СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению»


Педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению


Вопросы обучения детей старшего дошкольного возраста основам безопасного поведения нашли отражение в современных программно-методических материалах. В работах отечественных исследователей (Н. Н. Авдеева, А. А. Баранов, Л. Григорович, Т. С. Грядкина, О. Л. Князева, С. М. Мартынов, Р. Б. Стеркина, Т. Г. Хромцова и др.) представлены различные подходы к организации обучения детей.

Рассмотрим педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста основам безопасного поведения. Под педагогическими условиями в нашем исследовании будем понимать специально созданные педагогом обстоятельства, которые благоприятствуют обучению детей безопасному поведению и определяют его эффективность.

Возрастная адресованность обучения. При работе с детьми разного возраста содержание обучения основам безопасного поведения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие – для среднего, третьи – для старших дошкольников. Второй путь – одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. В обоих подходах должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей (К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, О. Л. Князева и др.).

Последовательность в обучении. Содержание обучения основам безопасного поведения должно быть представлено в определенной последовательности. Любая новая ступень в обучении детей должно опираться на уже освоенное в предыдущем (Н. Н. Авдеева, А. А. Баранов, Л. Григорович и др.).

Систематичность в обучении. Обучение основам безопасного поведения должно проводиться весь учебный год при гибком распределении содержания обучения в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы (О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина и др.).

Психологическая комфортность. Обучение детей дошкольного возраста основам безопасного поведения необходимо строить на основе создания психологически комфортной атмосферы. Снятие стрессовых факторов является залогом успешного обучения детей, поэтому в работе лучше использовать сюжетные картинки, чтение художественной литературы, дидактические игры. Очень важно также использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов, не допускать возникновения у детей сильных отрицательных эмоций (страха, тревоги), чувства безысходности и беспомощности (Т. П. Гарнышева, Н. Мельникова и др.).

Обучение безопасному поведению на основе активной позиции ребенка. Согласно существующей в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка только при условии, если они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную активную деятельность. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным (Н. Н. Авдеева, Л. Григорович и др.). «Попробуйте за ребенка сделать какое- нибудь мало-мальское дело - он заплачет. Он хочет сам… И кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее» (В. М. Шукшин).

Использование наглядности. Техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал. Эффективным методическим приемом является рассматривание вместе с детьми рисунков, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о неправильном поведении персонажа (С. М. Мартынов, Р. Б. Стеркина и др.).

Реализация содержания в различных формах работы. Для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, обучение на занятиях не должно быть искусственной надстройкой, занятия следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс (Т. П. Гарнышева, Н. Мельникова, Т. Г. Хромцова и др.).

Преемственность взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Содержние обучения должно стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса (К. Ю. Белая, О. Л. Князева и др.).

Учет условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Компенсировать неосведомленность ребенка в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы (Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова и др.).

С нашей точки зрения процесс обучения безопасному поведению будет эффективным, если в воспитательно-образовательном процессе ДОУ будут созданы следующие педагогические условия:

  • содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей.

От качества проектирования содержания знаний и умений в детском саду напрямую зависит качество освоения детьми предлагаемой информации. Если какой-либо вид опасностей выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Именно поэтому условием организации работы педагога в рамках обучения детей основам безопасного поведения следует считать группирование знаний и умений по видам опасностей. По нашему мнению, содержание обучения основам безопасного поведения должно быть реализовано в соответствии с классификацией видов опасностей (В.М. Губанов, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин):

- безопасное поведение в быту;

- безопасное поведение на природе;

- безопасное поведение на улице и дороге;

- безопасное поведение при взаимодействии с незнакомыми людьми.

  • обучение знаниям и умениям безопасного поведения осуществляется в последовательности от овладения знаниями к аргументации суждений и осознанному осуществлению практических умений.

По нашему мнению, последовательность в освоении знаний и умений должна предполагать определенную этапность в реализации задач обучения основам безопасного поведения.

Так, на 1 этапе необходимо заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности.

На 2 этапе – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении аргументировать собственные суждения о выборе способов безопасного поведения.

На 3 этапе необходимо на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими умениями.

  • освоение знаний и умений безопасного поведения осуществляется в различных видах деятельности.

Обучение ребенка основам безопасного поведения должно происходить в различных видах деятельности. Большинство исследователей [12; 23; 54; 60 и др.] предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такие, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.

Игровая деятельность даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев). Отражая в игре события, ребенок как бы становится их участником, знакомится с опасностями окружающего мира, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать разрешение потенциально опасных ситуаций.

Вместе с тем, обучение основам безопасного поведения целесообразно осуществлять и в других видах деятельности – в изобразительной деятельности, трудовой деятельности, самообслуживании и др.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. В изобразительной деятельности ценным является отражение своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Р. И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин «игра-рисование», обозначив им такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию пожара из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал правила безопасного поведения, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Так, ребенок может рисовать пожарных в серых тонах и объяснять это так, что он когда-то обжог палец и ему было очень больно. От этого у ребенка плохое настроение и он, таким образом, отображает это в рисунке. Именно изобразительная деятельность позволяет представить себя в роли преодолевающего опасности, дают ребенку возможность моделировать безопасное поведение.

Учебная деятельность. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность усваивать основы безопасного поведения под руководством воспитателя. Существует четыре особенности обучения детей:

  1. обучение словом - это главное звено между ребенком и ознакомление с основами безопасности. В этой связи большое значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей (беседы, чтение художественной литературы);

  2. непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт (экспериментирование и опыты);

  3. обучение дошкольников должно затрагивать эмоции ребёнка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний (изобразительная и конструктивная деятельность);

  4. обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. Именно поэтому в группе должны быть предметы, с помощью которых педагог знакомит ребенка с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож), электроприборы (DVD-проигрыватель, утюг, пылесос).

Трудовая деятельность. Через непосредственное участие в труде и в процессе наблюдения за трудом взрослых дошкольник знакомится с операциями, орудиями, видами труда, приобретает умения и навыки безопасного поведения. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки повторить их действия. По мере приобретения трудовых умений, ребенок приобретет уверенность в своей способности избегать опасности (тушит подожженные листья, аккуратно нарезает хлеб и т.п.). Чтобы было интересно трудиться, труд надо одухотворить, одушевить. Например: надо нарезать бумажные салфетки к обеду - разыгрываем ситуацию (придут в группу гости и после приема пищи захотят вытереть руки салфетками, а у нас их нет и нам будет очень неприятно от этого).

Таким образом, ребенок овладевает основами безопасного поведения в различных видах деятельности. Именно они становятся источниками познания мира. Каждая деятельность важна сама по себе, и во взаимосвязи с другими, организованными в единый педагогический процесс, способствует эффективному обучению детей основам безопасного поведения.

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: АСТ, 1998.

  2. Алексеев В.С., Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2007.  

  3. Баталова Г., Шестерикова О. Результат сегодня и завтра (научим детей – получим умных взрослых) Основы безопасности жизнедеятельности. – 2011. - № 4. – С. 57-63.

  4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: кн. для восп. детск. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1998.

  5. Белая К.Ю. Твоя безопасность. Как вести себя на дорогах и улицах (для дошкольников средней и старшей группы). – М.: Просвещение, 2008.

  6. Статмен П. Основы личной безопасности для дошкольников // Режим доступа: http://www.babyblog.ru/user/Teressa/600874

  7. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспит. детского сада. - М.: Просвещение, 2009.

  8. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2008.


10