СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии»

Дифференцированный подход на уроках русского языка и литературы



ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

В ОБРАЗОВАНИИ

Дифференцированный подход в обучении русского языка – это разно-уровневый подход. Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность.

По результатам проведенного исследования были сделаны некоторые рекомендации к реформированию системы обучения:

  • Усиление практической направленности содержания курсов; изучение объектов, явлений, процессов, окружающих учащихся в их повседневной жизни;

  • Изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения роли репродуктивной деятельности, увеличение веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений.

Добиться обозначенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии, ибо обучение ориентированное на некоего среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать современным требованиям жизни.

Главное направление развития системы школьного образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором познавательная деятельность была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель-учебник–ученик была бы со всей решительностью заменена на новую: ученик–учебник– учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии, педагогике. И не последнюю роль в этом вопросе играют новые педагогические технологии.

Технология обучения – это совокупность приемов, действий учащихся, выполняемых в определенной последовательности, позволяющих реализовать тот или иной метод обучения; или совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию определенного подхода к обучению, реализацию определенной дидактической системы.

Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода можно выделить следующие:

1.Обучение в сотрудничестве

2. Метод проектов

3. Разноуровневое обучение

4. «Портфель ученика»

Учитель должен изменить сам подход к процессу обучения, отношению к ученику, осознать, что:

- в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой, а не он;

- деятельность познания является главной, а не преподавание;

- самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний становятся приоритетными, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний;

- совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание имеют значение для развития личности.

Современное общество живет в эпоху постоянного  увеличения объемов информации, обновления знаний.  Появляется  много способов освоения информации.

Среди   разнообразных  направлений  новых  педагогических технологий,  на   мой   взгляд, наиболее адекватными поставленным целям  и  наиболее  универсальными  являются обучение  в сотрудничестве, метод  проектов, игровые  технологии  и дифференцированный подход к обучению.



ВИДЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В педагогической литературе различают понятия «внешней» и «внутренней» дифференциации.

Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. В этом случае понятие дифференциации сходно с понятием индивидуализации обучения.

При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности объединяются специально в учебные группы по индивидуальным признакам: по способностям, по проектируемой профессии, по интересам.

Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития: памяти, внимания, мышления, познавательной активности.  Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или иным областям (предметам): к гуманитарным, точным, и т.д.

Дифференциация по неспособностям, подразумевает коррекционную работу в специальных группах (классах)

Дифференциация по проектируемой профессии касается учащихся 14-15 лет и старше, уже определивших хотя бы в общих чертах свою профессиональную ориентацию. С этой целью организуются классы с углубленным изучением предметов, спецкурсы, занятия в специализированных учебных заведениях дополнительного образования.

Дифференциация по интересам касается детей, особенно интересующихся тем или иным предметом, видом деятельности.

Таким образом, говоря о личностно-ориентированном обучении, в первую очередь необходимо обращать внимание на такие виды дифференциации, как внутренняя дифференциация и внешняя дифференциация по частным способностям и интересам. С целью реализации дифференцированного подхода используется технология разноуровневого обучения и прием учебно-речевых ситуаций на уроках русского языка.

Под разноуровневым обучением понимается разный уровень усвоения учебного материала (глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в разных группах):

  1. усвоение материала базового уровня в соответствии с требованиями образовательного стандарта;

  2. усвоение дополненного, углубленного, расширенного материала, предусмотренного стандартом в расчете на способности и интересы учащихся, а так же на возможности современных образовательных технологий;

  3. разработка дополнения к программе базового уровня с увеличением содержания и повышением требований к некоторым видам речевой деятельности, владению лексико-грамматическими навыками. При этом количество часов, отводимое на изучение той или иной темы остается без изменения, углубление идет за счет способностей учащихся.

