СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии в обучении биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии в обучении биологии»

МАОУ «Корсаковская СОШ» « Современные педагогические технологии в обучении биологии»   Сучкова Л.Н, учитель биологии

МАОУ «Корсаковская СОШ»

« Современные педагогические технологии в обучении биологии»

Сучкова Л.Н, учитель биологии

  Педагогическая технология может быть представлена тремя аспектами   1 ) научным : педагогические технологии- часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным : описание процесса, совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным ; осуществление технологического (педагогического ) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Педагогическая технология может быть представлена тремя аспектами

1 ) научным : педагогические технологии- часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным : описание процесса, совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным ; осуществление технологического (педагогического ) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

 Информационно – коммуникационные технологии Использование компьютерных программ решает ряд важных задач: делает процесс обучения наглядным; повышает объективность оценки ответов; позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению; сокращает время проверки знаний учащихся.

Информационно – коммуникационные технологии

  • Использование компьютерных программ решает ряд важных задач:
  • делает процесс обучения наглядным;
  • повышает объективность оценки ответов;
  • позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;
  • сокращает время проверки знаний учащихся.
Цели использования информационных технологии   1 . Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной  деятельности в условиях информационного общества через: развитие  мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку  информации (при использовании табличных процессоров, баз данных). 2 . Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного  общества: подготовка    обучаемых    средствами    информационных    технологий    к самостоятельной познавательной деятельности 3 . Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации  возможностей информационных технологий; выявление и  активизация  познавательной деятельности .

Цели использования информационных технологии

1 . Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной  деятельности в условиях информационного общества через:

  • развитие  мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку  информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2 . Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного  общества:

  • подготовка    обучаемых    средствами    информационных    технологий    к самостоятельной познавательной деятельности

3 . Мотивация учебно-воспитательного процесса:

  • повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации  возможностей информационных технологий;
  • выявление и  активизация  познавательной деятельности .
Работа в парах . - Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли? Проблема:???? Что такое гриб? Почему их выделили в отдельное царство? Ваши версии (запись на доске)  Технология уровневой дифференциации обучения   Формы работы:  коллективная (все учащиеся выполняют одно задание),  групповая (каждая из групп получает задание),  индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант заданий)

Работа в парах .

- Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли?

Проблема:???? Что такое гриб? Почему их выделили в отдельное царство?

Ваши версии (запись на доске)

Технология уровневой дифференциации обучения

Формы работы:

коллективная (все учащиеся выполняют одно задание),

групповая (каждая из групп получает задание),

индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант заданий)

 Тренинговые технологии В современных образовательных условиях значительно возросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, способствующей отработке учебных навыков. процесса, выполненная под руководством педагога.   Цель проектного обучения состоит в том,  чтобы создать условия , при которых учащиеся: 1.самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 2.учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 3.приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 4.развивают у себя исследовательские умения; 5.развивают системное мышление.

Тренинговые технологии

  • В современных образовательных условиях значительно возросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, способствующей отработке учебных навыков. процесса, выполненная под руководством педагога.

  Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия , при которых учащиеся:

  • 1.самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • 2.учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • 3.приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • 4.развивают у себя исследовательские умения;
  • 5.развивают системное мышление.
 Игровые технологии Педагогические игры- это обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса - свободная развивающая деятельность , предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата; - творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности; - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция; - наличие прямых или косвенных правил , отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития .

Игровые технологии

Педагогические игры- это обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса

  • - свободная развивающая деятельность , предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  • - творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности;
  • - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
  • - наличие прямых или косвенных правил , отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития .
 Диалоговые технологии  Диалоговые технологии связаны с созданием современной коммуникативной среды , расширением пространства сотрудничества учащихся и педагогов.Создают условия для существенного роста мотивации к изучению учебных предметов у школьников . Практически неограниченные возможности для расширения коммуникативного пространства дает Internet. Учащиеся с интересом участвуют в дистанционных конкурсах, тематических форумах. Наиболее ощутимый эффект роста мотивации к изучению предмета у учащихся наблюдается после неформальной встречи школьников с успешным профессионалом, добившимся успеха в области, смежной биологическому образованию

Диалоговые технологии

Диалоговые технологии связаны с созданием современной коммуникативной среды , расширением пространства сотрудничества учащихся и педагогов.Создают условия для существенного роста мотивации к изучению учебных предметов у школьников . Практически неограниченные возможности для расширения коммуникативного пространства дает Internet. Учащиеся с интересом участвуют в дистанционных конкурсах, тематических форумах. Наиболее ощутимый эффект роста мотивации к изучению предмета у учащихся наблюдается после неформальной встречи школьников с успешным профессионалом, добившимся успеха в области, смежной биологическому образованию

 Здоровье сберегающие технологии . Использование данных технологий позволяет:  равномерно во время урока распределять различные виды заданий,  чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала,  выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Здоровье сберегающие технологии .

