МАОУ «Корсаковская СОШ»
« Современные педагогические технологии в обучении биологии»
Сучкова Л.Н, учитель биологии
Педагогическая технология может быть представлена тремя аспектами
1 ) научным : педагогические технологии- часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным : описание процесса, совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным ; осуществление технологического (педагогического ) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Информационно – коммуникационные технологии
- Использование компьютерных программ решает ряд важных задач:
- делает процесс обучения наглядным;
- повышает объективность оценки ответов;
- позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;
- сокращает время проверки знаний учащихся.
Цели использования информационных технологии
1 . Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
- развитие мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2 . Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
- подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3 . Мотивация учебно-воспитательного процесса:
- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
- выявление и активизация познавательной деятельности .
Работа в парах .
- Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли?
Проблема:???? Что такое гриб? Почему их выделили в отдельное царство?
Ваши версии (запись на доске)
Технология уровневой дифференциации обучения
Формы работы:
коллективная (все учащиеся выполняют одно задание),
групповая (каждая из групп получает задание),
индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант заданий)
Тренинговые технологии
- В современных образовательных условиях значительно возросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, способствующей отработке учебных навыков. процесса, выполненная под руководством педагога.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия , при которых учащиеся:
- 1.самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- 2.учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- 3.приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- 4.развивают у себя исследовательские умения;
- 5.развивают системное мышление.
Игровые технологии
Педагогические игры- это обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса
- - свободная развивающая деятельность , предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
- - творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности;
- - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
- - наличие прямых или косвенных правил , отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития .
Диалоговые технологии
Диалоговые технологии связаны с созданием современной коммуникативной среды , расширением пространства сотрудничества учащихся и педагогов.Создают условия для существенного роста мотивации к изучению учебных предметов у школьников . Практически неограниченные возможности для расширения коммуникативного пространства дает Internet. Учащиеся с интересом участвуют в дистанционных конкурсах, тематических форумах. Наиболее ощутимый эффект роста мотивации к изучению предмета у учащихся наблюдается после неформальной встречи школьников с успешным профессионалом, добившимся успеха в области, смежной биологическому образованию
Здоровье сберегающие технологии .
Использование данных технологий позволяет:
- равномерно во время урока распределять различные виды заданий,
- чередовать мыслительную деятельность с физминутками,
- определять время подачи сложного учебного материала,
- выделять время на проведение самостоятельных работ,
- нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Личностно-ориентированных технологий
- - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
- - творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности;
- - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
- - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Самостоятельная работа с учебником.
Задания при работе с учебником могут носить различный характер:
- поисково-продуктивный,
- сравнительно-аналитический,
- творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять
- дифференцированный подход в обучении.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 « Размножение грибов » и подготовьте выступление ( перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему.
Виды размножение грибов
Модульная технология в преподавании биологии
Модульное обучение как педагогическая технология получила широкое распространение в практике преподавания биологии. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Лекционно – семинарско - зачетная технология
Лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Школьная лекция – это форма организации учебного процесса, который предполагает широкую демонстрацию личностного отношения учителя и учащихся к учебному материалу. Особенность школьной лекции в использовании элементов беседы, проблемных и развивающих ситуаций, отработка понятий с целью активизации учащихся, вовлечение их в сотрудничество. После школьной лекции учителем планируется семинар как форма творческого поиска знаний , их осмысление и закрепление.
Уроки – семинары
Уроки – семинары – особые уроки уже потому, что на рабочем месте учеников, кроме привычных учебников , лежат новые книги , индивидуально – творческие и исследовательские работы, рефераты , справочники.
Работа учеников на уроке – это участие в общем процессе познания.
Урок – семинар требует серьезной подготовки и учащихся и учителя. Семинарские занятия дают хороший результат только в том случае, когда школьники к ним хорошо подготовлены. С этой целью учащихся заранее необходимо познакомить с вопросами , которые подлежат рассмотрению, порекомендовать литературу, по мере необходимости проводить консультации.
Урок-зачет
Урок - зачет одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. Значение таких уроков прежде всего в том, что на них выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и сформированность умений и навыков , определенных программой при изучении указанного материала .
Успешность проведения урока – зачета во многом зависит от того , насколько тщательно проведена подготовительная работа к нему как со стороны учителя , так и со стороны ученика
Проблемное обучение на уроках биологии
Проблемное обучение — это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Работа в группах
Задача групп- обсудить и сформулировать свое решение вопроса или проблемы. Например, необходимо выяснить особенности строения Голосеменных растений (6 класс) в процессе самостоятельной работы с материалом учебника и изучения строения ветки сосны по раздаточному материалу.
Поисково-репродуктивная работа
Заполнение таблиц.
Эта форма работы развивает умение кратко излагать и отбирать информацию. Например:
Зоны корня
Какой тканью образована
Какую функцию выполняет
Работа с терминами
От усвоения новой терминологии во многом зависит и усвоение самого материала. Помимо устной работы возможна и письменная:
-записать терминологический текст, вставить пропущенный термин и подчеркнуть;
-заполнить таблицу
Термин
Определение
Использование в тексте
Составление аналитических схем
В прием входят следующие действия:
1 .установление критерия мысленного разделения объекта (анализ)
2 . деление на основные, различные по строению, составу или функции части;
3 .условное обозначение этого деления;
4. дальнейшее разделение объекта на более мелкие части.
Овладение приемом составления аналитической схемы помогает пониманию отношений между частями, уменьшает количество ошибок при определении соподчинения частей
Сравнительно-аналитическая работа
Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его делать. В любом сравнении заложены элементы анализа и синтеза. Сравнение можно проводить, опираясь на текст , рисунки, схемы и оформление в виде таблиц и схем.
Большую помощь в работе с учебником оказывают и рисунки. Их используют для выполнения задания по анализу и сравнению.
Черты процесса
В каких клетках происходит?
Фотосинтез
Дыхание
Какой газ поглощается?
Какой газ выделяется?
Что происходит с органическими веществами?
Выводы:
- На уроках нужно применять разные педагогические технологии. Тем самым учащихся и учим, и развиваем, и воспитываем.
II. Уроки с использованием разных технологий интереснее, ярче. Впечатления, полученные детьми на таких уроках, остаются надолго.
III. ИКТ стало большим помощником на уроках. Те уроки , которые проводятся с ИКТ, запоминаются ребятам. Помогает не только объяснять новый материал, но и закреплять, обобщать, контролировать.
IV. Использовать ИКТ можно на всех этапах урока, но, не нарушая норм, прописанных в санитарно - гигиенических требований .
Спасибо за внимание!