совместно с учащимися оказывают помощь в ремонте класса, озеленении двора, собрали зимние вещи для малообеспеченной семьи. Учащиеся принимают участие в школьных и районных конкурсах сочинений «Моя семья». К индивидуальным формам работы можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи. Если я хочу посетить семью, то заранее предупреждаю о своем визите, но прихожу ненавязчиво – за цветами для класса, дать дополнительное задание. Разговаривая на отвлеченные темы, перехожу на тему по существу. Как правило, это действует более убедительно, чем прямое хождение в семью, где вы можете быть и не приняты. Делается это с определенной целью – лучше узнать условия, в которых живет ребенок и по возможности повлиять на их улучшение.
В кабинете существует родительский уголок, где родители могут ознакомиться с информацией по ЕГЭ, профориентации, а также найти ответы на вопросы по воспитанию подростков. (Показать папку-раскладку) Родители, если это необходимо посещают уроки, (Слайд №6 +фото) с целью выявления уровня обучаемости, успеваемости ребенка. В конце учебного года существует традиция ходить в поход, где любимым увлечением является совместный поиск клада. (Слайд №7+ фото)
Очень продуктивной формой работы является диагностика, анкетирование и учащихся, и родителей. Каждый год провожу анкетирование «Два мира», где вижу отношения в семье. (Слайд №8).А также различные анкеты, направленные на улучшение атмосферы в коллективе, школе. Цель диагностик , анкет – выявление положительных и отрицательных качеств личности учащихся, его склонностей и способностей. В ходе проведения классного часа «Смысл жизни», был задан вопрос «С чем бы вы сравнили жизнь человека?» В результате исследования было установлено, что как ценность семьи отметили все учащиеся, причем у каждого эта ценность входит в число первых трех. Полученные результаты свидетельствуют, что семья, отношения с родителями представляются ребятам крайне важным в их жизни, и это радует.
По результатам анкет можно сделать следующие выводы:
Родители в основном правильно понимают распределение ответственности: школа обучает, семья воспитывает, вместе развиваем детей, обучая и воспитывая
2.Родителей интересуют проблемы сохранения здоровья, обучения, воспитания
Изучая свой класс в течении долгого времени вижу как изменился уровень воспитанности. Повысился уровень отношения к коллективу, к Отечеству, к себе. А вот к учению – снизился.
Так как в классе обучаются только мальчишки и дети в основном из неполных семей, таким семьям оказывается и психологическая , педагогическая, медицинская помощь. Плодотворной работой по улучшению детско-родительских отношений является портфолио ученика – то есть ( показать) инструмент самопознания ученика, где можно проследить и личностный рост, и увлечения, взаимоотношения с родителями. Практика работы с родителями показала, что новые формы для сплочения детско-родительского коллектива и общения с семьей помогают сконцентрировать внимание на детях, усиливают чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, укрепляют чувство родительского самопознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям внимание и заботу, а это залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе. В новом учебном году поставила цель продолжить работу по созданию в коллективе атмосферы дружбы и взаимопонимания между родителями, учителем и детьми. Также в этом учебном году встала задача дополнительного изучения личности ребенка и его семьи в целом, такая работа проводится мною ежегодно, но дети растут, и их взгляды меняются, изменяются взгляды родителей.
Наибольшей эффективности процессы общения и взаимодействия в досуговой деятельности достигают тогда, когда подросток переживает все 3 эмоциональных состояния (радости, интереса и удивления) одновременно, комплексно и здесь все зависит от творчества и фантазии педагога.
Результаты работы: на слайд!
-Коллектив родителей и учащихся стали более дружными;
-класс является активным участником всех общешкольных мероприятий,
-активные участники районных спортивных мероприятий
-участие в классных мероприятиях 100 %
-все учащиеся посещают кружки и секции
-улучшились отношения с родителями
-повысился уровень воспитанности учащихся
-в классе нет детей, относящихся к группе «риска»
-посещение родителями мероприятий стало выше,
Обобщая вышесказанное, скажу, что формы и методы работы с родителями разнообразны, но педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом, взаимодействовать ради будущего наших детей.
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Нижнеильиновская средняя общеобразовательная школа»
Районные педагогические чтения «Семья, школа, общество – взаимодействие ради будущего»
Тема доклада:Организация досуговой деятельности учащихся как условие формирования позитивных детско-родительских отношений
Работу подготовила и выполнила: Колесник Наталья Ивановна