Использование данных технологий позволяет:

  • равномерно во время урока распределять различные виды заданий,
  • чередовать мыслительную деятельность с физминутками,
  • определять время подачи сложного учебного материала,
  • выделять время на проведение самостоятельных работ,
  • нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
 Личностно-ориентированных технологий - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата; - творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности; - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция; - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Личностно-ориентированных технологий

  • - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  • - творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности;
  • - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
  • - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Самостоятельная работа с учебником.  Задания при работе с учебником могут носить различный характер: - поисково-продуктивный, - сравнительно-аналитический, - творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять - дифференцированный подход в обучении.

Самостоятельная работа с учебником.

Задания при работе с учебником могут носить различный характер:

- поисково-продуктивный,

- сравнительно-аналитический,

- творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять

- дифференцированный подход в обучении.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 « Размножение грибов » и подготовьте выступление ( перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему.  Виды размножение грибов

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 « Размножение грибов » и подготовьте выступление ( перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему.

Виды размножение грибов

Модульная технология в преподавании биологии  Модульное обучение как педагогическая технология получила широкое распространение в практике преподавания биологии. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модульная технология в преподавании биологии

Модульное обучение как педагогическая технология получила широкое распространение в практике преподавания биологии. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

 Лекционно – семинарско - зачетная технология  Лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Школьная лекция – это форма организации учебного процесса, который предполагает широкую демонстрацию личностного отношения учителя и учащихся к учебному материалу. Особенность школьной лекции в использовании элементов беседы, проблемных и развивающих ситуаций, отработка понятий с целью активизации учащихся, вовлечение их в сотрудничество. После школьной лекции учителем планируется семинар как форма творческого поиска знаний , их осмысление и закрепление.

Лекционно – семинарско - зачетная технология

Лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Школьная лекция – это форма организации учебного процесса, который предполагает широкую демонстрацию личностного отношения учителя и учащихся к учебному материалу. Особенность школьной лекции в использовании элементов беседы, проблемных и развивающих ситуаций, отработка понятий с целью активизации учащихся, вовлечение их в сотрудничество. После школьной лекции учителем планируется семинар как форма творческого поиска знаний , их осмысление и закрепление.

 Уроки – семинары Уроки – семинары – особые уроки уже потому, что на рабочем месте учеников, кроме привычных учебников , лежат новые книги , индивидуально – творческие и исследовательские работы, рефераты , справочники.  Работа учеников на уроке – это участие в общем процессе познания. Урок – семинар требует серьезной подготовки и учащихся и учителя. Семинарские занятия дают хороший результат только в том случае, когда школьники к ним хорошо подготовлены. С этой целью учащихся заранее необходимо познакомить с вопросами , которые подлежат рассмотрению, порекомендовать литературу, по мере необходимости проводить консультации.

Уроки – семинары

Уроки – семинары – особые уроки уже потому, что на рабочем месте учеников, кроме привычных учебников , лежат новые книги , индивидуально – творческие и исследовательские работы, рефераты , справочники.

Работа учеников на уроке – это участие в общем процессе познания.

Урок – семинар требует серьезной подготовки и учащихся и учителя. Семинарские занятия дают хороший результат только в том случае, когда школьники к ним хорошо подготовлены. С этой целью учащихся заранее необходимо познакомить с вопросами , которые подлежат рассмотрению, порекомендовать литературу, по мере необходимости проводить консультации.

 Урок-зачет Урок - зачет одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. Значение таких уроков прежде всего в том, что на них выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и сформированность умений и навыков , определенных программой при изучении указанного материала .  Успешность проведения урока – зачета во многом зависит от того , насколько тщательно проведена подготовительная работа к нему как со стороны учителя , так и со стороны ученика

Урок-зачет

Урок - зачет одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. Значение таких уроков прежде всего в том, что на них выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и сформированность умений и навыков , определенных программой при изучении указанного материала .