Критериями отбора учащихся на тот или иной уровень могут служить результаты тестирования, основанного на материале, заданиях и требованиях базового уровня владения предметом на каждой ступени обучения, а так же желание учащихся и рекомендации психолога. Учет желания учащихся, предоставление им возможности взять на себя ответственность за самостоятельный выбор уровня усвоения и сложности учебного материала в зависимости от индивидуальных потребностей положительно сказывается на мотивации изучения предмета.

Большое поле деятельности предоставляет метод проектов, применение которого позволяет обеспечить применение знаний на практике с одной стороны, и осуществление дифференцированного подхода в обучении через выбор тематики, формы проекта, подбор материала и его оформление, распределение ролей (обязанностей, ответственности) при подготовке и оформлении

Работа учителя предметника в сотрудничестве с психологом позволяет подобрать учебно-речевые ситуации на уроке с учетом психологических особенностей, индивидуальных характеристик учащихся.

Современная методика обучения русскому языку ориентирует на коммуникативность и предполагает широкое использование на уроке учебно-речевых ситуаций, которые представляют собой совокупность речевых и неречевых условий, необходимых и достаточных для правильного осуществления речевых действий в соответствии с поставленной  коммуникативной задачей Следовательно, при подборе и распределении учебно-речевой ситуации учителю необходимо принимать во внимание   индивидуальные особенности (социально-культурные, возрастные, коммуникативная компетенция, эмоциональность, статус ученика в учебной группе, его самооценка), интересы, склонности, поскольку это позволяет обеспечить высокий уровень учебной и коммуникативной мотивации.

Реализация дифференцированного обучения на роках русского языка

Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.

  Занимательность – это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их способностей и интересов. 

Стандарт образования обязывает всех нас дать своим учащимся среднее образование, то есть каждый ученик должен усвоить базовый уровень знаний, при этом количество часов, отводимое на изучение той или иной темы, остаётся без изменений для всех учащихся данного класса. А наши учащиеся такие разные. Начну с того, что способности учащихся к изучению русского языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим - с большим трудом. Следует отметить тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного класса по-разному: один легче усваивает лексику в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито наглядное восприятие, поэтому они легче справляются с заданием по орфографии. Кроме того, всегда есть учащиеся с отставанием в освоении программы в силу разных причин: пропустил уроки по болезни, был невнимателен на уроке, не понял объяснения учителя, поленился как следует поработать дома и т.д. И именно такие учащиеся, дают больший процент неудовлетворительных оценок.

Так как же научить детей, обучающихся в одном коллективе, с разным уровнем подготовки? Ведь каждый хочет быть успешным! Многие учителя на уроках русского языка используют технологию дифференцированного подхода в целях повышения эффективности учебного процесса и преодоления неуспеваемости. Использовать такие задания можно на разных этапах урока, а также при обучении любому виду речевой деятельности или при обучении грамматическому и лексическому аспекту речи, орфографическим и пунктуационным навыкам письма. Например:



1 задание предназначено для уч-ся с высокой степенью подготовленности.

Им предлагается отредактировать текст, исправив орфографические или пунктуационные ошибки, объяснить их.

2 задание для менее подготовленных учащихся, которые получают задание вставить орфограммы, используя правило из учебника или записи в тетради.( образец при этом дается)

3 задание предлагается учащимся с низким уровнем обученности. Они получают карточки с заданием и вариантом верного ответа, задание подчеркнуть в ответах ключевые фразы. Объяснить по аналогии типичные задания.



Работа с текстом. Работая с текстом на уроке, можно предложить школьникам такие разно- уровневые задания:

1. сильным – самим придумать вопросы и задать их друг другу.

2. средним – ответы на вопросы в тексте по содержанию

3. слабым – найти информацию в тексте , подтверждающее простое высказывание или опровергающее его

Работа по пунктуации  в сложном предложении. Предлагается три типа заданий:

А (сильные) - сопоставь предложения и расставь соответствующие знаки препинания

Б (средние) - прочитай и обозначь границы частей, которые содержат разную смысловую информацию.

В (слабые) - выпиши основы предложений и пронумеруй их.



