СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические программные средства: типы и возможности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогические программные средства: типы и возможности»

Типы ППС и целесообразность их применения при обучении математике и информатике


Актуальность темы. Широкое применение в образовании современных программ, которые характеризуются разносторонностью и простотой обращения, а также позволяют использовать их возможности для решения самого широкого круга образовательных задач.

Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам.  Развитие любой страны зависит не только от природных и физических, но, прежде всего от информационных ресурсов (слайд 3)

Из-за огромного количества информации появилось множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес для нас представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в образовании, так как в наше время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы учащихся стало труднее.

Одним из самых доступных средств в данном случае является использование компьютера. Средства информационных и компьютерных технологий позволяют автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют учителя при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода электронных учебников, методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ (слайд 4). Во-первых, это автоматизация, как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. В-третьих, в создании таковых участвуют ученики школы, приобретая для себя немало новых навыков и принося этим самым пользу не только себе, но и школе (слайд 5)

Создание учебников средствами компьютерных технологий схоже с изданием учебных пособий нового поколения, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания нового поколения призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, новационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе. Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний.

Основная среда для работы

При знакомстве с компьютером одним из первых рассматривается понятие операционной системы, т. е. основные функции. В большинстве случаев это Windows, так как именно эта операционная система сегодня используется чаще других. Для пользователя Windows наибольший интерес представляют “мощные” приложения, которые в последнее время стали чрезвычайно популярны. К их числу относятся, прежде всего, текстовый процессор MS Word, табличный процессор MS Excel, СУБД MS Access, MS Power Point. Популярность этих программ особенно возросла с начавшимся в 1994 г. распространением русифицированной версии пакета MS Office ( слайд 6).

Среда MS Office не просто формально объединяет общим названием эти программы, а делает их единой взаимосвязанной системой. В этой системе границы между, казалось бы, совсем разными приложениями оказываются размытыми. Например, создавая текст с помощью Word, можно вставить в него электронную таблицу, причем не статическую картинку, а настоящую, «живую», считающую таблицу.

Использование подобных интегрированных гибких программных систем – характерная черта современных информационных технологий. Во всех приложениях Windows пользователь имеет дело с одинаковым интерфей­сом. Используются стандартные приемы работы, как с системными средствами, так и с прикладными программами.

Среда MS Office является удобным средством обучения учащихся.  Рассмотрим преимущества офисного пакета Microsoft Windows в обучении.

Важным достоинством Windows-приложений, в том числе и офисного пакета, является наглядность (слайд 7).

Во-первых, все инструменты среды, имеющиеся в распоряжении пользователя, могут быть представлены графически в виде командных кнопок, расположенных на специальной панели. Под инструментами понимаются команды основного меню, позволяющие пользователю производить действия над объектами прикладной системы. На командных кнопках помещается графическое изображение инструмента. В настоящее время изображения на кнопках стандартизированы, так что можно говорить о специальном языке компьютерных обозначений. Каждая среда имеет набор стандартных инструментов, таких как:

Открыть, Сохранить, Удалить, Отменить, Копировать, Вставить.

Кнопки с этими инструментами размещаются на панели, называющейся Стандартная панель.

Во-вторых, документы, создаваемые в приложениях, отображаются на экране точно в таком виде, в каком будут распечатаны на бумаге. Это особенно важно, когда заранее известно, какого формата должен быть конечный документ.

Еще одной отличительной особенностью Windows-приложений является работа в многозадачном режиме. На рабочем столе могут быть одновременно открыты сразу несколько документов, созданных различными приложениями. Можно одновременно редактировать рисунок, писать письмо, производить расчеты.

Следует, однако, уточнить понятие одновременности. Все вышеперечисленные задачи могут быть запущены на выполнение. Пользователь не может одновременно задействовать один и тот же орган восприятия информации для двух разных задач. Соответственно в таких случаях человек работает последовательно, например, сначала рисует, потом пишет.

Однако если в каждой из задач задействованы разные органы восприятия информации, то эти задачи могут действительно выполняться одновременно, например, можно слушать музыку, запустив программу лазерного проигрывателя, и набирать текст, запустив текстовый процессор.

Другой важной особенностью прикладных сред Windows является возможность обмена данными между приложениями.

Приложения, работающие в среде Windows, имеют очень похожий графический интерфейс. Научившись пользоваться одной программой данного класса, можно быстро освоить и остальные, что очень удобно при обучении. Разобравшись в её особенностях и немного попрактиковавшись, можно почувствовать себя вполне уверенно. Как бы ни отличались внешние интерфейсы прикладных сред, все они состоят из однотипных по своему назначению элементов.

Использование интерактивных средств обучения на уроках информатики как инструмент организации деятельного обучения учащихся.

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы (слайд 8). С раннего возраста дети уже привыкают к удобствам технического прогресса и современным средствам получения информации.

Как сделать процесс обучения живым и увлекательным?

