СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические приемы для формирования познавательных УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогические приемы для формирования познавательных УУД»



Уважаемые коллеги! Сегодня на мастер-классе мне хотелось бы поделиться с вами своим опытом, надеюсь, наша работа будет продуктивной и познавательной.


СЛАЙД 2

Познавательные универсальные учебные действия (УУД) — это совокупность приёмов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки, а также применять их в учебных и жизненных ситуациях. 


СЛАЙД 3

Познавательные уиверсальные учебные действия включают:

  • Общеучебные действия

    • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 

    • поиск и выделение необходимой информации; 

    • структурирование знаний; 

    • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 

    • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 

    • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

  • Логические действия

    • смысловое чтение — умение выделять из разнообразных текстов наиболее важную информацию, необходимую для выполнения учебного задания; 

    • умение анализировать — выделять существенные и несущественные признаки объектов;  строить рассуждения, выдвигать гипотезы, обосновывать их, приводить убедительные доказательства;  находить причинно-следственные связи; 

    • сравнивать, выполнять сериацию и классификацию по заданным критериям. 

  • Постановка и решение проблемы

    • формулирование проблемы; 

    • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 



Слайд 4

Общеучебные действия формируются в образовательном процессе в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования общеучебных действий.



Например Приём «Корзина идей» позволяет быстро подготовить учащихся к восприятию новой темы, актуализировать уже имеющиеся знания по теме урока, создать позитивный настрой на урок, привлечь к работе всех учащихся, организовать парную и групповую работы учащихся. 


Применяя прием «Корзина идей» мы вместе с детьми выясняем какие знания уже есть у них по изучаемой теме. Но этот прием позволяет также и накапливать знания. Особенно хорошо получается, когда мы вносим корзину в начале изучения новой темы и она остается с нами в течение всей недели. Сначала кладем в корзину то, что детям уже известно по изучаемой теме. То могут быть картинки, опорные схемы, предметы. В течение недели корзина пополняется тем, что мы узнаем. Затем проверяем содержимое корзины и подводим итог того, чему мы научились и что узнали. Благодаря использованию таких технологий увеличивается интерес детей к обучению, и как следствие повышается образовательная мотивация

Слайд 5


Логические действия в первую очередь формируются на уроках математики, так как именно в этой области знаний логические формы и отношения проявляются в явной форме — как предмет усвоения учащимися. Практика показывает, что уроки математики являются наиболее благоприятными для систематического формирования логических понятий и действий, что дает большИе потенциальные возможности для развития логического мышления младших школьнков.

«Занимательная математика» может сделать интересными самые «скучные» вещи на свете, например, таблицу умножения.

Но умножение на 9 на пальцах – это нечто особенное. На СЛАЙДЕ продемонстрировано умножение 8 на 9. Загибаем 8 палец и сразу же видим ответ: первая цифра - количество пальцев слева от загнутого, вторая - справа. Итого 72!

Слайд 6

Математические фокусы способствуют формированию логических действий. Они тренируют память, навыки счёта, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять. 

Хотелось бы привести пример математического фокуса, которые помогают развить логическое мышление:


Слайд 7

- Загадайте любое число, состоящее из одной -двух цифр. Я никоим образом не могу знать, что это за число, и предлагаю сделать следующее.

1. Удвойте число.
2. Прибавьте 12.
3. Разделите сумму на 2.
4. Вычтите из нее исходное число.
Вопрос: «Думаете ли вы сейчас о цифре 6?»

-Данная последовательность вычислений всегда в итоге приводит к цифре 6, какое бы число вы изначально ни выбрали.Почему это работает?
Этот трюк целиком основан на простой алгебре.

1. 2х (удвоить число).
2. 2х + 12 (прибавить 12).
3. (2х + 12)/2 = х + 6 (разделить на 2).
4. х + 6 – х (вычесть исходное число).
Не важно, какое число выбрано, итоговый ответ всегда будет 6. При повторении данного приема попросите учащихся прибавить другое число на втором шаге (скажем, 18). Итоговый ответ будет половиной этого числа (а именно 9).



Слайд 8



  1. Коллеги, хочу предложить вашему вниманию одно любопытное высказывание и услышать Ваше мнение об этом. Доска.

从他的旅行没有人返,因为它以前。

    • Согласны ли Вы с этим высказыванием? (не можем ответить)

    • С чем вы столкнулись в данной ситуации? (затруднение – подберите синонимы, проблема)

  1. Верно, затруднение, проблема. Как вы считаете, о какой технологии пойдет речь? (о проблемной) Или о технологии проблемного обучения. Слайд. Актуальность.



Слайд 9

Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение, когда ученик не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом. Осознание этого факта возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний. 

Для создания проблемной ситуации можно использовать следующие методические приёмы:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; 

  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; 

  • предлагает учащимся рассмотреть явление с различных позиций; 

  • побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты; 

  • ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение; 

  • определяет проблемные теоретические и практические задачи (например, исследования); 

  • ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределёнными в постановке вопросами, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения)



Столкнувшись с проблемой при работе с высказыванием, захотелось ли вам узнать, о чём оно? (да)

Конечно. Возможно не только узнать, но еще и получить ряд новых знаний, выходящих за рамки темы. Поэтому актуальность Тенолог. Пробл. Обучен. определяется еще развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся.

Таким образом, технология проблемного обучения обеспечивает тройной эффект:

  • более качественное усвоение знаний, вызванное повышенным интересом

  • мощное развитие интеллекта и творческих способностей;

воспитание активной личности.

Слайд 10

Обратите внимание на наше высказывание. Оно в переводе с китайского языка звучит так: «Никто не возвращается из путешествия таким, каким он был раньше»

    • Как вы понимаете эту фразу в рамках данного мастер-класса? (сделали открытия)





Слайд 11

Таким образом, в процессе формирования познавательных  УУД, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Которые таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.