Примеры заданий с дифференцированной степенью сложности действительно делают урок эффективным и продуктивным для всех трёх групп учащихся. Следует помнить, что нельзя «записать» раз и навсегда несильного ученика в «неперспективную группу».

Вполне допустимо давать задания, предназначенные для сильных учащихся, менее сильному по его желанию, но никогда - наоборот.

Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Главными целями введения этого метода  являются:  

  • развитие интереса к предмету;

  • приобретение исследовательского опыта;

  • развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;

  • развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

  • получение дополнительных знаний по теме;

  • развитие навыков речи (по заданным образцам)

Системно - деятельностный подход помогает:

-  эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

-  развивать творческие способности;

- предлагать дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряет к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляет личностно-ориентированную направленность;

- помогает ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- побуждает детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

В начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока (при этом тема урока не сообщается); дети в конце урока получают задание сформулировать его тему; называютя содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.

Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1.      Использование дифференцированных заданий.

2.      Включение в образовательный процесс ИКТ.

3.      Использование метода проектов.

Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели.

Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. 

Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.







(Фрагмент из индивидуального задания (Презентация на тему : «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова») составила ученица 7 класса.

Индивидуальные творческие задания (написание рассказов, стихов) выявляют одаренных детей, способствуют раскрытию их творческого потенциала и побуждают других детей к сотворчеству.

Представляю собственные работы обучающихся на разные темы в разных жанрах:

(отрывок из работы «Безумству юных поем мы песню….»

……………Так что приветствую Вас!

Я- ребенок двухтысячных, таких же, как все ОНИ. Значит я- это он.

КОТОРЫЙ строит планы на колледж, думает, что пойдет учиться, станет директором фирмы, но в итоге будет работать в ресторанчике быстрого питания или промоутером.

Мое твердое убеждение, что мат- жемчужина русского языка(принимайте!): бранные слова помогают « выпустить пар », придать больше смысла сказанному.

Мы-дети нового времени. Уже в первом классе стерли остатки своих соплей! Будущие родители поколения next.

Мир дохнет от голода, а мы обсуждаем, кто как одет и в какой цвет перекрасить шевелюру!

-Кто неотступно подчиняет ваш БЕЗУПРЕЧНЫЙ мир?

-Мы!

-Кто вырывается из-под ваших цепких лапок и осуждающих взглядов? У-га-дай-те?!

-Кто будущие хирурги, учителя, политики с «двойками» по русскому и математике, но на звуковой скорости набирающие sms-ки и на «отлично» играющие в экшен игры?

-Мы! Ваше наследие, ваше-Я!

Советую отойти от меня, а то запачкаю!

ВАС!............

(стихотворение ученицы 8 класса)

Зима – чудесная пора !

Стемнеет за окном,

Дорожки вьюга заметет

Луна осветит дом .

Снежинки- звездочки кружат ,собравшись в хоровод ,

И всех на свете радость ждет и сказка в Новый год !

Ты посмотри: звезда летит ,как гостья , в старый дом .

Она там путь наш озарит

Желанный путь вдвоем .

Применение в работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, и сделать такие сложные предметы, как русский язык и литература доступным для всех учащихся с разной степенью способностей.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.  Гаськова, Н. В. Индивидуализация, дифференциация и интеграция в современной школе/ Н. В.Гаськова. – Улан-Удэ, 1997.- с.71-75

2.  Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К.Селёвко. - М.: Просвещение, 1998. – с. 80-83

3. Парфёнова, Е. Л. Дифференцированное обучение на уроках русского языка/ Е. Л Парфёнова // Русский язык в школе. – 2005.- №3.-с.33-38

4.  Якиманская, И. С. Технология дифференцированного обучения/ И. С.Якиманская. - М.: Просвещение, 2000. – с.110-112

5. Русский язык. Разноуровневые задания. 5 класс/ Сост. Л.Н. Федосеева. – М.ВАКО, 2013, с.29-30