Как вовлечь в урочную деятельность всех участников учебного процесса?

Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», в наибольшей степени позволяют интерактивные методы и средства обучения. Уроки с применением интерактивных средств обучения принято называть интерактивными. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Интерактивные методы, средства помогают стимулированию познавательной деятельности, самостоятельности учеников; организовать комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой и учителем. Включение учащихся в познавательную деятельность, сотрудничество учителя и учащихся, раскрытие значимости знаний помогают достигать стабильных высоких результатов (слайд 9).

Ни кто не спорит о большом успехе на этом пути использования интерактивных досок. Но интерактивных досок в школе от 1-3, зато в большом количестве есть мультимедийные классы (компьютер + проектор), в которых учителя показывают презентации, которые в свою очередь уже «приелись» нашим ученикам. Почти ведь всю интерактивность доски можно добиться и в простых презентациях, используя макросы, триггеры, гиперссылки.

Современная  интерактивная доска способствует созданию наглядно-дидактических пособий нового поколения – интерактивных электронных плакатов.

Интерактивный плакат  помогает   реализовать  индивидуальный темп обучения, быстрое  реагирование на изменившуюся ситуацию на уроке, и системный подход в обучении.

Различные подходы к определению педагогических программных средств

Средства обучения являются одним из компонентов целостной методической системы обучения, взаимодействуя с целями, формой, содержанием и методами (слайд 10). Но в отличие от остальных элементов, на них ложится обеспечение большинства принципов организации учебно-воспитательного процесса, таких как принцип наглядности, принципы научности, доступности, систематичности, принцип связи с жизнью.

Очевидно, что все средства обучения, так или иначе, взаимодействуют с различными органами чувств человека. В результате ещё в одной классификации по преобладанию того или иного анализатора выделяют визуальные средства обучения, звуковые средства обучения, аудиовизуальные средства обучения, специальные средства обучения, использующиеся для обучения детей с различными типами нарушений и основанные на тактильных, обонятельных и осязательных системах.

Отечественная наука, в отличие от зарубежной, незаслуженно мало места уделяет определению принципов построения педагогических программных средств обучения, используемых как на занятиях по информатике, так и на уроках по другим дисциплинам. На мой взгляд, данные принципы применимы как к созданию неких бумажных плакатов, схем, так и к программированию компьютерных образовательных программ. Это объясняется тем, что визуальная связь с пользователем в обоих случаях одна из главных и основных.

В научной литературе встречается ряд различных понятий, связанных с обозначением программного обеспечения, используемого при обучении.

Для выявления сути данной категории мы предлагаем создать цепочку терминов от более широкого к более узкому, от более объёмного к менее информативному. Таким образом, можно получить следующие понятия и их отношения от общего к частному: «педагогическое программное средство» - «обучающая компьютерная система» - «электронный учебник» - «компьютерная обучающая программа» (слайд 11). Подход, который мы положили в основу данных соотношений, не педагогический, а информативный и технический.

Под электронным или компьютерным учебником понимается программа, направленная на обучение определённой дисциплине, предмету, которая разделена на некоторые разделы, «главы».

По словарю Ожегова, система – это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Таким образом, в обучающую компьютерную систему может входить не только материал по одной дисциплине, она может включать в себя целый блок дисциплин.

Все перечисленные продукты можно назвать педагогическими программными средствами. На наш взгляд, это самое широкое и обобщающее понятие.

Эффективность того или иного педагогического программного средства будет зависеть как от его содержательной части и от условий, в которых происходит показ, так и от учёта при его создании особенностей человеческого восприятия.

Учитель часто сам является создателем средств обучения, в том числе и программных, а при достаточной подготовке в эту деятельность может вовлечь и учащихся. Такую творческую задачу особенно интересно поставить перед учениками на занятиях по информатике. Всё это подводит педагога к необходимости изучения основных принципов человеческого восприятия информации на экране монитора.

 Программные средства и их использование в образовательном процессе

Не секрет, что академическая успешность учащегося определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Современные ученики прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. 

А что же имеем мы на данный момент? Учебник, сборник заданий, тетрадь – вот основной набор материалов, которыми пользуются учащиеся и педагоги в образовательном процессе. Результатом применения такого «набора» является снижение интереса к предмету, в частности, к математике. При этом преподаватель выступает лишь «транслятором» знаний (слайд 12). 
Предмет математики в курсе общеобразовательной подготовки является наиболее сложным для учащихся, и перед преподавателем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математики. 

Важная роль в решении этой проблемы отводится новым современным информационным технологиям. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности (слайд 13). Их преимущество в том, что они вызывают большой интерес у учащихся. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем. Таким образом, широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов, в том числе и математики, дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и любой предмет имеет равные шансы стать любимым учащимися. А преподаватель при таком процессе будет выступать «наставником», помощником при получении учащимся новых знаний, освоении способов получения этих знаний (слайд 14). 

