ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Современное состояние общества, высочайшие темпы его изменений предъявляют все более высокие требования к человеку и к его здоровью. Однако из года в год в России растет число детей с проблемами психологического и физиологического здоровья, связанное с неправильным образом жизни, включающим в себя наркотическое, алкогольное и социальное воздействие на растущий организм ребенка.
Для формирования у младшего школьника представлений о здоровом образе жизни приоритетным является педагогическое направление, рассматриваемое нами в рамках фольклора, который ориентирован на воспитание личности, на создание условий для развития познавательной, эмоциональной, духовной, ценностной, деятельностной сферы каждого человека.
Под педагогическими условиями понимают совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение высшего уровня педагогической деятельности (Зверев, 2012).
Значительная доля учебного материала по предмету «Окружающий мир» направлена на здоровьесберегающий потенциал. Анализ этнографической и этнопедагогической литературы показывает, что позитивные результаты по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни при изучении предмета «Окружающий мир» средствами фольклора реализуются при соблюдении следующих педагогических условий:
Отбор фольклорного материала в соответствии с содержанием изучаемой темы, целью и задачами урока.
Включение в занятия разнообразных жанров фольклора.
Организация совместных занятий родителей, учителей и младших школьников для выработки единого стиля поведения и стратегии образа жизни ребёнка.
Так, на уроках окружающего мира в ходе изучения тем, связанных со здоровьем и ведением здорового образа жизни целесообразно использовать фольклорный материал соответствующего содержания. Например, пословицы: «Было бы здоровье – остальное будет», «В здоровом теле – здоровых дух», «Здоровье не купишь – его разум дарит».
На познавательных занятиях из серии «Забочусь о своем здоровье» младшие школьники знакомятся с элементарными знаниями о значении физической культуры, со строением тела человека, функциями различных органов, правилами личной гигиены, правильным питанием, у детей формируется потребность в здоровом образе жизни через пословицы-перевёртыши, сказки, легенды и т.д. Например: сказка «Заяц-сладкоежка», сказкочка «О доброй капусте», легенда «О Богах и здоровье человека» (Генералова, 2006).
В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например, «Здоровому всё здорово», «Кто долго жуёт, тот долго живёт», «Грязнулю всегда выручает … (вода)» (Даль, 2009).
На уроках при изучении тем, связанных со здоровьем на этапе организационного момента, самоопределения к деятельности или закрепления целесообразно вводить материал, связанный с фольклором в форме работы в парах, работы в группах, играх.
Произведения фольклора способствуют развитию познавательного интереса к человеку, здоровью. Дети с удовольствием слушают и обсуждают русские народные сказки, стихотворения, отгадывают загадки, знакомятся с пословицами и поговорками. Беседа с детьми после прочитанной сказки углубляет её воспитательное воздействие, дети учатся устанавливать связь рассказа со своим опытом, делают простые, но осмысленные выводы.
Таким образом, отбор фольклорного материала в соответствии с содержанием изучаемой темы, целью и задачами урока позволяет не только вызывать интерес младших школьников к урокам и внеурочным занятиям, но также помогает сохранить произведения устного народного творчества.
Следующим условием М.Н. Маханева считает включение в занятия разнообразных жанров фольклора.
Формами таких занятий могут быть:
библиотечные уроки, в ходе которых учитель с детьми будут читать и анализировать былины, русские народные сказки, песни с точки зрения здорового образа жизни;
экскурсии в художественные и краеведческие музеи, где младшими школьниками будут рассмотрены такие картины известных русских художников как «Богатыри» (В.М. Васнецов), «Бурлаки на Волге» (И.Е. Репин), «Крестьянское семейство за обедом» (Ф.Г. Солнцев), «Пляска» (К.В. Лебедев), «Натюрморт с лукошком». После чего с младшими школьниками может быть проведена беседа по картинам о том, как тема здоровья отражается в данных произведениях;
конкурсы, включающие отгадывание загадок, пение народных песен, частушек, объяснение значений пословиц и поговорок, связанных с темой здоровья и здорового образа жизни;
«Дни здоровья», включающие в себя такие подвижные игры как «лапта», «вышибалы», «казаки-разбойники» и др.;
проведение классных часов на такие темы как «Береги платье снову, а здоровье – смолоду», «Здоровье не купишь», «Здоровье близко: ищи его в миске», «Чистота – залог здоровья»;
театрально-фольклорный кружок, направленный на формирование представлений о здоровом образе жизни через изучение народной культуры (Маханева, 2003).
Несложно предположить, что подобная работа не может проводиться только лишь одним учителем. В своей статье Л.И. Лукина обращает внимание на то, что одним из важнейших условий формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни средствами фольклора являются совместные занятия родителей учителей и младших школьников для выработки единого стиля поведения и стратегии образа жизни ребёнка.
Наиболее распространёнными и методически оправданными формами работы с родителями считаются:
групповые родительские собрания на темы «Здоровье детей в руках родителей», «Укрепим здоровье в условиях школы»;
применение полученных знаний, их практическая отработка;
проведение мониторингов динамики здоровья и психофизического состояния учеников;
организация общешкольных, городских мероприятий. В таких мероприятиях принимают участие представители от родительской общественности всех классов, либо родители детей одной возрастной группы, вместе с детьми;
помощь родителей в совместном изготовлении атрибутики, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей в стенах школы, класса (Лукина, 2005).
Таким образом, для достижения позитивных результатов в рамках формирования здорового образа жизни средствами фольклора необходимо отбирать фольклорный материал в соответствии с изучаемой темой, целью и задачами урока, организовывать специальные фольклорные занятия во внеурочной деятельности. Учителю необходимо придерживаться педагогических условий, связанных с включением в занятия разнообразных жанров фольклора. Немаловажна роль родителей в процессе формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни, поэтому учителю необходимо проводить тематические родительские собрания, анкетирования, совместные мероприятия здоровьесберегающего характера.
ЛИТЕРАТУРА
Генералова Н.Л. Русские народные потешки в жизни малышей / Н.Л. Генералова. – М.: Просвещение, 2006. – 309 с.
Даль В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. – М.: Художественная литература, 2009. – 985 с.
Зверев М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверев // Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика, 2012. – №1 – 290 с.
Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью / Л.И. Лукина // Начальная школа. – 2005. – №7. – С. 50-57.
Маханева М.Н. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М.Н. Маханева. – М.: Академия, 2003. – 340 с.