ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье раскрывается идеи В.А. Сухомлинского о трудовом воспитании и их применение в современных условиях.
Педагогические идеи, труд ребёнка, трудовое воспитание, самореализация личности.
«Учение — труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат — все это надежные источники человеческой радости», — писал Сухомлинский.
Василий Александрович неизменно подчеркивал, что с первых дней пребывания в школе ребенок должен уважительно относиться к труду.
«Детство не должно быть постоянным праздником; если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда... в труде раскрывается богатство человеческих отношений».
Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок приложил усилия, трудясь для других людей, и это принесло ему радость, считал Сухомлинский, он не может стать недобрым человеком.
Очень важным моментом в системе трудового воспитания Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя его готовность к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать обществу, но и о том, что труд дает лично ему. У каждого ребенка есть задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.
Жизнь Павлышской школы невозможно было представить без каждодневного многопланового, необходимого и привычного труда детей, в котором эффективно решались интеллектуальные, нравственные, эстетические, эмоциональные воспитательные задачи, прежде всего потому, что труд был личностно значимым делом, нравственным, красивым, творческим.
Чувствовать, понимать, ценить и творить... Научиться любить можно только в деятельности, в поступке. Любоваться природой — значит поддерживать ее красоту. Любоваться поступком — значит стремиться к такому же красивому поступку. Труд, люди и красота сливаются в одно целое, и это доставляет детям радость, потому что их работа кому-то приносит радость. Творение добра входит в духовный мир ребенка: только вместе — труд, ум, добро, красота. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть.
Только в процессе трудовой деятельности возникает потребность в общении, в становлении социальных и психологических отношений, деловых взаимоотношений между людьми, взаимопомощи, взаимопонимания, дисциплинированности, согласованности действий и поступков и т.п..
Потребность в труде, привычка и ответственное отношение к труду могут сформироваться лишь при наличии посильных и постоянных трудовых поручений, в труде радостной, без принуждения и наказаний, самостоятельной и творческой, полезной как для личности, так и для общества.
Ведь цель трудового воспитания заключается в создании условий для развития и самореализации личности, ее профессионального самоопределения, самовыражения и самоутверждения как гражданина России, способного эффективно работать, укреплять суверенное независимое государство.
Сегодня вместо предмета «Трудовое обучение» есть предмет «Технологии». В соответствии с требованиями нового Госстандарта базового и полного общего среднего образования в старших классах он будет оттеснен в вариативную часть рабочего учебного плана (1час).
Педагоги сожалеют о том, что сократилось количество часов на изучение предмета и не пополняются материально-техническая и методическая базы.
Опыт великого педагога Василия Александровича Сухомлинского используют миллионы педагогов нашего государства и учителя других стран.
Мы считаем , что не потеряла актуальности и сегодня мысль В. А. Сухомлинского, что в труде раскрываются способности, моральные и интеллектуальные силы молодого человека, формируется его личность.