Приступая к изучению вопроса об эффективности ИКТ, я для начала вспомнила и повторила понятие «педагогическая технология» из учебника «Педагогика». 

Само понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах: 
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; 
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств (слайд 15). 

Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся: 
учебно-лабораторное оборудование; 
учебно-производственное оборудование; 
дидактическая техника; 
учебно-наглядные пособия; 
технические средства обучения и автоматизированные системы обучения; 
компьютерные классы; 
организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.) (слайд 16). 

Как же определить информационно-коммуникационные технологии? 
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. 

Автор книги «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Полат Е. С. предлагает использовать следующие методы обучения: метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, а также широкое применение компьютерных телекоммуникаций, глобальной сети Интернет в практике преподавания. А также даёт определение: компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью учащихся (слайд 17). 

Цель работы: изучение и применение новых средств, форм и методов обучения для повышения эффективности урока и развития познавательной активности учащихся. 

Задачи: 
воспитывать у учащихся познавательную активность, используя возможности компьютера, сети Интернет; 
вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке; 
повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ. 

Использование компьютерных технологий позволяет в определённой степени добиться следующих целей: 
представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации и др); 
повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации); 
использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока; 
вовлечение учащихся в сознательную деятельность; 
использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу (слайд 18). 

Наиболее эффективно использование компьютера при: 
мотивации введения понятия; 
обучении (подаче материала); 
демонстрации; 
моделировании; 
отработке определенных навыков и умений; 
контроле знаний; 
организации исследовательской деятельности учащихся; 
интегрировании предметов естественно-математического цикла (слайд 19). 

Среди многообразия дополнительных сайтов и приложений необходимо выделить Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расположенную на сайте: http://school-collection.edu.ru/. Здесь размещены учебно-методические материалы, которые ориентируют педагога на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий (слайд 20). В ее состав вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в образовательных учреждениях, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества. Большую помощь в работе оказывают инновационные разработки Единой коллекции ЦОР – это программы-тренажёры, демонстрационные материалы, интерактивные лабораторные работы и т.д. 

Использовать ИКТ на уроках математики можно по-разному: 
Использовать видеопроектор и экран, при этом все можно сделать в любом доступном редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь мы не ограничены в использовании цветов, и нам ничего не надо экономить, мы не тратим бумагу и краски. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint. Слайды, созданные в этой среде должны отображать основные этапы урока. Например, тексты задач, домашнее задание, историческая справка, основные формулы, схемы, таблицы и прочее. Если коротко, то мы заготавливаем электронные плакаты. Это освобождает учителя от рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что очень экономит время, и потом чертеж на экране – это совсем другое, чем что-то нарисованное в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Тем более если в школе функционирует не только кабинет информатики, но и компьютерный кабинет, оборудованный компьютером и видеопроектором, интерактивной доской. 
Кроме того, компьютер можно использовать в индивидуальном режиме: Работа с обучающей и тестовой программой. В последнее время все большей популярностью пользуются компьютерные мультимедийные обучающие программы и использование интерактивной доски и видеоуроков, также можно использовать озвученные видеофрагменты, фотографии, модели, тексты, которые могут быть использованы для презентаций, докладов, рефератов и других творческих работ учителя и ученика (слайд 21).

Применение средств ИКТ на уроках позволяет: 
Экономить время на уроках; 
Снизить нагрузку учащихся; 
Совершенствовать традиционные методы обучения; 
Реализовывать личностный и дифференцированный подходы в обучении; 
Повысить мотивацию обучения, а как следствие: 
Улучшить усвоение предмета (слайд 22). 







Список литературы: 

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с. 

  2. Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с. 

  3. Гейн А.Г. Информатика: книга для учителя : методические рекомендации к учебнику 10-11 класс / А.Г. Гейн Н.А. Юнерман – М. : Просвещение, 2001. – 207 с.

  4. Гарнаев А.Ю. Microsoft Excel 2000 / А.Ю. Гарнаев. СПб. : БХВ-Петербург, 2004. – 576 с.

  5. Карпов Б. Microsoft Access 2000 : справочник / Б. Карпов. – СПб. : Питер, 2001. – 416 с.

  6. Программы для общеобразовательных учреждений : информатика. 2-11 классы / И.Г. Семакин, Н.Д. Угринович и др. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 205 с.

  7. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер // под общей редакцией М.П. Лапчика. – М.: Академия, 2001. – 624 с.

  8. Изучение основ информатики и вычислительной техники / А.П. Ершов, А.С. Первин и др. – М. : Просвещение, 1986. – 267 с.

  9. Мануйлов В.Г. Мультимедийные компоненты презентаций PowerPoint / В.Г. Мануйлов // Информатика и образование. 2005. – № 4. – С. 67-74.

  10. Лыскова В.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды / В.Ю. Лыскова. – Тамбов : Стиль. – 1997. – 380 с.



14