Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Балаково
Саратовской области
«Педагогические технологии, способствующие формированию творческого потенциала учителя в процессе обучения и воспитания младшего школьника»
2019
Добрый день, коллеги!
Слайд 2.
Своё выступление хочу начать со слов Виссариона Григорьевича Белинского: «Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия».
Сегодня я хочу поделиться своими наработками, а именно, какие педагогические технологии, способствующие формированию творческого потенциала учителя я использую на уроках окружающего мира, технологии.
Слайд 3-4.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово творчество ? Назовите слова, которые начинаются с букв этого слова (творчество).
Т-труд
В-вдохновение
О-оригинальность
Р-развитие
Ч-чувство новизны
Е-единство целей и действий
С-сотворчество, созидание
Т-талант
В-время
О- основа педагогической деятельности
Слайд 5.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности.
Слайд 6.
Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.
Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное мастерство необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.
Слайд 7.
С
ам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов. Если взглянуть на эти три стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не являются принципиально новыми для учителей. Они присутствуют в большинстве случаев, только называются несколько иначе. «Вызов» в более привычном для учителя названии звучит как «актуализация знаний» или «введение в проблему». «Осмысление» - это не что иное, как «открытие нового знания учащимися». В свою очередь, «рефлексия» совпадает с этапом закрепления новых знаний и их первичной проверкой.
Слайд 8.
В процессе данной работы формируются умения формулировать вопросы. Находить главное в большом объеме учебного материала. Устанавливать причинно-следственные и логические связи. Строить умозаключения. Проводить аналогии. Сравнивать и анализировать.
Применение технологии «кластер» вовлекает всех учеников в обучающий процесс. Деятельность интересна детям. Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.
Слайд 9.
Использовать прием «кластер» можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
1 класс. Тема «Что такое вода?».
Работа в парах. Класс делится на пары, каждой паре предлагается готовая схема-кластер и карточки с ключевыми словами:
вода, снег, пар, иней, туман, лёд, град, роса.
- Что вы видите на листе?
- Как можно назвать? (Схема)
- Что находится в кармашке? (Карточки со словами)
- Кто догадался, что мы будем делать? (Заполнять кружки словами)
- Определите, какое слово будет главным? (Вода)
- Если дети затруднятся, то можно предложить загадку-подсказку:
В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)
- Где это слово разместим на схеме? (В центре). Сделайте это.
- Что можете сказать про оставшиеся слова? (Называют, какой бывает вода)
- Кто догадался, где мы разместим на схеме эти слова? Сделайте это.
Слайд 11
Арт-кластер (кластер с картинками) Кластер «Что такое вода?»
Слайд 12. Арт-кластер (кластер с картинками)
Слайд 13. Актуальность синквейна.
Открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
Развивает лексико - грамматические категории;
Является диагностическим инструментом;
Носит характер комплексного воздействия;
Используется для закрепления изученной темы;
Является игровым приёмом.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам
Слайд 14. Правила написания синквейна.
1 строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
2 строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
5 строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме.
Слайд 15-17. Синквейн «Витамин». Синквейн «Учитель», «Осень».
Слайд 18.
Iris Folding (айрис фолдинг) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали.
Слайд 19.
7 заповедей творческой личности
1. Будь хозяином своей судьбы.
2.Достигни успеха в том, что ты любишь.
3.Внеси свой вклад в общее дело.
4.Развивай свои творческие способности.
5.Заботься о своём здоровье.
6.Старайся мыслить позитивно.
7.Строй свои отношения с людьми на доверии.
Слайд 20. Сейчас я вам предлагаю оценить уровень вашего творческого потенциала, ответить на вопросы анкеты.
Тест «Ваш творческий потенциал»
Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а)да б)нет, он и так достаточно хорош в)да, но только кое в чём
Думаете ли вы, что можете сами участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а)да, в большинстве случаев б)нет в)да, в некоторых случаях
Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности в которой вы работаете:
а)да б)да, при благоприятных обстоятельствах в) лишь в некоторой степени
Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что можете что-то принципиально изменить:
а)да, наверняка б)это маловероятно в) возможно
Когда вы решите предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите своё начинание:
а)да б) часто думаете, что не сумеете в)да, часто
Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а)да, неизвестное вас привлекает б)неизвестное вас не интересует
в) всё зависит от характера этого дела
Вам приходиться заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нём совершенства:
а)да б) удовлетворитесь тем, что успели добиться
в)да, но только если это вам нравиться
Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нём всё:
а)да б)нет, вы хотите научиться только самому основному
в) нет, вы хотите удовлетворить своё любопытство.
Когда вы терпите неудачу, то:
а)какое- то время упорствуете, вопреки здравому смыслу
б) махнёте рукой на эту затею, т.к. понимаете, что она нереальна
в) продолжаете делать своё дело, даже когда очевидно, что препятствия непреодолимы
По – вашему профессию надо выбирать, исходя из:
а)своих возможностей, дальнейших перспектив для себя
б)стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней
в) преимуществ, которыми она обладает
Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а)да б)нет , боитесь сбиться с пути
в)да, но только там, где местность вам понравилась
Сразу же после какой-то беседы сможете ли вспомнить всё, что говорилось:
а)да, без труда б) всего вспомнить не можете
в) запомните только то, что вас интересует
Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а)да, без затруднений б) да, если это слово легко запомнить
в) повторите, но не совсем правильно
В свободное время вы предпочитаете:
а)остаться наедине, поразмыслить б) находиться в компании
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании
Вы занимаетесь каким- то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным
б) вы более или менее довольны в) вам ещё не всё удалось сделать
Когда вы од(на)ин:
а)любите мечтать о каких- то даже, может быть абстрактных вещах
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие
в) любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой
Когда какая -то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь
б) вы можете делать это только наедине
в) только не там, где слишком шумно
18. Когда вы отстаиваете какую-нибудь идею:
а) можете отказаться от неё, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов
б) останетесь при своём мнении, какие бы аргументы ни выслушали
в) измените своё мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала.
За каждый ответ А поставьте 3 балла, за ответы Б – 2 балла, за ответ В – 1 балл. Подсчитайте полученные баллы. Оцените ваш уровень творческого потенциала.
Высокий уровень – более 49 баллов
Средний уровень – 23 – 49 баллов
Низкий уровень – менее 23 баллов
Слайд 21
Рефлексия: оценка проведённой работы.
Слово-наречие по оценке значимости сегодняшнего мастер-класса
С- СЛАЖЕННО
П- ПОЛЕЗНО
А- АКТУАЛЬНО
С- СОВРЕМЕННО
И- ИНТЕРЕСНО
Б- БЛЕСТЯЩЕ
О- ОРИГИНАЛЬНО