Успешность проведения урока – зачета во многом зависит от того , насколько тщательно проведена подготовительная работа к нему как со стороны учителя , так и со стороны ученика

 Проблемное обучение на уроках биологии  Проблемное обучение — это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Проблемное обучение на уроках биологии

Проблемное обучение — это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

 Работа в группах Задача групп- обсудить и сформулировать свое решение вопроса или проблемы. Например, необходимо выяснить особенности строения Голосеменных растений (6 класс) в процессе самостоятельной работы с материалом учебника и изучения строения ветки сосны по раздаточному материалу.

Работа в группах

Задача групп- обсудить и сформулировать свое решение вопроса или проблемы. Например, необходимо выяснить особенности строения Голосеменных растений (6 класс) в процессе самостоятельной работы с материалом учебника и изучения строения ветки сосны по раздаточному материалу.

 Поисково-репродуктивная работа Заполнение таблиц. Эта форма работы развивает умение кратко излагать и отбирать информацию. Например: Зоны корня Какой тканью образована Какую функцию выполняет

Поисково-репродуктивная работа

Заполнение таблиц.

Эта форма работы развивает умение кратко излагать и отбирать информацию. Например:

Зоны корня

Какой тканью образована

Какую функцию выполняет

Работа с терминами От усвоения новой терминологии во многом зависит и усвоение самого материала. Помимо устной работы возможна и письменная: -записать терминологический текст, вставить пропущенный термин и подчеркнуть; -заполнить таблицу Термин Определение Использование в тексте

Работа с терминами

От усвоения новой терминологии во многом зависит и усвоение самого материала. Помимо устной работы возможна и письменная:

-записать терминологический текст, вставить пропущенный термин и подчеркнуть;

-заполнить таблицу

Термин

Определение

Использование в тексте

Составление аналитических схем  В прием входят следующие действия: 1 .установление критерия мысленного разделения объекта (анализ) 2 . деление на основные, различные по строению, составу или функции части; 3 .условное обозначение этого деления; 4. дальнейшее разделение объекта на более мелкие части. Овладение приемом составления аналитической схемы помогает пониманию отношений между частями, уменьшает количество ошибок при определении соподчинения частей

Составление аналитических схем

В прием входят следующие действия:

1 .установление критерия мысленного разделения объекта (анализ)

2 . деление на основные, различные по строению, составу или функции части;

3 .условное обозначение этого деления;

4. дальнейшее разделение объекта на более мелкие части.

Овладение приемом составления аналитической схемы помогает пониманию отношений между частями, уменьшает количество ошибок при определении соподчинения частей

Сравнительно-аналитическая работа   Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его делать. В любом сравнении заложены элементы анализа и синтеза. Сравнение можно проводить, опираясь на текст , рисунки, схемы и оформление в виде таблиц и схем.  Большую помощь в работе с учебником оказывают и рисунки. Их используют для выполнения задания по анализу и сравнению. Черты процесса В каких клетках происходит? Фотосинтез Дыхание Какой газ поглощается? Какой газ выделяется? Что происходит с органическими веществами?

Сравнительно-аналитическая работа

Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его делать. В любом сравнении заложены элементы анализа и синтеза. Сравнение можно проводить, опираясь на текст , рисунки, схемы и оформление в виде таблиц и схем.

Большую помощь в работе с учебником оказывают и рисунки. Их используют для выполнения задания по анализу и сравнению.

Черты процесса

В каких клетках происходит?

Фотосинтез

Дыхание

Какой газ поглощается?

Какой газ выделяется?

Что происходит с органическими веществами?

  Выводы:  На уроках нужно применять разные педагогические технологии. Тем самым   учащихся и учим, и развиваем, и воспитываем. II. Уроки с использованием разных технологий интереснее, ярче. Впечатления, полученные детьми на таких уроках, остаются надолго. III. ИКТ стало большим помощником на уроках. Те уроки , которые проводятся с ИКТ, запоминаются ребятам. Помогает не только объяснять новый материал, но и закреплять, обобщать, контролировать. IV. Использовать ИКТ можно на всех этапах урока, но,  не нарушая норм, прописанных в санитарно - гигиенических требований .

Выводы:

  • На уроках нужно применять разные педагогические технологии. Тем самым   учащихся и учим, и развиваем, и воспитываем.

II. Уроки с использованием разных технологий интереснее, ярче. Впечатления, полученные детьми на таких уроках, остаются надолго.

III. ИКТ стало большим помощником на уроках. Те уроки , которые проводятся с ИКТ, запоминаются ребятам. Помогает не только объяснять новый материал, но и закреплять, обобщать, контролировать.

IV. Использовать ИКТ можно на всех этапах урока, но,  не нарушая норм, прописанных в санитарно - гигиенических требований .

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!